Основные тезисы
Цели и задачи
Цель: воспитать высоконравственного, творческого, ответственного, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как собственную.
Задачи:
- воспитание сознательного/добросовестного отношения к учебе;
- способствование нравственного, эстетического, интеллектуального роста личности школьника;
- разработатка и проведение ряда мероприятий.
Участники
Учащиеся 5-11 класса, педколлектив.
Оригинальная идея
Взаимодействие учителей-предметников, направленное на создание совершенного человека и построение совершенного общества.
Ценностно-смысловое наполнение
Для воспитания, становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России, иными словами, формирования разума, духа и душевного состояния ребенка нами был разработан ряд мерояприятий: «Наследие великих математиков», «Защитники земли русской», "Изучение истории родного края", «Духовные основы жизни семьи».
От идеи до результата
На уроках литературы ребята изучают былины, а на уроках истоков активно знакомятся с устройством деревенской избы или укладом жизни крестьян. Во внеурочное время большое внимание нами уделяется проектной деятельности и конкурсам. За основу в учебном году была взята тема «Защитники земли русской». В сентябре была осуществлена подготовка к всероссийской олимпиаде «Основы православной культуры», ключевые вопросы которой были посвящены православию А. Невского. Был проведен урок-презентация о жизни и деятельности А.Невского. А учащиеся продолжили заложенное учителем, углубляясь в изучение литературы/просмотр фильма, мультфильма и поиск дополнительной информации о великом полководце. После чего они приняли участие в олимпиаде и со знанием дела отвечали на вопросы. В проектной деятельности дети имели возможность не только узнать о русских богатырях, но и изучить национальный колорит большой России. Апогеем этого направления был февральский квест «Маленькие воины» ко Дню Защитника отечества, составленный и разработанный мальчиками без участия педагога. Будущие герои Земли Русской с большим воодушевлением окунулись в годы Великой Отечественной войны и достойно провели мероприятие для девочек. Логично, что завершающим мероприятием оказался конкурс стенгазет «Герои национального эпоса разных народов России».
Одним из интереснейших направлений для изучения учащимися видим и семейные праздники. «Вместе мы семья. Духовные основы жизни семьи». Это проведение рождественских встреч, разработка и изучение праздников, участие в играх, создание национальных предметов (утвари, кукол, костюмов).
Невозможно развитие патриотических чувств без любви к родине, к малой родине. Создание и распространение таких проектов, как «Калининград – моя малая родина», «Калининград – город космонавтов». «Творчество калининградских писателей», «Улицы города Калининграда» - неотъемлемая часть учебного процесса.
Зимой проведено большое мероприятие «Наследие великих математиков», в котором у всей школы была возможность прикоснуться к жизни и творчеству великих людей и их математическим открытиям. Каждая параллель образовательного учреждения была задействована в той или иной деятельности. Осознать, что математика – красивая наука, детям и взрослым помог такой ряд мероприятий, как участие в выставке стенгазет, разработка презентаций, выступление с докладами на уроках и в научных конференциях. Каждый класс был занят изучением творчества российских математиков и их открытиями. Примечательно, что дети не только постигали исторические факты и открытия, но и имели возможность осознать, что русский математик – человек живой, умеющий любить и творить с любовью. Вишенкой на торте было онлайн-тестирование (исследование для формирования интереса к жизни и достижениям ученых, оставивших след в культуре своей страны), в котором принимал участие не только ученический и педагогический состав школы, но и родители.
При повторении синтаксиса русского языка считаем актуальным вводить в качестве примера недавно пройденный детьми теоретический материал из уроков математики или составлять предложения исторического/духовного содержания (по теме, которую взяли за основу в учебном году).
Результаты
В онлайн-тестировании в рамках мероприятия "Наследие великих математиков" приняло участие 70 % учащихся, 60 % педагогического состава школы, 40 % родительской общественности. Совместная деятельность педагогов, учащихся и родителей благотворно влияет и на школу, и на семью.
Мероприятие "Защитники земли русской» и участие в ряде всероссийских олимпиад (основы православной культуры, ОРКСЭ, интеллектуальная олимпиада «Наше наследие») не только обеспечивает учащихся дипломами для пополнения портфолио, но и способствует развитию интеллектуальных, творческих и духовных способностей.
Место в системе воспитания образовательной организации
Данная практика занимает важное место в системе воспитания образовательной организации, так как позволяет активно взаимодействовать педагогам, преподающим разные предметы (в практике представлен совокупный опыт учителя русского языка и учителя математики), следовательно, вовлечь в процесс весь педколлектив школы.
Ссылки на актуальную информацию в сети Интернет
https://sites.google.com/view/spiritual-and-moral-education/