Основные тезисы
Цели и задачи
Цель занятия:
Для учителя – помочь учащимся в осознании своего «Я».
Для ученика – научиться планировать свои шаги по достижению поставленной цели.
Педагогические задачи:
- помочь скорректировать ученикам, в случае необходимости, свое поведение;
- учить:
- предвидеть дальнейший ход жизненных событий;
- выделять свои положительные и отрицательные качества;
- взвешивать все «за» и «против» по достижению цели;
- свободно «выстраивать» жизнь.
Участники
Обучающиеся 9 класса
Оригинальная идея
В ходе классного часа предлагается учащимся поделиться своими планами на будущее, подумать о своем собственном предназначении, поразмышлять над высказываниями великих людей, заполнить «Дневник самовоспитания».
Ценностно-смысловое наполнение
Целесообразно проведение подобных занятий, где педагог подводит ребят к самовоспитанию. Такая работа требует от взрослого деликатности, большого уважения к учащимся, завоевания их доверия. Самовоспитание, конечно, дело добровольное. Один из трудных моментов в активизации самовоспитания – обеспечение его систематичности, т. к. подростки склонны заниматься делами нерегулярно. Необходимо вызвать у них стремление к самовоспитанию и самосовершенствованию.
От идеи до результата
Занятие состоит из пяти страниц, каждая из которых предваряется эпиграфом. Все участники имеют «Дневники самовоспитания», инструкции, вопросы рефлексии. На доске в печатном виде все страницы занятия.
Обсуждением руководит педагог.
План занятия.
Путь – это и есть камень…
Каждый твой шаг будет целью.
Х.Л. Борхес
Страница №1.
Дорогу осилит идущий.
(из одной умной книги)
Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости! Начать сегодняшнее занятие я хочу с отрывка из известной вам сказки Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес».
- Подскажи, пожалуйста, в какую сторону мне идти? – спросила Алиса.
- В значительной степени это зависит от того, что ты желаешь достичь, - ответил кот.
- Меня это как - то мало волнует, - сказала Алиса.
- Тогда не имеет значения, в какую сторону ты пойдешь, - ответил кот.
Если вы, как Алиса, четко не знаете, чего хотите достичь, то рискуете оказаться на распутье, гадая, что делать дальше. Вы будете порываться то в одну сторону, то в другую или окажетесь настолько сбиты с толку, что вообще не сможете сделать ни шагу. Поэтому я предлагаю поговорить на тему «Я учусь планировать».
Цель занятия - научиться планировать свои шаги по достижению поставленной цели.
В ходе занятия мы с вами поделимся своими планами на будущее, поразмышляем над высказываниями великих людей, подумаем о собственном предназначении, заполним «Дневник самовоспитания». Буду очень рада выслушать каждого из вас и надеюсь на тесное сотрудничество.
Страница №2.
Кто ты? Откуда? Куда ты идешь?
Вопрос ночного сторожа на кладбище,
который очень озадачил
молодого Шопенгауэра.
Ребята, чего от жизни ждете вы, какие ваши цели?
Запишите в «Дневнике самовоспитания» цель, которую вы ставите на сегодня. Вам помогут варианты ответов:
- цель – сама жизнь;
- день прошел, к смерти ближе (вариант моей бабушки);
- учиться на «5»;
- окончить школу с медалью;
- поступить в вуз;
- стать хорошим семьянином;
- сбросить вес;
- выспаться;
- перекрасить волосы;
- сделать карьеру;
- обрести свободу;
- быть у власти;
- МОИ ВАРИАНТЫ________________________
Итак, поделитесь вашими ответами. Какие вы поставили цели? Далекие или близкие? Глобальные или маленькие? Позитивные ли они?
Обсуждение.
Страница №3.
Бог помогает упорным.
Коран
Каждый из вас поставил цель. Но как ее достичь? Какие для этого необходимы качества? Какие качества помогают достижению цели, а какие тормозят ее? Заполните в «Дневнике самовоспитания» таблицу №1.
Мои качества, которые помогают добиться поставленной цели |
Мои качества, которые тормозят или делают невозможным осуществление желаемого |
|
1……………………….
2……………………….
3……………………….
4……………………….
5………………………. |
1……………………….
2……………………….
3……………………….
4……………………….
5………………………. |
Эгоизм Честность Оптимизм Пессимизм Трудолюбие Лживость Ответственность Инициативность Доброта Зависть Упорство Упрямство И т. д. |
Обсуждение.
Вот мы и выяснили, какие качества необходимы. Но этого мало для достижения цели. Необходимо научиться планировать, то есть обдумывать каждый свой шаг, быть настойчивым и упорным. Заполните таблицу №2 и продумайте каждый свой шаг.
|
Шаги, которые меня приблизят к цели. |
|
1……………………….
2……………………….
3……………………….
4……………………….
5……………………….
|
Обсуждение.
Страница №4
Все течет, все изменяется.
Гераклит
Если вы серьезно стремитесь чего-то добиться, следует рассмотреть все плюсы и минусы предстоящих перемен. Каждому из вас будет полезно выполнить одно задание, которое психологи называют «анализом расходов и доходов». Заполните таблицу №3. В помощь прилагается инструкция. Подумайте о том, что может измениться, а также о финансах, здоровье, эмоциональном состоянии и др.
Расходы (против) |
Доходы (за) |
|
|
Инструкция.
- В разделе «расходы» перечисли все доводы против поставленной цели.
- В разделе «доходы» перечисли все доводы за.
- Отметь самые высокие «расходы» и самые заманчивые «доходы».
- Ответь на вопрос: Что необходимо сделать, чтобы сократить «расходы» и увеличить «доходы»?
Совет: Ты можешь использовать этот метод всякий раз, когда тебе предстоит сделать выбор.
Обсуждение.
Страница № 5.
Завершение.
Каковы у человека цели
значения не имеет.
Судить его будут…
по его делам.
Г. Бигер
Наше занятие подошло к концу.
Мне было очень приятно с вами работать. Думаю, у вас сегодня получилось планировать шаги по достижению цели. Надеюсь, вам понравился «Дневник самовоспитания». И если кто - то из вас будет продолжать его вести, то сможет многого добиться.
В конце попрошу вас ответить на вопросы рефлексии:
- Что нового вы узнали?
- Считаете ли подобное занятие нужным? Если да, то почему? Если нет, то почему?
- Что вам понравилось, а что нет?
- Какие пожелания себе, одноклассникам, классному руководителю у вас появились?
Уходя, не забудьте отдать рефлексию.
И помните: Путь – это и есть камень…Каждый твой шаг будет целью (Х.Л. Борхес).
Результаты
Дневник самовоспитания и образовательный продукт (рефлексия по теме занятия).
Место в системе воспитания образовательной организации
Практическая реализация цели и задач данного классного часа осуществляется в рамках направлений воспитательной работы школы, которая представлена в модуле "Классное руководство".
Ссылки на актуальную информацию в сети Интернет
https://infourok.ru/klassnyj-chas-ya-uchus-planirovat-dnevnik-samovospitaniya-5531268.html