Основные тезисы
Цели и задачи
Цель: изготовить передник, используя для декоративной отделки вышивку христианской символики, ленты, бахрому.
Задачи:
- Учебные: Познакомить обучающихся с особенностями русского женского костюма, как символа народа, страны; показать отличительные особенности женского костюма северных и южных областей России; научить различать «сарафанный» и «поневный» комплексы одежды, дать понятие некоторых деталей костюма; познакомить с терминами: наметать, заметать, настрочить; закрепить знание основных технологических понятий: строчка, долевая нить, лицевая сторона ткани, признаки определения лицевой стороны ткани.
- Развивающие: развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативности, внимательности, эстетического вкуса; привитие навыков культуры труда и аккуратности.
- Воспитательные: воспитание чувства доброжелательности и доброты к людям; привитие интереса к истории России, ее традициям.
- Личностно-ориентированные: способствовать развитию умения сопоставлять факты, развивать творческие навыки, создать условия для развития навыков общения и совместной деятельности.
Участники
Обучающиеся 5 класса
Оригинальная идея
В.А. Сухомлинский сказал: «Дети любят труд, в процессе которого создаётся что-то красивое, необычное. Ум ребёнка — на кончике его пальцев, и чем выше мастерство, которым овладела и овладевает рука, тем умнее ребёнок, подросток, юноша». Действительно, высказывание В.А. Сухомлинского о том, что дети любят труд, в процессе которого создаётся что-то красивое и необычное, имеет глубокий смысл. Особенно в последние годы наблюдается рост национального самосознания народов России, и возникло движение по восстановлению и развитию традиционных народных промыслов и ремесел. Народная культура обладает огромным потенциалом для формирования у детей национального самосознания. Передача опыта поколений в жизненно важных областях, таких как труд и семья, через обычаи, традиции, народное искусство является сильным фактором формирования культурной и национальной идентичности у детей. Мощным средством реализации этой идеи являются практико-ориентированные уроки технологии, на которых обучающиеся не только знакомятся с культурой и традициями своего народа, но и на практике могут познакомиться с процессом изготовления предметов быта, одежды, используя знания о традиционных ремеслах.
Ценностно-смысловое наполнение
Сочетание культурного наследия и практико-ориентированных уроков технологии способствуют развитию у детей уважения к национальным ценностям, помощи в сохранении и продвижении традиций, а также формированию творческих и профессиональных навыков. Грамотное использование этого опыта в воспитательном процессе позволяет детям развивать творческий потенциал, приобщаться к наследию предков, а также укреплять патриотические чувства.
Отмеченный рост национального самосознания народов России и движение по восстановлению и развитию традиционных народных промыслов и ремесел представляет большой культурный потенциал. Использование народной культуры в образовательном процессе способствует формированию у учащихся чувства принадлежности к своему народу и уважению к его культурному наследию.
Кроме того, проведение таких уроков способствует развитию УУД.
Характеристика учебных возможностей и достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:
Учащиеся овладеют:
регулятивными УУД:
- диагностирование результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;
- формулирование вопросов по теме на основе опорных (ключевых и вопросительных) слов (2 уровень);
коммуникативными УУД:
- обсуждение разных точек зрения и вырабатывание общих (групповых) позиций;
- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
личностными УУД:
- осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы.
От идеи до результата
План урока:
- ОНУ
- Сообщение темы, цели и задач урока. (Учитель произносит строки из сказки, дети высказывают предположение о возможной теме урока. Учитель уточняет, дети формулируют задачи урока).
- Изучение нового материала:
- Женская одежда северных и южных районов России
- Символика в декоративном украшении одежды
У обучающихся на партах тексты с описание женской одежды разных районов России, таблицы для заполнения, изображения одежды и ее описание. Дети выписывают из него в соответствующие столбцы предметы женской одежды северных и южных районов России, затем соотнесят описание одежды с соответствующей картинкой. Фронтальная проверка. Учитель рассказывает о традиционной одежде русского народа, свой рассказ сопровождает показом презентации. Далее через проблемные вопросы в формате беседы обсуждается украшение одежды, значение украшений, использование христианской символике в вышивке на одежде).
- Вводный инструктаж перед началом изготовления передника. (Составление плана работы с повторением терминов ручных и машинных работ)
- Практическая работа через актуализацию ранее изученного материала (правила заправки швейной машины)
- Закрепление (в форме интерактивной игры «Своя игра»)
- Итог
- Домашнее задание
- Рефлексия
К уроку разработан раздаточный материал (в прикрепленном файле)
Результаты
Такие уроки способствует развитию фантазии, эстетического и интеллектуального потенциала детей, а также их самооценки. В процессе урока дети учатся оценивать свои собственные достижения и успехи, а также умения других участников, что способствует развитию их общественных навыков. Кроме того, подобные занятия дают возможность детям перенимать лучшие практики, развивать свои идеи и реализовывать их в деле. Не мало важно и то, что через такие уроки дети знакомятся с национальной культурой, обычаями, бытом и искусством, что способствует их гармоничному развитию и формированию культурной идентичности.
Место в системе воспитания образовательной организации
Интеграция народных промыслов и ремесел в образовательный процесс и воспитательную работу является важным шагом для сохранения культурного наследия и формирования национальной идентичности у молодого поколения, развитию и совершенствованию культуры труда, профессиональной ориентации обучающихся.
Уроки технологии имеют особое значение для развития учеников. На таких уроках учитель близок к каждому ученику и может способствовать развитию их творческих способностей и цельному восприятию картины жизни своего народа. Различные виды рукоделия, такие как вышивание, лоскутное шитье, вязание или изучение и изготовление народных костюмов, дают возможность учащимся проявить свое мастерство и фантазию. Это также способствует развитию у них чувства прекрасного, вкуса, а также овладению новыми навыками и знаниями о традиционных искусствах и ремеслах. Уроки технологии могут стать замечательной возможностью для учащихся самореализоваться и обогатить свой внутренний мир.
Ссылки на актуальную информацию в сети Интернет
https://sh5-baltijsk-r27.gosweb.gosuslugi.ru/roditelyam-i-uchenikam/novosti/novosti_359.html