Основные тезисы
Цели и задачи
Цель урока: познакомить с творческой историей и судьбой романа М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита", определить особенности композиции и жанра произведения, проблематику романа.
Задачи урока:
1. Образовательные:
- формировать умение анализировать текст художественного произведения;
- развивать умение выражать свои мысли, оценивать поступки героев, делать выводы;
- формировать представления о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов;
- обогащать словарный запас.
2. Развивающие:
- развивать устную речь учащихся;
- формировать у учащихся собственное отношение к событиям и героям романа;
- способствовать развитию активной жизненной позиции;
- развивать умение обобщать изученное.
3. Воспитательные:
- воспитывать интерес к жизни и творчеству М.А.Булгакова, чуткое отношение к слову;
- формировать уважительное отношение к иному мнению, умение договариваться.
Участники
Учащиеся общеобразовательных школ (11 класс), учителя русского языка и литературы, родители (законные представители) учащихся
Оригинальная идея
Знакомство с нравственной проблематикой текста через такой композиционный приём как интертекстуальный анализ текста.
Тетрадь (рабочая тетрадь, разработанная мною для данного урока), в которой учащиеся работали на уроке, становится основополагающим инструментом для систематизации знаний по данному произведению.
Чтобы углубить понимание учащихся в качестве домашней работы было предложено следующее задание: перейти по QR коду и оставить комментарий к посту на официальной странице школы в ВКонтакте о М.А.Булгакове начинающийся словами: "Читайте роман М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита", потому что...".
Ценностно-смысловое наполнение
Ценностно-смысловое наполнение урока по произведению "Мастер и Маргарита" включает осознание значимости искусства, надежды на справедливость и возможность изменить свою судьбу, а также обращение к этическим и моральным принципам. Эти ценности помогают нам более глубоко понять и оценить произведение, а также применить его уроки в своей жизни.
От идеи до результата
Урока по роману "Мастер и Маргарита" Булгакова включает следующие этапы:
1. Организационный;
2. Мотивация учебной деятельности;
3. Постановка учебной задачи, целеполагание;
4. Актуализация имеющихся знаний;
5. Первичное усвоение новых знаний;
6. Проблемное объяснение нового;
7. Первичная проверка понимания;
8. Закрепление материала в ходе представления результатов собственной деятельности;
9. Итоги урока. Оценки. Рефлексия.
10. Домашнее задание
Результаты
1. Повышение литературной грамотности: учащиеся узнают
- о классическом произведении русской литературы и приобретают знания о его сюжете;
- о персонажах;
- об идеи;
- о проблематике.
2. Развитие аналитического мышления: чтение и обсуждение романа стимулирует учащихся к анализу произведения, его символическим значениям и глубинным смыслам.
3. Формирование критического мышления: учащиеся изучают и анализируют различные интертекстуальные отсылки и аллюзии.
4. Расширение общей эрудиции: роман содержит интертекстуальные отсылки к другим произведениям, что позволяет учащимся расширить свои знания о произведениях разных эпох и культур.
5. Формирование эстетического вкуса.
6. Развитие коммуникативных навыков: обсуждение и анализ романа способствует развитию умения выражать свои мысли и аргументировать свою точку зрения, а также слушать и уважать мнение других.
7. Расширение кругозора и понимания исторического и культурного контекста.
Место в системе воспитания образовательной организации
Урок был представлен на региональном этапе конкурса профессионального мастерства "Учитель года - 2023". Он входит рабочую программу по предмету литература.
Ссылки на актуальную информацию в сети Интернет