Логотип
  • Главная
  • Новости
  • Номинации
  • Работы
  • Документы
  • Контакты
  • Войти
  • Регистрация
  • Логотип
  • Главная
  • Новости
  • Номинации
  • Работы
  • Документы
  • Контакты
  • Войти
  • Регистрация
    • Главная
    • Работа Наталья Старкова
      • Урок - практикум по созданию исторических моделей "Патриоты России"

        Воспитательные практики в рамках школьного урока/учебного занятия

        Наталья Старкова

        учитель начальных классов

        МАОУ "СОШ№1 г.СВетлогорска"

        28.11.2021

        Читать работу
        Ваше имя


        Ваш e-mail


        Сообщение


        Основные тезисы

        Цели и задачи

             

         Цель: Создание  условия для  закрепления и углубления знаний учащихся об истории России

        Задачи:

        • Сформировать навык  применения полученных знаний в новой ситуации,  устанавливать связи с ранее изученным материалом.
        • Совершенствовать умения  сравнивать, рассуждать, делать выводы, работать с исторической картой;  участвовать в беседе, сотрудничества с товарищами в процессе совместной деятельности.
        • Содействовать воспитанию интереса к изучению истории страны, чувства патриотизма, гордости за свою Родину; бережного отношения к историческому наследию России; любознательности и пытливости в процессе учения, коммуникативных компетенций в процессе работы.
        • Способствовать  развитию  познавательной активности,  памяти, мышления, воображения и  расширения кругозора.

        Участники

        Обучающиеся 4 класса

        Оригинальная идея

        Через прохождение образовательных структур Сингапурской методики  ("Опроси-опроси-обменяйся", "Углы",  "Круглый стол", моделирование  объемной ("Клубок" времени) и  графической модели ("Лента времени", таблица "Патриоты России"), игру "Исторические ассоциации" обучающие актуализируют знания русской истории в объеме программы 4 класса и расширяют понятие "патриоты России".

        Ценностно-смысловое наполнение

         Любить Родину – значит знать ее историю.  А.С.Пушкин писал: "Человек, который не любит, не знает, не помнит свою историю не имеет будущего..."  Тема патриотизма была актуальна всегда, а в современном мире - особенно. Наша школа – региональный  ресурсный центр по внедрению  и реализации  Программы воспитания. Мы понимаем, что  формирование духовно-нравственных устоев на основе базовых национальных ценностей, является основой для решения вопросов воспитания и образования.

         

        От идеи до результата

        Сценарный план урока

        Орг. момент - "Снятие напряжения"  (2 мин)

        Участники урока сидят по 4 человека (по Сингапурской технологии). У каждого - свой номер в группе

        -Первые номера  - проверьте порядок на столе,  номера вторые - встаньте, помашите друг другу, 3 и 4 номера пожмите руки.

        - Самое важное, помните, что вокруг - ребята, готовые помочь, объяснить, оценить. Улыбнитесь друг другу.

        -Сегодня вы личности, готовые войти в историю!

        1. Вход в урок - "Клубок" (3 мин.) 5¢

        - Подскажите, как принято обозначать ход времени, ход истории? (линия, отрезок..) - Действительно, ход истории люди представляют по разному - река,  прямая, луч..

         Я представила в виде нити.

        (разматываеся клубок)

        - Время принято отсчитать с лева на право, обозначая года, века с меньшего к большему)

        - Третьи номера помогите мне - распределите по нити времени  и прикрепите карточки-   "века"

         (используют таблички и прищепки)

        V- IX вв.                  IX -XIII вв.               XIII - XV вв.             XV - XVII вв.

        - Обратите внимание - перед вами на "нити времени" 4 таблички, 4 временных периода.

        1. Повторение изученного  ранее
        • "Лента времени" (3 мин) 8¢

        - У вас на столах другая модель - лента времени, поработ аем с ней:

        - Распределите карточки с обозначением веков, сверяйтесь с "нитью времени" перед вами. 

                  V- IX вв.                 IX -XIII вв.                    XIII - XV вв.                  XV - XVII вв.

              Отдельные                    Киевская                     Монгольское                  Московское

        Славянские племена             Русь                                    иго                           государство

         

            - Проверим, что получилось у команд. Первые номера в каждой группе, назовите по очереди временные отрезки, эпохи, которые вы расставили от более древнего... ()

        - Как вы думаете, почему один временной  отрезок  заканчиваются, а  другой начинается одним и тем же веком? (важные, судьбоносное события происходят в середине века, а не на рубеже веков..)

        - Что это может быть за событие? (война, смена правителя, открытие... )  

        - Расставьте  значимые  даты, отделившие одну эпоху, от другой

        1480 год- Иван Третий отказался платить дань, выиграл битву на реке Угре.

        882 год- Олег  объединил Древнерусское государство

        988 год- князь  Владимир - христианство

        1237 год- нашествие на  Русь Золотой орды

         

         

        - Давайте проговорим, что получилось?

        (Обсуждение:

        -Какое событие, из представленных, вы поставили первым и как оно изменило историю? (Крещение Руси и объединение княжеств вокруг Киева)

        - Какое событие вы поставили вторым и что за ним последовало? (Нашествие татаро - монголов)   

        - Какое событие вы поставили третьим? (Отказ Ивана Третьего платить дань и освобождение от ига, укрепление Москвы и Московского государства

         ОТЛИЧНО!!

        • Упражнение  - «опроси-опроси-обменяйся вопросом» (6 мин) 14¢

        - Упражнением «опроси-опроси-обменяйся» сегодня  повторим основные даты.

        (дети взяв карточку, встают из-за столов,  самостоятельно образуют пары и задают по очереди вопрос со своей карточки, получают (или проговаривают сами) правильный ответ, слушают и отвечают на вопрос напарника, обмениваются карточками, и образуют новые пары.

        Таким образом успевают задать и ответить на 5-6 вопросов, вспоминают основные даты, события, фамилии)

        1.В каком году князь  Олег объединил под своей властью Новгород  и Киев?

        Ответ: В 882 году Олег стал великим князем киевским и появилось Древнерусское государство

        2.В каком году произошло крещение Руси? Какой князь стал крестителем Руси?

        Ответ: В 988 году князь  Владимир и его дружина приняли христианство сами, а после приказал креститься киевлянам.

        3. Кто создал славянскую азбуку? Каково ее значение?

        Ответ: Монах Кирилл и его брат Мефодий создали глаголицу (от слова "глаголить" - говорить). Позже ученики упростили азбуку и назвали ее  кириллицей. Письменность способствовала развитию грамотности.

        4. В 1237 году хан Батый разгромил и сжег Рязань, в 1238 году - Владимир, в 1240 году - Киев. Почему почти вся Русь попала в зависимость к Золотой Орде?

        Ответ: К середине XII века Русь распалась на отдельные княжества.  Не хотели вступать князья в сражение друг за друга, не смогли объединиться для отпора врагу.

        5. Александр (прозванный Невским) разгромил шведов на реке Неве и немецких рыцарей на Чудском озере. Почему шведы начали наступать в 1240 году и были уверены в успехе?

        Ответ: В 13 веке Русь находилась в зависимости от Золотой Орды (платила дань, не развивались ремесла, искусства).  Северные враги (шведы, немцы) решили , что в тяжелую годину им будет проще одолеть Русский народ.

        6. Чем известен  Иван Калита, правивший с 1325 по 1340 годы?

        Ответ: Москва разрасталась: стала торговым центром, появился кремль (дубовые стены),  белокаменные соборы. Иван Калита начал собирать русские земли вокруг Москвы.

        7. Какой князь одержал победу  8 сентября 1380 года на Куликовом поле?

        Ответ: Князь Дмитрий собрал войска и сам сражался наравне со всеми на Куликово поле - между Доном и его притоком - рекой Непрядвой. И после победы стали звать князя Дмитрием Донским.

        8. После победы на Куликовом поле, Орда не была сломлена окончательно. Потребовалось еще 100 лет, чтобы освободиться от зависимости... Почему же так важна была эта победа русскому народу?

        Ответ: Победа на Куликовом поле показала русскому народу как важно объединение земель в одно государство. Эта победа дала веру в то, что зависимость Руси не вечна.

        9. Зависимость Руси от Золотой Орды закончилась в 1480 году. Что предшествовало этому?

        Ответ: Иван Третий - умный правитель отказался платить дань хану Ахмату. Хан привел войско, но на реке Угре русские обстреляли его из пушек и луков. Хан отступил и увел свое войско.

        10. Что изменилось при правлении Ивана Третьего?

        Ответ: Единое многонациональное  государство - Россия. Управлять помогала боярская дума.  Появился государственный герб  - двуглавый орел.

        11. Кто был первым книгопечатником в России? Когда появились первые книги?

        Ответ: По велению царя Ивана Грозного была открыта первая типография в Москве. Мастерами, знавшими толк в печатном деле были Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец.

        12. Почему мы отмечаем День народного единства 4 ноября

        Ответ: 4 ноября 1612 года Москва была окончательно освобождена от поляков народным ополчением под руководством Дмитрия Пожарского

         

        - Сколько вопросов вы  успели задать? (4-5-6..) 

        - Какой вопрос был самым трудным?  (...) Важно, что теперь вы знаете ответ?

        - Мы повторили основные события. Но историю делают люди! Давайте вспомним и фамилии людей, связанные с этими периодами нашей страны.

        • Дидактическая игра "Исторические ассоциации"18¢

         (учитель обращает внимание на ларец или чемодан)

        -  Номера вторые,  выйдите сюда и  выберите один предмет из  ларца

        -  Можете сразу назвать что это?  (Икона, кошель, берестяная грамота, меч)

        - Возвращайтесь в группы и за 1 мин. совместно найдите исторические ассоциации - фамилии, события, даты. 

        (включается "секундомер")

        - Номер 4 в каждой группе расскажет, что получилось. (3 мин) 22¢

        Обсуждение, того  "что приходит на ум",  глядя на эти предметы.

        ( Икона - Князь Владимир (крещение Руси 988), Сергий Радонежский объединение - (благословил на бой 1380г.), Гермоген и монахи Троице-Сергиева монастыря поднимали против польских захватчиков

        (меч - защита, война, Александр Невский (шведы, немцы), Дмитрий Донской (татаро- монголы),  Дмитрий Пожарский (поляки)

        кошель - калита- Иван Калита бережливость и щедрость, прекратились опустошительные набеги, пополнилась казна,  Освобождение от дани - Иван третий,  Народное  ополчение и сбор денег -  Кузьма Минин;

        береста - Кирилл и Мефодий (русская азбука),  Найденная в Новгороде берестяная грамота - школы, Первопечатник  Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец, Во времена лихолетья монахи рассылали грамоты

        • Упражнение "Углы" (5 мин) 27¢

        - Ребята, символом чего является каждый предмет?

        (ответы детей)

        Икона - Символ веры России

        Береста- Символ  грамоты, образования

        Калита- Символ благополучия, расширение границ

        Меч - Символ защиты Отечества

         

         

         

         

         

        У нас появилась еще одна модель! И заполним мы его совместно!

        (Каждый участник каждой  группы берет  "одну (свою) часть" таблицы и все расходятся по углам класса - где прикреплены "Икона", "Береста", "Кошель", "Меч")

        - Вы объединились в новые группы, группы по вашей теме.

        -Совместно обдумайте и запишите имена/ фамилии людей, связанных с данным символами  русской истории.  Время работы -5 минут

        (включается "секундомер")

        - Возвращайтесь к своим группам и прикрепите  ваши листы на картон,  соедините части в одну таблицу.

        (учащиеся составляют из отдельных столбцов одну общую таблицу)

        - Как можно назвать эту модель? (Исторические личности, деятели истории, патриоты России).  

        - Кто такие патриоты? (Люди, любящие свою страну, готовые защищать свое Отечество, делающие на благо Родины много хороших дел. Это и священники, и воины, и правители, и ученые..)

        - Прочитайте определения на листке, которые я взяла из разных словарей. Какое определение близко и понятно именно вам. Почему? (дети читают определения, обсуждают в командах,  с объяснением называют вслух одно, то, которое было выбрано большинством)

        - Каких людей вы запомнили, благодаря уроку? (дети называют разные фамилии, комментируют..)

        - Почему вы считаете их патриотами ? Что конкретно они сделали для России?

        (ответы детей)

        - Вернемся к модели.  Подпишите таблицу   (Дети подписывают таблицу).

        - Что бы вы добавили в свои исторические  модели? (Рисунки, портреты, карты)

        - Мы сможем сделать это на следующем уроке или приготовить дома.

        - А самое главное - ленту можно будет продолжать заполнять дальше.

        Изучение истории продолжается! 

        Результаты

        Предметные:

        Обучающиеся АКТУАЛИЗИРУЮТ основные даты, события  Русской истории и  СМОГУТ СВЯЗЫВАТЬ их с именами выдающихся людей  (в объеме  4 класса)

        Метапредметные:

        познавательные -  СОЗДАДУТ модели (схемы) для решения учебных и познавательных задач; БУДУТ ИМЕТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ высказывать предположения, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение;

         коммуникативные - обучающиеся ОРГАНИЗУЮТ учебное сотрудничество в группах и в парах;  КАЖДЫЙ участник задаст и ответит на вопросы,  выскажет и обоснует свою точку зрения; будет иметь возможность обсуждать проблемные вопросы;

        регулятивные - обучающиеся смогут принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с одноклассниками необходимые действия; 

        Личностные:  через изучение истории и культуры своего народа,  обучающиеся смогут испытать чувство гордости и уважения к Отечеству,  чувство патриотизма и  российской гражданской идентичности. 

        Место в системе воспитания образовательной организации

        Урок по КТП по предмету "Окружающий мир"       4 класс  программы  «Школа России» 

        (авт. А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова)  

        Возможно использование элементов практики на уроках истории, на занятиях по темам "Кто такие патриоты?", "Патриоты России в давние вроемена и сейчас" и т .д.

        Ссылки на актуальную информацию в сети Интернет

        https://youtu.be/JqsbppKJO6g

        1. урок на .docx Скачать
  • Главная
  • Новости
  • Номинации
  • Работы
  • Документы
  • Контакты
  • Войти
  • Регистрация
  • Институт развития образования

    «Институт развития образования»

    Адрес: г. Калининград, ул. Томская, 19

    Сайт: koiro.edu.ru

    Министерство образования Калининградской области

    Министерство образования Калининградской области

    Адрес: г. Калининград, ул. Томская, 19

    Сайт: koiro.edu.ru

    Государственное автономное учреждение Калининградской области дополнительного профессионального образования

    ©️ 2022 Все права защищены

    Page created 0,0296 sec.
    SQL: 000.
    RAM: 670 kB
    Created by mega8.ru