Логотип
  • Главная
  • Новости
  • Номинации
  • Работы
  • Документы
  • Контакты
  • Войти
  • Регистрация
  • Логотип
  • Главная
  • Новости
  • Номинации
  • Работы
  • Документы
  • Контакты
  • Войти
  • Регистрация
    • Главная
    • Работа Дербенёва Татьяна Ивановна
      • «Народный женский костюм. Христианская символика в орнаментах народного костюма»

        Воспитательные практики в рамках школьного урока/учебного занятия

        Дербенёва Татьяна Ивановна

        Балтийский городской округ

        Учитель/преподаватель

        МБОУ СОШ № 5 г. Балтийска

        15.05.2024

        Читать работу
        Ваше имя


        Ваш e-mail


        Сообщение


        Основные тезисы

        Цели и задачи

        Цель: изготовить передник, используя для декоративной отделки вышивку христианской символики, ленты, бахрому.

        Задачи:

        • Учебные: Познакомить обучающихся с особенностями русского женского костюма, как символа народа, страны; показать отличительные особенности женского костюма северных и южных областей России; научить различать «сарафанный» и «поневный» комплексы одежды, дать понятие некоторых деталей костюма; познакомить с терминами: наметать, заметать, настрочить; закрепить знание основных технологических понятий: строчка, долевая нить, лицевая сторона ткани, признаки определения лицевой стороны ткани.
        • Развивающие: развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативности, внимательности, эстетического вкуса; привитие навыков культуры труда и аккуратности.
        • Воспитательные: воспитание чувства доброжелательности и доброты к людям; привитие интереса к истории России, ее традициям.
        • Личностно-ориентированные: способствовать развитию умения сопоставлять факты, развивать творческие навыки, создать условия для развития навыков общения и совместной деятельности.

        Участники

        Обучающиеся 5 класса

        Оригинальная идея

        В.А. Сухомлинский сказал: «Дети любят труд, в процессе которого создаётся что-то красивое, необычное. Ум ребёнка — на кончике его пальцев, и чем выше мастерство, которым овладела и овладевает рука, тем умнее ребёнок, подросток, юноша». Действительно, высказывание В.А. Сухомлинского о том, что дети любят труд, в процессе которого создаётся что-то красивое и необычное, имеет глубокий смысл. Особенно в последние годы наблюдается рост национального самосознания народов России, и возникло движение по восстановлению и развитию традиционных народных промыслов и ремесел. Народная культура обладает огромным потенциалом для формирования у детей национального самосознания. Передача опыта поколений в жизненно важных областях, таких как труд и семья, через обычаи, традиции, народное искусство является сильным фактором формирования культурной и национальной идентичности у детей. Мощным средством реализации этой идеи являются практико-ориентированные уроки технологии, на которых обучающиеся не только знакомятся с культурой и традициями своего народа, но и на практике могут познакомиться с процессом изготовления предметов быта, одежды, используя знания о традиционных ремеслах.

        Ценностно-смысловое наполнение

        Сочетание культурного наследия и практико-ориентированных уроков технологии способствуют развитию у детей уважения к национальным ценностям, помощи в сохранении и продвижении традиций, а также формированию творческих и профессиональных навыков. Грамотное использование этого опыта в воспитательном процессе позволяет детям развивать творческий потенциал, приобщаться к наследию предков, а также укреплять патриотические чувства. 

        Отмеченный рост национального самосознания народов России и движение по восстановлению и развитию традиционных народных промыслов и ремесел представляет большой культурный потенциал. Использование народной культуры в образовательном процессе способствует формированию у учащихся чувства принадлежности к своему народу и уважению к его культурному наследию. 

        Кроме того, проведение таких уроков способствует развитию УУД.

        Характеристика учебных возможностей и достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:

        Учащиеся овладеют:

        регулятивными УУД:

        • диагностирование результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;
        • формулирование вопросов по теме на основе опорных (ключевых и вопросительных) слов (2 уровень);

        коммуникативными УУД:

        • обсуждение разных точек зрения и вырабатывание общих (групповых) позиций;
        • слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

        личностными УУД:

        • осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы.

        От идеи до результата

        План урока:

        1. ОНУ
        2. Сообщение темы, цели и задач урока. (Учитель произносит строки из сказки, дети высказывают предположение о возможной теме урока. Учитель уточняет, дети формулируют задачи урока).
        3. Изучение нового материала:
        • Женская одежда северных и южных районов России
        • Символика в декоративном украшении одежды

        У обучающихся на партах тексты с описание женской одежды разных районов России, таблицы для заполнения, изображения одежды и ее описание.  Дети выписывают из него в соответствующие столбцы предметы женской одежды северных и южных районов России, затем соотнесят описание одежды с соответствующей картинкой. Фронтальная проверка. Учитель рассказывает о традиционной одежде русского народа, свой рассказ сопровождает показом презентации. Далее через проблемные вопросы в формате беседы обсуждается украшение одежды, значение украшений, использование христианской символике в вышивке на одежде).

        1. Вводный инструктаж перед началом изготовления передника. (Составление плана работы с повторением терминов ручных и машинных работ)
        2. Практическая работа через актуализацию ранее изученного материала (правила заправки швейной машины)
        3. Закрепление (в форме интерактивной игры «Своя игра»)
        4. Итог
        5. Домашнее задание
        6. Рефлексия 

        К уроку разработан раздаточный материал (в прикрепленном файле)

        Результаты

        Такие уроки способствует развитию фантазии, эстетического и интеллектуального потенциала детей, а также их самооценки. В процессе урока дети учатся оценивать свои собственные достижения и успехи, а также умения других участников, что способствует развитию их общественных навыков. Кроме того, подобные занятия дают возможность детям перенимать лучшие практики, развивать свои идеи и реализовывать их в деле. Не мало важно и то, что через такие уроки дети знакомятся с национальной культурой, обычаями, бытом и искусством, что способствует их гармоничному развитию и формированию культурной идентичности.

        Место в системе воспитания образовательной организации

        Интеграция народных промыслов и ремесел в образовательный процесс и воспитательную работу является важным шагом для сохранения культурного наследия и формирования национальной идентичности у молодого поколения, развитию и совершенствованию культуры труда, профессиональной ориентации обучающихся.

        Уроки технологии имеют особое значение для развития учеников. На таких уроках учитель близок к каждому ученику и может способствовать развитию их творческих способностей и цельному восприятию картины жизни своего народа. Различные виды рукоделия, такие как вышивание, лоскутное шитье, вязание или изучение и изготовление народных костюмов, дают возможность учащимся проявить свое мастерство и фантазию. Это также способствует развитию у них чувства прекрасного, вкуса, а также овладению новыми навыками и знаниями о традиционных искусствах и ремеслах. Уроки технологии могут стать замечательной возможностью для учащихся самореализоваться и обогатить свой внутренний мир.

        Ссылки на актуальную информацию в сети Интернет

        https://sh5-baltijsk-r27.gosweb.gosuslugi.ru/roditelyam-i-uchenikam/novosti/novosti_359.html 

        1. Презентация.pdf Скачать
        2. 5.jpg Скачать
        3. 4.jpg Скачать
        4. 2.jpg Скачать
        5. Конспект урока Дербенёва Т.docx Скачать
  • Главная
  • Новости
  • Номинации
  • Работы
  • Документы
  • Контакты
  • Войти
  • Регистрация
  • Институт развития образования

    «Институт развития образования»

    Адрес: г. Калининград, ул. Томская, 19

    Сайт: koiro.edu.ru

    Министерство образования Калининградской области

    Министерство образования Калининградской области

    Адрес: г. Калининград, ул. Томская, 19

    Сайт: koiro.edu.ru

    Государственное автономное учреждение Калининградской области дополнительного профессионального образования

    ©️ 2022 Все права защищены

    Page created 0,0167 sec.
    SQL: 000.
    RAM: 644 kB
    Created by mega8.ru