Основные тезисы
Цели и задачи
Цель: реализация познавательных и творческих способностей учащихся через применение технологии "Педагогические мастерские", приобщение к русским народным традициям в процессе подготовки и проведения праздничного мероприятия "Яркая Масленица"
Задачи:
- познакомить с русским народным праздником, традициями, обычаями, самобытной культурой через тематические занятия и проведение мастер-классов;
- способствовать всестороннему, гармоническому и физическому развитию школьников;
- воспитание уважительного отношения к народным традициям, эстетических чувств доброты, внимания и чуткости друг к другу и окружающим людям;
- формирование у учащихся чувства коллективизма и взаимопомощи, дисциплинированности, смелости, настойчивости, упорства, выдержки. Сплочение детско-родительского коллектива.
Участники
Учащиеся, родители, педагоги.
Оригинальная идея
Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы - Масленица. В современном мире, мире прогресса и технологий необходимо сохранить интерес к обычаям, традициям,связанными с историей. Мы должны сделать все, чтобы эти традиции не ушли из жизни подрастающего поколения. Практика направленна на возрождение и распространение народных традиций, активизация воспитания к культуре празднования но основе изучения народных традиций.
Ценностно-смысловое наполнение
Учащиеся расширяют знания о народных традициях и праздниках, знакомятся с русской кухней, русскими обрядами, русским гостеприимством. Проведенное мероприятие сспособствовало сплочению коллектива учащихся,вовлечению родителей в единое воспитательно-образовательное пространство. Традиции обеспечивают связь времен и поколений, передачу жизненного опыта; необходимость их использования в воспитании диктуется тем, что они связаны со многими сторонами зваимоотношения поколений,становления народного мировоззрения. Традиции входят в воспитательный процесс, воздействуя на человека в приобщенииего к социальному опыту народа, усвоению его жизненно важных идей и взглядов об окружающем мире, в установлении менталитета.
От идеи до результата
Дни недели |
Цель |
Формы организации деятельности |
|
Понедельник первый день Масленицы «Встреча» |
- Расширение знаний о народном празднике Масленицы; развитие интерес к русской народной культуре. |
1. Рассматривание репродукции картины Б.М. Кустодиев «Масленица». 2. Беседа «Здравствуй, яркая Масленица!». 3. Просмотр презентация «Масленица идет». 4. Прослушивание русских обрядовых песен «Как на масляной неделе», «Ой блины мои блины»; русских народных наигрышей «Здравствуй, красная весна», «А мы масленку встречаем», «Веснянка»; заучивание масленичных закличек, потешек, частушек, пословиц, наигрышей. 5. Совместное изготовление чучела Масленицы. 6. Домашнее задание для родителей: «Беседа с детьми о существующих (сохранившихся) традициях празднования Масленицы в семье». |
|
Вторник второй день Масленицы «Заигрыши» |
- Ознакомление с историей русского костюма; жанрами народного фольклора, играми с характерными для них обрядами. |
1. Рассматривание иллюстраций «Русские народные костюмы». 2. Просмотр презентации «Обрядовые куклы-обереги». 3. Разучивание игр и забав: х./и. «Блин золотой», «Кострома»; забавы «Блины — лепёшки», «Коза-дереза»; п./и. «Кто быстрее», «Третий — лишний». 4. Совместное изготовление альбома «Русская народная одежда». 5. Домашнее задание для родителей и детей: изготовление народной обрядовой куклы «Веснянка». |
|
Среда третий день Масленицы «Лакомки» |
- Знакомство с обрядами праздничной кухни, русскими традициями гостеприимства.
|
1.Рассматривание иллюстраций различных русских лакомств. 2. Беседа «Значение и символика блинов»; этическая беседа «Гость в доме – хозяину радость», 3. Гость группы. Беседа о семейной традиции выпекать домашние блины на Масленицу с использованием интерактивной игры «Печем блинчики». 4. Лепка из соленого теста «Угощение на масленицу». 5. Совместное оформление с родителями фотоколлажа «Мы печем блины» с семейными рецептами. 6. Домашнее задание. Подготовка к семейному конкурсу «Лучший рецепт блинов и их изготовление». |
|
Четверг четвертый день Масленицы «Разгуляй масленицы» |
- Формирование позитивного отношения к обычаям, традициям, фольклору, русского народа. |
1.Рассматривание альбома масленичные гуляния в картинах русских художников: К. Маковский «Народное гуляние во время Масленицы»; В. Суриков «Взятие снежного города»; С. Соловьёва «Тройка»; А. Степанов «Катание на Масленицу»; Н. Серракаприола «Катальные горы на большой Неве» и т.д. 2.Просмотр видео материала «Масленица гуляет, всех на праздник созывает» 3.Развлечение «Веселый карнавал» с играми, потехами, песнями, плясками». 4. Домашнее задание для родителей и детей: семейные вечерние посиделки «Мы за чаем не скучаем»; изготовление листовки с рецептами блинов для обмена между семьями воспитанников. |
|
Пятница пятый день Масленицы «Проводы масленицы» |
- Развитие познавательного интереса к русской культуре, традициям, обычаям проведения народного гуляния. |
1.Рассматривание картины С. Кожина «Масленица. Проводы»; К. Крыжановского «Масленица. Прощеный день в крестьянской семье»; А. Васнецов «Сжигание чучела Масленицы». 2. Беседа «Февралю – помашем, Марту – «здравствуй» скажем». 3. Проведение семейного конкурса «Лучший рецепт блинов и их изготовление». 4. Ярмарка- продажа выставочных экспозиций 5.Итоговое мероприятие. Массовое гуляние «Проводы яркой Масленицы» с играми, с пением, забавами, сжигание Чучело. 6. Совместное чаепитие с родителями «За самоваром не скучаем – блины-оладьи уплетаем!» 7. Домашнее задание: посетить городское массовое гуляние. |
|
3 этап – заключительный (итоговый):
- выставка детских поделок, обрядовых кукол;
- проведение семейного конкурса «Лучший рецепт блинов и их изготовление»;
- итоговое мероприятие. Массовое гуляние «Проводы Масленицы» в парке;
- совместное чаепитие с родителями «За самоваром не скучаем – блины оладьи уплетаем!»
Результаты
Анализируя результаты проекта, можно убедиться, что ребята с большим интересом включаются в различные виды деятельности, проявляют чувство ответственности за себя и других. Сделанная полная подборка народных игр на развитие двигательных способностей, игр-инсценировок способствовали развитию выразительной речи, мимики, движений. Ребята получили возможность почувствовать себя раскрепощенными, обрели уверенность в своих силах, в умениимыслить и фантазировать. В течении тематической недели была оформлена выставка изделий прикладного творчества с последующей ярмаркой-продажей. Вырученные средста перечислены на благотворительность.
Место в системе воспитания образовательной организации
Воспитательная практика реализовывается в рамках Тематической недели духовно-нравственного воспитания "Яркая Масленица". До введения карантинных ограничительных мер, Неделя проводилась для всех желающих лицея, имела статус общешкольного мероприятия, с 2020-2021 учебного года мероприятие проходит в рамках модуля "Классное руководство" для учащихся 7-х классов.
Ссылки на актуальную информацию в сети Интернет