Основные тезисы
Цели и задачи
Внутрипредметный модуль «Сказка – источник духовно-нравственного воспитания» для учащихся 6 класса общеобразовательной школы направлен на решение важнейшей цели современного образования – становлению гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота своего Отечества.
Образовательные задачи курса связаны, прежде всего, с формированием умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст.
Цели литературной подготовки заключаются в том, чтобы, способствовать формированию умений:
• Развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости;
• Воспитание эстетического отношения к искусству;
• Обогащение нравственного опыта школьников.
Задачи:
• познакомить учащихся с народными и авторскими сказками;
• учить детей умению видеть эстетическую сторону текста и обучить их анализу произведения;
• развивать творческое и ассоциативное мышление, воображение, письменную и устную речь;
• прививать интерес к предмету, к различным видам искусств.
Участники
Учащиеся общеобразовательных школ (6-е классы), учителя русского языка и литературы, родители (законные представители) учащихся.
Оригинальная идея
Сказка - это особое средство постижения жизни, близкий и понятный детям способ познания, изучения, раскрытия действительности. Вводя шестиклассников в народный язык, мы открываем ему мир народной мысли, народного чувства, народной жизни. В сказке содержатся мечты народа, общественная мораль, народный характер, история жизни народа. Хорошо рассказанная сказка - это ещё и начало культурного воспитания.
Известно, что учащиеся 6 класса отличаются более сильным воображением, эмоциональной активностью, предметным восприятием. В то же время они могут заметить важные для текста художественные особенности, но не всегда способны обобщить свои впечатления, объяснить их. Именно здесь учитель может открыть им «секреты» автора художественного произведения или произведения устного народного творчества, помочь осмыслить прочитанное глубоко.
Курс литературы уже в 6 классе предоставляет много возможностей для включения ребят в исследовательскую деятельность. Например, в период изучения сказки М.М.Пришвина у учащихся часто возникает вопрос: «Какова история рождения литературных и авторских сказок?».
Подросткам-читателям интересно и важно выдвинуть свои предположения, версии, гипотезы, обсудить их в классе. Необходимо найти подтверждение в науке. Так возникает исследовательская задача, соединяющая учебное и научное содержание.
Ценностно-смысловое наполнение
Современное литературное образование переживает период реформ. Перед школой ставится задача подготовки учащихся к жизни, практической деятельности. Чтение вершинных произведений художественной литературы справедливо осознается как насущная потребность, необходимый опыт общения с подлинным искусством, заставляющим остановиться, задуматься о вечных, непреходящих жизненных ценностях. В решении комплекса воспитательных задач литературе как искусству словесного образа, имеющему высокую степень эмоционального воздействия на подрастающее поколение, отводится главная роль.
Назначение модуля «Сказка – источник духовно-нравственного воспитания» - обучение учащихся пониманию литературы как вида искусства; сформировать умение видеть проблему и наметить пути ее решения; содействовать воспитанию эстетической культуры учащихся, формированию интереса к чтению, нравственных, гуманистических ценностей, расширению кругозора, развитию речи школьников.
От идеи до результата
Программа разработана на 34 часа в качестве внутрипредметного образовательного модуля. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 6-х классов.
Основные этапы:
1. Анализ программы. Первый этап предоставил возможность изучить программу по литературе в школе и выделить основные аспекты, связанные со сказками и литературным чтением. На этом этапе определились цель и задачи модуля.
2. Разработка учебных материалов.
3. Применение учебных материалов.
4.Оценивание и коррекция.
5. Завершение модуля.
6. Отчетность. Составление отчета о реализации модуля.
Результаты
1. Умение анализировать и интерпретировать сказки. Учащиеся смогут выявлять главные темы и мотивы, а также исследовать символику и образы в тексте.
2. Умение оценивать художественную ценность литературных сказок. Учащиеся научатся оценивать и сравнивать сказки, а также анализировать структуру и стиль сказок.
3. Развитие навыков чтения и письма.
4. Развитие творческого мышления. Учащиеся научатся находить нестандартные решения и создавать интересные и оригинальные сюжеты и персонажей.
5.Формирование культурного образования. Изучение сказок позволяет узнать о русской и зарубежной литературной традиции, сравнивать разные культуры и исследовать глубинные значения сказки.
6.Развитие эмоционально-ценностного отношения к литературе. Изучение сказок помогает воспитывать любовь к чтению и книгам в целом. Учащиеся научатся воспринимать мир через призму символов и образов.
Место в системе воспитания образовательной организации
Внутрипредметный модуль может входить в рабочую программу по предмету литература, а также может стать самостоятельным курсом по внеурочной деятельности.
Ссылки на актуальную информацию в сети Интернет