Основные тезисы
Цели и задачи
Цель: воспитать калининградцев - патриотов своего края, умеющих действовать в интересах совершенствования своей личности, общества и Отечества, любящих свою семью, школу, город, Россию.
Задачи:
- Формировать любовь к родному городу и интереса к прошлому и настоящему;
- Развивать умение анализировать и оценивать события прошлого и настоящего, определить свое отношение к ним;
- Воспитывать уважение к себе, через воспитание уважения к близким, героям Великой Отечественной войны.
Участники
Ученики 7 класса, классный руководитель, педагоги, родители.
Оригинальная идея
Активизация гражданской позиции и творческого потенциала детей является актуальной проблемой образовательного и воспитательного процесса. Необходимость воспитания здорового поколения, неравнодушных людей на примерах истории Отечества становится очевидной на современном этапе развития общества. Усиление роли краеведения в жизни современного общества обусловили необходимость по-новому осмыслить и оценить огромное культурное наследие, накопленное человечеством, сформировать потребность в общении с ним.
Необходимость формирования патриотических чувств обучающихся в современных условиях расширяющегося информационного пространства, растущий интерес к изучению родного края - от замков Кёнегсберга до наших дней, в связи с празднованием 75-летия Калининградской области.
Ценностно-смысловое наполнение
Воспитательная практика построена таким образом, что обучающиеся изучают свой регион в сочетании по направлению межкультурное обучение. Большое внимание уделяется экскурсионной работе, связаны с посещением музеев, историко - культурных центров города и области по определенным маршрутам в соответствии с программой.
Выдающий российский ученый-географ Н. Н. Барановский писал: «Изучая край, можно увидеть мир в капле
воды». Действительно, если сопоставить размеры нашей Калининградской области с огромными просторами России, ее можно сравнить с маленькой капелькой. Но если ребята познакомятся с историей этой земли, судьбами ее жителей в различные эпохи, то смогут лучше и полнее понять не только историю России, но и других стран, а, может быть, и всего мира.
От идеи до результата
1. Проведение анкетирования среди учеников и их родителей о Калининградской области. 2. Введение в краеведение. Теоретические занятия: Понятие об историко-культурном и природном наследии. Формы бытования наследия. Сбор сведения о родных и близких - первых переселенцах в Калининградскую область. Практическое занятие: Информационный проект обучающихся «Я горжусь своими корнями!» |
4. Калининградский край в истории государства российского Теоретические занятия Мифология по истории заселения Калининградского края. Первые упоминания местности в официальных источниках. Основные вехи истории края (Восточная Пруссия) в контексте истории государства. Уникальные особенности природы родного края. Практические занятия: Экскурсия по достопримечательным объектам природы Калининграда и области. |
5. Моя семья и родной край – Калининградская область. Теоретические занятия Что такое семья, род? Семейные предания, традиции и реликвии. Семейный архив. Памятные события в истории семьи. Моя семья и история Калининградской области. Биографии членов семьи, рода. Составление родословных таблиц. Описание семейного архива и семейных реликвий. Практические занятия: Запись воспоминаний и рассказов членов семьи о событиях, связанных с историей архивов и реликвий. Сочинения и эссе «Имя героя в истории моей семьи» в рамках празднования 75 - летия Калининградской области. Обсуждение собранных материалов. |
6. «Нам дороги эти позабыть нельзя» (по местам Боевой Славы) Теоретические занятия Военные традиции земляков. Жители родного края – участники ВОВ и других военных действий. Военные реликвии семьи. Практические занятия: Выявление ветеранов ВОВ, выпускников школы - кадровых военных или прошедших действительную военную службу. Сбор информации у родственников и знакомых. |
7. Янтарный край России. Природное наследие. Теоретические занятия Природно-климатические условия, геологическое строение и рельеф, почвы, водные ресурсы, растительность, животный мир Калининградской области. Объекты природного наследия родного края, их выявление и охрана. Экологические проблемы янтарного края. Практические занятия Выявление объектов природного наследия родного края, их учёт и разработка программ охранных мероприятий. Составление «Красной книги флоры и фауны родного края». |
8. Экскурсионная работа. Теоретические занятия Экскурсия как форма популяризации историко-культурного и природного наследия музейными средствами. Виды экскурсий: обзорная, тематическая, учебная. Приёмы подготовки экскурсии с использованием опубликованных источников, научной и популярной литературы, материалов музейного собрания. Мастерство экскурсовода: речь, внешний вид, свободное владение материалом, этика. Практические занятия: Игра-практикум по разработке текстов экскурсий по выбранной теме. |
9. Викторина «Знатоки родного края». |
Результаты
-
- Историко-краеведческое:сбор материалов и фактов о жизни и обычаях народов Калининградской области; знакомство с культурой края; изучение истории нашего края.
- Эколого-краеведческоенаправление ориентировано на формирование экологической культуры подрастающего поколения, знакомство с растительным и животным миром области;
- Военно-историческое: ведение поисковой работы, сбор фактов и материалов об участниках различных военных событий.
Участие в выставках, фестивалях, учебно-исследовательских конференциях, конкурсах.
Место в системе воспитания образовательной организации
Воспитательная практика проходит в рамках Модуля "Классное руководство" - краеведческая работа.
Ссылки на актуальную информацию в сети Интернет