Основные тезисы
Цели и задачи
Цель: вовлечь старшеклассников в обсуждение темы о ценностях жизни и их влиянии на успех.
Задачи:
- Развитие умений наиболее общего интеллектуального характера:
- уметь приводить доводы, аргументы в доказательство какой-либо известной точки зрения;
- уметь выработать свою собственную точку зрения и обосновать её, выбрав для этого нужные аргументы;
- уметь выбрать наиболее взвешенную аргументацию, подтверждающую или опровергающую данную точку зрения;
- уметь обобщать факты и делать выводы;
- делать на основе анализа выводы.
- Формирование ценностно-смысловых компетенций:
- Умение адекватно оценивать свои способности и возможности.
- Формирование внутренней мотивации приобретения знаний для дальнейшего образования.
- Понимание необходимость личностного роста для успешного самоопределения в будущем.
- Формирование культуры общения.
- Развитие рефлексивного и критического мышления.
Участники
Учащиеся 11 класса
Оригинальная идея
В конце занятия должны получиться:
- образовательный продукт - брошюра «Пять подарков Феи»;
- рефлексия работы групп.
Ценностно-смысловое наполнение
Старшеклассники должны задуматься о том, семья – опора или помеха на пути к успеху? Необходимо ли хорошее здоровье (нравственное и физическое) для достижения успеха? Как любовь помогает стать успешным? Достаточно ли у знаний, чтобы достичь высот? Друзья ли их окружают, как они на них влияют?
От идеи до результата
Ход занятия
Успех – это не пункт назначения,
а скорее путь…
Если сразу нет успеха, пробуй снова и снова.
Закон жизни
Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята! Я долго ждала этой встречи, представляла, мечтала, фантазировала о том, как она пройдет, будет ли продуктивной.
Интрига: Знаете, я вчера встретила Фею, самую настоящую, хотя она и похожа на обычную девушку. Она передала вам подарки, которые находятся в этой коробке. Фея попросила, чтобы я вручила их вам, а взамен вы должны ответить на ее вопрос: «Как то, что лежит в коробке, поможет добиться успеха?»
(Учитель подносит коробку каждой группе, ребята вытаскивают «подарок» - карточки, на которых написаны ценности – СЕМЬЯ, ЗДОРОВЬЕ, ЛЮБОВЬ, ДРУЖБА, ЗНАНИЕ).
Итак, тема нашего занятия: «Пять подарков Феи, или как ценности жизни влияют на успех».
Вопросы к размышлению. Думаю, сегодня вы задумаетесь о том, семья – опора или помеха на пути к успеху? Необходимо ли хорошее здоровье (нравственное и физическое) для достижения успеха? Как любовь помогает стать успешным? Достаточно ли у вас знаний, чтобы достичь высот? Друзья ли вас окружают, как они на вас влияют? Давайте поразмышляем, подумаем и создадим заготовки для брошюры «Пять подарков Феи»
Организация работы в группах.
ИНСТРУКЦИЯ ПО РАБОТЕ В ГРУППЕ
Ценность: Любовь
Любовь – это талисман
человеческого счастья и горя,
ключ, открывающий каждое сердце.
Ключевые вопросы: Как ЛЮБОВЬ влияет на успех человека в жизни? ЛЮБОВЬ помогает или мешает достичь успеха? Приведите свои примеры.
- Распределите роли в группе: художники, сочинители.
- Выберите того или тех, кто будет защищать ваш проект.
- Изобразите ЛЮБОВЬ в рисунке или символе (знаке).
- Напишите под рисунком слова, которые у вас ассоциируются с понятием ЛЮБОВЬ: существительные, прилагательные, глаголы.
- Используя данные слова, сочините синквейн с ключевым словом ЛЮБОВЬ, используя памятку по японскому стихосложению.
- Из предложенных цитат подберите эпиграф к ценности ЛЮБОВЬ. Можете придумать свой.
- Ответьте на ключевые вопросы.
Помните: у вас должен получиться связный текст, когда вы будете выступать.
На работу группы отводится 15 минут
Приложение 1.
Памятка «Как написать синквейн»
1 строка – слово (заголовок)
2 строка – 2 прилагательных
3 строка – 3 глагола
4 строка – фраза или предложение
5 строка – синоним первого слова.
Например:
Калининград.
Янтарный и яркий.
Радует, живет, мечтает.
Приветливо всех встречает.
Родина.
Приложение 2.
Цитаты:
«…Любовью называется жажда целостности и стремления к ней». Платон
«Счастье любви заключается в том, чтобы любить». Ларошфуко (моралист 17 века)
«Любовь поможет пережить все то, чего не изменить». Дж. Джелинек
«Любовь – это наш личный «зеленый свет», а ее отсутствие – определенный сигнал «стоп!» Любовь реальна, она действует! Любовь – нежное чувство, но в то же время, несомненно, мощное оружие». Из одной умной книги
«Чем больше любви мы дарим, тем больше любви у нас остается». Джон Темплтон
«Любовь - не там, где с кем – то хорошо,
Любовь – когда нам без кого-то плохо». С. Терминасов, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова
«Только любовь открывает полностью заложенный в человеке талант». И. Тальков, певец, поэт, композитор
ИНСТРУКЦИЯ ПО РАБОТЕ В ГРУППЕ
Ценность: Семья
Семья - вот истинная ценность,
Опора, сила и полет.
Семья расцветит повседневность,
И боль отступит и уйдет.
Ключевые вопросы: Как СЕМЬЯ влияет на успех человека в жизни? СЕМЬЯ помогает или мешает достичь успеха? Приведите свои примеры.
- Распределите роли в группе: художники, сочинители.
- Выберите того или тех, кто будет защищать ваш проект.
- Изобразите слово СЕМЬЯ в рисунке или символе (знаке).
- Что такое СЕМЬЯ? Подберите слова ( от одного и более), начинающиеся с букв:
С –
Е –
М ь -
Я-
- Продолжите тезисы:
Жизнь в семье – это…
Нельзя прожить без…
Человек счастлив, когда…
В хорошей семье…
- Из предложенных цитат подберите эпиграф к ценности СЕМЬЯ. Можете подобрать свой.
- Ответьте на ключевые вопросы.
Помните: у вас должен получиться связный текст, когда вы будете выступать.
На работу группы отводится 15 минут
Приложение 1
1.«Семья – это стержень, основа жизни»
«Семья – это «поплавок», который держит, когда ты тонешь»
«Семья нужна любому. Без нее человек как пустоцвет: вроде и живет, а все без толку»
«Честно говоря, то, что я в юности думал о семье, не оправдалось. Но человек всегда сам виноват»
«Семья – это удача: кому – то везет, а кому – то – нет», - ответы выпускников прошлых лет на одном из форумов.
2.«Семья – это то, что с тобою всегда!» Л.Н. Толстой
3.«Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слезы и смех,
Взлет и падение, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать».
ИНСТРУКЦИЯ ПО РАБОТЕ В ГРУППЕ
Ценность: Здоровье
Цените здоровье – и не вздыхайте
трагически: «Вот, кофточки нет…»
Во сколько миллионов вы оцените то,
что вы имеете руки, ноги, зрение, слух
(надеюсь, вы помните, что это имеют не все)?
Ключевые вопросы: Что в вашей жизни значит ЗДОРОВЬЕ? Как ЗДОРОВЬЕ влияет на успех человека? Приведите свои примеры.
1.Распределите роли в группе: художники, сочинители.
2.Выберите того или тех, кто будет защищать ваш проект.
3.Изобразите слово ЗДОРОВЬЕ в рисунке или символе (знаке).
4.Напишите под рисунком слова, которые у вас ассоциируются с понятием ЗДОРОВЬЕ: существительные, прилагательные, глаголы.
5.Используя данные слова, сочините СЛОГАН с ключевым словом ЗДОРОВЬЕ.
- Напишите «рецепт» долголетия человеку, решившему заняться своим здоровьем, укрепить его.
- Ответьте на ключевые вопросы.
Помните: у вас должен получиться связный текст, когда вы будете выступать.
На работу группы отводится 15 минут
ИНСТРУКЦИЯ ПО РАБОТЕ В ГРУППЕ
Ценность: Дружба
Диалог двух людей:
- Не имей сто рублей, а имей сто друзей!
- Зачем так много, лучше одного друга, но настоящего.
Ключевой вопрос: Как ДРУЖБА влияет на успех человека? Приведите свои примеры.
1.Распределите роли в группе: художники, сочинители.
- Выберите того или тех, кто будет защищать ваш проект.
3.Изобразите слово ДРУЖБА в рисунке или символе (знаке).
4.Какого цвета ценность ДРУЖБА. Подберите 3 -5 цветов, поясните их.
- Напишите 5 качеств, которыми, по вашему мнению, должен обладать друг.
- Напишите девиз ДРУЖБЫ.
- Ответьте на ключевой вопрос.
Помните: у вас должен получиться связный текст, когда вы будете выступать.
На работу группы отводится 15 минут
ИНСТРУКЦИЯ ПО РАБОТЕ В ГРУППЕ
Ценность: Знание
Каждый камень,
под который вы заглянули,
может стать ступенькой к достижению успеха
Ключевой вопрос: Как ЗНАНИЕ влияет на успех человека? Приведите свой пример.
1.Распределите роли в группе: художники, сочинители.
- Выберите того или тех, кто будет защищать ваш проект.
3.Изобразите слово ЗНАНИЕ в рисунке или символе (знаке).
4.Составьте список, профессий, которые вы хотели б получить.
- Нарисуйте лестницу, по которой вы будет подниматься, получая знания и приобретая профессию. На ступеньках напишите те слова, которые могут быть вам препятствием по достижению цели.
6.Сочините синквейн с ключевым словом ЗНАНИЕ, используя памятку по японскому стихосложению.
7.Ответьте на ключевой вопрос.
Помните: у вас должен получиться связный текст, когда вы будете выступать.
На работу группы отводится 15 минут
Представление и обсуждение групповых мини – проектов.
Заключение.
Наше общение подошло к концу... Мне было приятно работать с вами.
Я попрошу вас написать рефлексию вашей деятельности (вопросы на отдельных листах)
Буду признательна за искренние ответы.
Заканчивая наше занятие, я хочу вам подарить на память закладку и пожелание:
Успех – это не пункт назначения, а скорее путь…
Если сразу нет успеха, пробуйте снова и снова.
Результаты
1 группе «досталась» ценность Любовь. Ребята должны были изобразить ЛЮБОВЬ в рисунке или символе (знаке), написать под рисунком слова, которые ассоциируются с понятием Любовь, сочинить с этими словами синквейн. Я предложила старшеклассникам поработать и с подбором эпиграфа для своей будущей брошюры. Немного подумав, ребята взяли в качестве эпиграфа слова из одной умной книги: «Любовь – это наш личный «зеленый свет», а ее отсутствие – определенный сигнал «стоп!» Любовь реальна, она действует! Любовь – нежное чувство, но в то же время, несомненно, мощное оружие». На вопрос: «Как любовь помогает достичь успеха?» группа, не задумываясь, ответила словами Роберта Рождественского: «Все начинается с любви».
2 группа готовила страничку для брошюры по ценности Семья. «Семья - вот истинная ценность, опора, сила и полет. Семья расцветит повседневность, и боль отступит и уйдет», - такие слова ребята написали в качестве эпиграфа. Изобразив слово «семья» в рисунке, написав акростих и диамант, ребята привели примеры, когда семья помогает достичь успеха, так как «семья – это то, что с тобою всегда!»
«Цените здоровье – и не вздыхайте трагически: «Вот, кофточки нет…» Во сколько миллионов вы оцените то, что вы имеете руки, ноги, зрение, слух (надеюсь, вы помните, что это имеют не все)?» - писал Дейл Карнеги. 3 группа, размышляя о Здоровье, также изобразила слово в рисунке, сочинила слоган (призыв вести здоровый образ жизни), написала рецепт долголетия человеку, который решил заняться своим здоровьем, укрепить его. Ребята стали спорить, что здоровье – главная ценность и можно обойтись без любви и семьи. Первые две группы парировали: человек, не имея зрения или руки-ноги, может достичь успеха. Например, спортсмены - параолимпийцы, которых поддерживали близкие, любящие люди, и в результате они становились призерами и победителями олимпиады.
Трудно в жизни приходится людям, у которых нет друзей. 4 группа рассуждала о Дружбе, также в рисунке изобразила ценность Дружба, перечислила качества, которыми должен обладать друг, сочинили хокку и ответили на вопрос: «Много друзей – опора или помеха на пути к успеху?». Пятая группа в подарок «получила» ценность Знание. Ребятам надо было пояснить высказывание: «Каждый камень, под который вы заглянули, может стать ступенькой к достижению успеха». Какие «камни» могут встретиться на пути, чтобы приобрести необходимые знания и стать успешным человеком? Как Знание влияет на успех человека? На эти и многие другие вопросы группа отвечала с помощью написанных в японском стиле стихотворений.
Подводя итог занятию, мы пришли к выводу, что каждая ценность необходима в отдельности, но в то же время не может существовать без других, так как они взаимосвязаны, без них жизнь человека была бы лишена смысла. Чуть позже состоялась презентация брошюры «Пять подарков феи, или как ценности жизни влияют на успех». Благодаря активной работе ребят 11 класса, я стала победителем районного конкурса «Сердце отдаю детям» и поняла маленькую истину:
Успех – это не пункт назначения, а скорее путь…
Если сразу нет успеха, пробуйте снова и снова.
Место в системе воспитания образовательной организации
Цель воспитательной работы нашей школы формулируется исходя из ориентиров ФГОС ОО и основывается на базовых для нашего общества ценностях— таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек. Нравственное и духовное воспитание одно из приоритетных направлений как в работе школы, так и в работе педагогов. Поэтому данная разработка актуальна для Программы воспитания в школе.
Ссылки на актуальную информацию в сети Интернет
https://infourok.ru/pyat-podarkov-fei-ili-kak-cennosti-zhizni-vliyayut-na-uspeh-5527549.html