Основные тезисы
Цели и задачи
Цель – вовлечь учащихся в обсуждение социальной проблемы общества, в частности молодежи.
Задачи:
- Образовательные:
- расширить кругозор учащихся;
- дать толчок для последующей, углубленной мысли учащихся, заставить задуматься.
- Развивающие:
А) Способствовать развитию интеллектуальных способностей:
- формированию критического мышления, умения устанавливать логические связи между явлениями;
- умению анализировать различные идеи и события, делать обоснованные выводы,выстраивать цепочку доказательств;
- умению различать факты и точки зрения, выявлять ошибки, анализировать, полученную информацию;
- способности концентрироваться на сути проблемы.
Б) Способствовать развитию коммуникативных умений:
- умению слушать и слышать собеседника;
- терпимости к различным взглядам, иным точкам зрения, толерантности;
- умению строить монолог и диалог.
В) Способствовать развитию ораторских способностей:
- умению публично выступать;
- умению четко выражать свои мысли в устной форме;
- способности привлечь слушателей интонацией, жестами, мимикой;
- умению четко отвечать на поставленные вопросы.
- Воспитывающие:
- воспитать личность социально – ответственную, самоопределяющуюся;
- воспитать личность, уверенную в себе и способную работать в команде.
Участники
- Ведущие.
Задачи:
- управлять ходом дебатов;
- направлять обсуждение в нужное русло;
- следить за тем, чтобы участники не уклонились от темы;
- - проявлять корректность к участникам дебатов.
- Команда 1 – утверждающая тему дебатов: спикеры – 4 учащихся + тренер – учитель + родитель.
Задача – убедить судей в правильности своей позиции.
Команда 2 – отрицающая тему дебатов: спикеры – 4 учащихся + тренер – учитель + родитель.
Задача - доказать, что позиция утверждения неверна или имеет недостатки.
Задачи:
- высказывать разные точки зрения, используя цитаты, статистику, факты и другое;
- обмениваться мнениями, суждениями, касаться разных аспектов проблемы;
- давать оценку тому или иному факту, событию, явлению;
- задавать вопросы другой команде во время перекрестной беседы;
- предлагать возможные пути решения проблемы.
- Таймкипер – следит за соблюдением регламента.
- Судьи - решают, какая команда была более убедительной.
- Зрители – делятся своими впечатлениями, анализируют работу в целом.
Оригинальная идея
Мероприятие проводится с помощью интересной для всех участников технологии "дебаты", где каждый может высказать свое мнение, и его не будут порицать. Однозначно, такое мероприятие не оставит никого равнодушным и и заставит размышлять еще долгое время, анализировать и делать выводы.
Ценностно-смысловое наполнение
Участие в подобном мероприятии позволит участникам дебатов принять или не принять одну из точек зрения утверждающей или отрицающей сторон, переоценить свое видение на эту проблему.
От идеи до результата
Принципы дебатов:
- уважение необходимо;
- честность обязательна;
- проигравших нет.
Суть дебатов:
- обязательное наличие двух сторон – утверждение, отрицание;
- соблюдение регламента;
- корректное отношение к оппонентам;
- работа с вопросами;
- решение судей.
Организация дебатов:
Парты в классе располагаются в форме прямоугольника.
Оборудование:
Компьютер + проектор.
Слайды (анкета, цитаты, факты, фото и т.д.)
Сюжеты, записанные на видео и диктофон.
Таблички, листы бумаги, ручки, вопросы для анализа дебатов, «судейские» протоколы.
Фоновая музыка.
Гонг (звуковой).
Песочные часы.
Действующие лица:
- Ведущие.
Задачи:
- управлять ходом дебатов;
- направлять обсуждение в нужное русло;
- следить за тем, чтобы участники не уклонились от темы;
- проявлять корректность к участникам дебатов.
- Команда 1 – утверждающая тему дебатов: спикеры – 4 учащихся + тренер – учитель + родитель.
Задача – убедить судей в правильности своей позиции.
Команда 2 – отрицающая тему дебатов: спикеры – 4 учащихся + тренер – учитель + родитель.
Задача - доказать, что позиция утверждения неверна или имеет недостатки.
Задачи:
- высказывать разные точки зрения, используя цитаты, статистику, факты и другое;
- обмениваться мнениями, суждениями, касаться разных аспектов проблемы;
- давать оценку тому или иному факту, событию, явлению;
- задавать вопросы другой команде во время перекрестной беседы;
- предлагать возможные пути решения проблемы.
- Таймкипер – следит за соблюдением регламента.
- Судьи - решают, какая команда была более убедительной.
- Зрители – делятся своими впечатлениями, анализируют работу в целом.
Сценарий дебатов.
- Вступление: приветствие, озвучивается ведущими актуальность, тема, проблема, называются участники игры - 7 минут
- Видеосюжет -3 минуты.
- Выступление утверждающей команды – 5 минут.
- Выступление отрицающей команды 5 минут.
- Сюжет скрытой камерой – 3 минуты.
- Перекрестные вопросы – 8 минут (4+4).
- Программа по решению проблемы – 2 минуты (1+1).
- Рекламная пауза (чтение наизусть 2-3 стихотворений)- 3 минуты
- Решение судей – 5 минут.
- Анализ дебатов – мнение зрителей (учащихся, гостей, психолога)- 10минут
- Заключение – 1 минута.
Итого: 50 минут (+ или – 5 минут).
Ход дебатов.
- Вступление.
В.1: Добрый день! Мы рады вас приветствовать на внеклассном мероприятии «На поле брани». Ненормативная лексика имеет место быть в русском языке.
В.2: Вальтер Скотт писал: «Человеческий язык, подобно челюсти лошади, также нуждается в узде».
В.1: «Наша речь подобна продажной женщине, способной возвыситься или опуститься до любой роли, подобна куртизанке, которая прячется под разными масками, прихорашивается, притворяется и стушевывается», - произнесла как-то Жорж Санд.
В.2: Нецензурная речь имеет место быть в русском языке. Сегодня выражаются нецензурно не только взрослые, но и дети, для которых это уже стало нормой. Выражаются практически все и везде: дома, на работе, в общественном месте.
В.1: Русский мат культивируется телевидением. Работники телевидения не просто ругаются матом, а разговаривают на нем. Правда, центральные каналы бранные словечки хотя бы маскируют «бипами», а дециметровые уже не стесняются. Мат в эфире у многих пробуждает интерес к программе. Чем больше эпатажа, тем выше будет рейтинг у программы.
В.2: В книгах нецензурные слова также уже печатают без стыдливых многоточий. На брань перешел уже и кинематограф. Произносить нецензурные слова не только актуально, но и модно.
В.1: Среди нас всегда найдутся сторонники и противники нецензурной лексики. Вот и сегодня мы поговорим о том, стоит ли закрывать глаза на эту проблему или бороться с ней.
В.2: Итак, тема дебатов «На поле брани». Постулат: Ненормативная лексика имеет место быть в русском языке.
В.1: Сегодня мы поговорим о нецензурной речи в молодежной среде, найдем ответы на вопросы: использует ли молодежь нецензурную речь? Почему? Когда и в каких ситуациях? Можно ли исправить положение? Стоит ли оправдывать использование молодыми людьми нецензурной лексики? Надо ли бороться за чистоту языка?
В.2: Теперь мы представляем участников дебатов (называются все участники). Мы надеемся на продуктивную беседу, поэтому смело высказывайте и обосновывайте свою точку зрения. И помните принципы дебатов: уважение необходимо, честность обязательна, проигравших нет.
В.1: Прежде чем приступить к выступлению спикеров, предлагаем посмотреть сюжет.
- Сюжет скрытой камерой + запись на диктофоне.
В.2: Вы посмотрели сюжет и послушали запись, выскажите свою точку зрения: необходима ли такая лексика? (остальные вопросы по ходу мероприятия)
- Выступление утверждающей команды – 5 минут.
В.1: Согласны ли вы с мнением утверждающей команды?
4.Выступление отрицающей команды 5 минут.
В.2: Сейчас переходим к перекрестным вопросам. Каждая команда может задать по 2 вопроса противоположной команде.
- Перекрестные вопросы.
- Видеосюжет.
В.1: Уважаемые спикеры! Как вы видите, в сюжете все затрудняются предложить способы борьбы с нецензурной бранью.
В. 2. Как бороться с матом? Предложите пути решения в течение 1 минуты.
В.1. Пока судьи обдумают свое решение, мы послушаем красивую русскую речь.
- Чтение наизусть. (Читают учащиеся)
- Решение судей.
В.1: Предоставляется слово каждому члену судейской коллегии.
- Анализ дебатов.
В.2: Сейчас мы проанализируем – что удалось, а что, может быть, не совсем удалось. Уважаемые зрители, вы в начале игры получили вопросы для анализа, пожалуйста, вам слово.
- Заключение.
В.1: В заключение мы бы хотели сказать: «Нельзя к цветку в виде дополнения подвесить шуруп. Нельзя к нитке жемчуга на женской шее присоединить в виде подвесок канцелярские скрепки. Объяснить, почему того делать нельзя, тоже нельзя. Дело сводится к языковому слуху, к чувству языка, в конечном счете, к уровню культуры».
В.2: Так давайте беречь наш прекрасный русский язык! Всем спасибо и до свидания!
В.1: До новых встреч!
Звучит тихая фоновая музыка.
Приложение 1
Вопросы для анализа дебатов.
1. Состоялись ли, на ваш взгляд, дебаты? Аргументируйте свою точку зрения.
А) да Б) нет В не знаю
2. По вашему мнению, достаточно ли активны были участники дебатов?
А) да Б) нет В) другое
3. Какой момент в дебатах вам особенно понравился или запомнился?
А) сюжеты Б) выступление команд В) перекрестные вопросы Г) другое
4. Какое из высказанных доказательств вы могли бы назвать самым убедительным?
5. Хотели бы вы обратиться к какому – либо участнику с пожеланием, рекомендацией или советом?
6. Были ли ведущими допущены ошибки при ведении дебатов?
А) да Б) нет В) другое
7. Какое замечание или пожелание вы могли бы высказать ведущим?
Приложение 2
Судьи - решают, какая команда была более убедительной в игре, чья аргументация была более весомой, чьи поддержки были более яркими и авторитетными, кто лучше задавал вопросы и отвечал на них.
Баллы можно не озвучивать.
Судейский протокол.
Судья_____________________________________________
Тема: «На поле брани». Постулат: Ненормативная лексика имеет место быть в русском языке. Сужение темы: Нецензурная речь в молодежной среде. |
Дата: Время: |
|
Критерии (до 5 баллов) |
Утверждающая сторона |
Отрицающая сторона |
1. Понимание темы, проблемы, владение материалом. |
|
|
2. Аргументы (отношение к теме, разнообразие аргументов, доказательность) |
|
|
3. Работа с вопросами (умение формулировать вопрос и отвечать именно на него) |
|
|
4. Соблюдение регламента. |
|
|
5. Культура общения (корректность, умение слушать) |
|
|
Итого: |
|
|
Особое мнение (пожелание, совет, обращение, рекомендация)
|
|
|
Приложение 3
Анкета для педагогов
1. Употребляете ли в своей речи нецензурные слова?
Часто
Иногда
Никогда
Другое
- Если да, то в каких ситуациях?
В гневе
Для связки слов
На работе
Дома
Другое
3. Слышите ли вы нецензурную речь в школе?
Да
Нет
- Если да, то как вы на это отреагировали?
Сделал вид, что не услышал (а)
Сделал (а) замечание
Свел (а) к шутке
Другое
Анкета для учащихся
- Принято ли у вас дома выражаться нецензурно?
Да
Нет
Иногда
- Используете ли вы бранные слова в своей речи?
Всегда
Иногда
Никогда
- Общаетесь ли нецензурно в своей среде (в классе, школе)?
Да
Нет
Исходя из ситуации
- Как вы считает, можно ли исправить положение?
Да
Нет
Иногда
Результаты
Представлены в презентации.
Место в системе воспитания образовательной организации
Данная практика помогает решить одну из поставленных задач системы воспитания в школе:
- формирование у обучающихся дополнительных навыков коммуникации, включая межличностную коммуникацию, межкультурную коммуникацию;
- формирование у обучающихся ответственного отношения к слову, как к поступку.
Ссылки на актуальную информацию в сети Интернет