Основные тезисы
Цели и задачи
Цель:
- создание педагогических условий формирования:
- ценностного отношения учеников гимназии к родному Отечеству, к своей малой родине;
- деятельной позиции юного гражданина России.
Задачи:
- Единение усилий всех участников образовательного процесса в реализации гимназических проектов через осмысление значения духовно-нравственных ценностей в жизни человека.
- Творческое сотрудничество учеников, родителей, учителей в рамках реализации гимназических проектов «Россия – Родина моя. Города Золотого кольца», «Янтарное кольцо», «Калининградское кольцо».
- Наполнение ценностного уклада жизни гимназии.
Участники
Учителя, ученики, родители, гости Православной гимназии
Оригинальная идея
Оригинальность и главное достоинство гимназических проектов в том, что они не просто реализуются, а проживаются детьми в течение учебного года. Табличка, которая появляется в сентябре на двери класса, не просто название города, а указатель того, чем и как вместе живут дети, учителя и родители, объединенные единой идеей.
Оригинальной находкой было объединение учащихся 1-х и 11-х классов в ходе подготовки и проведения знаковых мероприятий в рамках проектов.
Ценностно-смысловое наполнение
Системность реализации гимназических проектов, реализуемых последовательно в течение 3-х лет («Россия – Родина моя. Города Золотого кольца», «Янтарное кольцо», «Калининградское кольцо») позволяет школьникам глубоко раскрыть ценностное содержание понятий «Малая родина», «Отечество» с опорой на базовые национальные ценности.
От идеи до результата
Организационный этап
- Создание детско-взрослого совета проекта, целеполагание, выход на деятельностную позицию.
- Разработка алгоритма реализации проекта.
Деятельностный этап
Алгоритм деятельности классов в рамках реализации проектов в течение каждой четверти:
- Поиск информации по определенному направлению исследования:
1 четверть - «Происхождение названия, история образования, герб города, знаковые события»
2 четверть - «Святые места: храмы, монастыри, известные иконы»
3 четверть - «Памятники. Музеи. Традиции. Промыслы. Знаменитые люди», «Сказания, легенды и былины, связанные с городом»
4 четверть – заключительное мероприятие (фестиваль)
- Создание мини-экспозиций по результатам исследования (выставки…).
- Разработка интерактивных включений для проведения мероприятий.
- Подготовка и представление своего города в завершающий день каждой четверти ученикам всех классов гимназии по направлениям исследования. Посещение других «городов».
Рефлексивный этап
Определение дальнейшей стратегии реализации проекта, содержания его логического продолжения: от Золотого к Янтарному, от Янтарного к Калининградскому кольцу.
Краткое содержание деятельности на отдельных этапах реализации гимназических проектов
- Проект «Россия – Родина моя. Города Золотого кольца».
В завершающий день 3-ей четверти все классы получали маршрутные листы и передвигались «по кольцу из города в город» (из класса в класс), где юные экскурсоводы проводили для них увлекательные экскурсии и мастер-классы. Так, «попадая» в Сергиев Посад, мы «оказывались» в Троице-Сергиевой Лавре и музее игрушки. Гости увидели многообразие матрешек, собирали пазлы с изображением любимой детской игрушки. Ученики «посетили» выставку художников-пейзажистов в г. Плесе, «побывав» в Доме-музее Исаака Ильича Левитана, в Музее пейзажа. «Экскурсовод» музея «Русская изба» в русском народном костюме рассказала о внутреннем обустройстве избы. В Боголюбове гостей ожидал рассказ о князе Андрее Боголюбском, истории Боголюбского монастыря. «Во Владимире» нам рассказали о достопримечательностях города, музее ложки и музее пряника. Гимназисты «побывали» в Ярославле, где увидели выставку плюшевых мишек (на гербе Ярославля изображен медведь) и аплодировали зажигательному танцу с валенками Вани Потехина. «В Иваново» в импровизированном музее ситца, «в зале модельера В. Зайцева» (Иваново – город, где он родился) можно было попробовать сконструировать себе наряд с помощью булавок и ленточек. Здесь же была возможность познакомиться с предметами палехского искусства. Об изделиях из хрусталя поведали «жители» Гусь-Хрустального, все насладились чудесным звоном хрустального колокольчика. Ученики 5-А класса, побывав на осенних каникулах в Суздале, увлеченно рассказывали о музее деревянного зодчества и музее восковых фигур, представили глиняные изделия, сделанные своими руками в Суздале. Муром «встречал» рассказом о двух соснах, о Петре и Февронии, о зародившейся в 2008 году именно в этом городе традиции отмечать День семьи. В музее чайников в Переславле-Залесском угощали гостей вкусным чаем из ароматных трав. Гостям представили коллекцию старинных утюгов, познакомили с музеем радио. Музей финифти и музей Царевны-лягушки «посетили» гости в Ростове. Богата музеями Кострома. Юные экскурсоводы экспонировали изделия из льна и бересты, рассказали о музее Русского Чайника и о веерной планировке улиц города. И тут же изготавливались эти самые веера.
Практически в каждом «городе» – фото- или картинная галереи, музей, созданные совместно детьми, родителями и учителями. Из дома приносилось все, что как-то связано с историей, традициями городов Золотого кольца.
- Проект «Янтарное кольцо».
Гимназисты знакомились с историей своей области, изучали геральдику и изготавливали макеты гербов городов и поселков, исследовали хронологию заселения и происхождения названий населенных пунктов. Особенное внимание уделялось названиям в честь героев Великой Отечественной войны. Значимым событием для гимназистов было посещение храмов и монастырей, изучение их истории. Учащиеся посетили музеи и памятные места. В рамках проекта у каждого была возможность проявить свои таланты: написать стихотворение, рассказ, нарисовать рисунок, сделать фотографию по результатам путешествия по родному краю. Лучшие работы были представлены в рамках заключительного мероприятия проекта «Янтарное кольцо», которое проходило в актовом зале гимназии и подвело итог поисково-исследовательской и творческой работы за год. Классы интересно представили «свои» города. Так, ученики 3б класса провели для «гостей из Англии» экскурсию по г. Светлогорску на английском языке. Ученики 2а класса показали свой фильм о Багратионовске. 1а класс в стихах и фотографиях презентовал интересные места г. Ладушкин. Ученица 6а класса рассказала о Светловском судоремонтном заводе, одном из градообразующих предприятий г. Светлого. Много нового узнали гимназисты о своей малой родине – Калининградской области. На сцене царило творчество, наполняющее гимназистов любовью к родному краю.
- Проект «Калининградское кольцо».
Проект предусматривает учет новых требований в свете пандемии. Но основные этапы практически остаются прежними: исследование и деятельностная презентация его результатов. Отличие в том, что творческие группы теперь создаются внутри класса. Объекты исследования «Храмы и монастыри Калининграда», «Музеи, памятники и архитектурные сооружения Калининграда», «Парки, скверы, водоемы Калининграда», «Знаковые события в истории города», «Известные люди Калининграда»…
На примере реализации этого проекта хорошо просматривается участие учителей-предметников. Так, в рамках уроков технологии создаются с помощью дронов и квадрокоптеров виртуальные экскурсии по городу. Учителя музыки, ИЗО, биологии, географии «путешествуют» вместе с учениками по «музыкальным», «художественным», «природным», «географическим» улицам. Педагоги дополнительного образования помогают детям создавать на своих занятиях их творческие продукты: рисунки, изделия из глины на тему родного города.
Родители вовлекаются как на исследовательско-деятельной стадии, так и на презентационной в качестве зрителей, участников экскурсий и т.д.
Результаты
Качественные результаты
- В течение каждой четверти гимназисты узнают что-то новое. Постепенно в них формируется эмоционально-чувственное отношение к России, к своей малой родине, уважение к истории, народным традициям и обычаям. Они учатся бережно относиться к духовным богатствам своей страны и родного края, у них появляется желание что-то сделать самим уже сегодня для своего родного города, российского Отечества.
- Участвуя в проектах, ученики приобретают опыт исследования и деятельности по сохранению семейных и народных традиций, которые становятся их бесценным личностным достоянием. Формируется их личное отношение к фактам и событиям в жизни своей семьи, своей малой родины, своей страны.
- Приобщение детей к истории и культуре России и Калининградской области осуществляется через их самостоятельно организуемую и близкую им деятельность (кто-то рисует, кто-то пишет или читает стихи, кто-то создает фотовыставку или маленькую музейную экспозицию, кто-то выступает в роли исследователя или экскурсовода…).
- В ходе реализации проектов проявляется подвижнический настрой детей и взрослых, выражающийся в искренности и доброжелательности, деятельной увлеченности проектами.
- Апробированный алгоритм реализации гимназических проектов пригоден к дальнейшему тиражированию.
Количественные результаты
- 100%-ное участие гимназистов в реализации проектов.
- Устойчивый рост числа единомышленников: педагогов и родителей.
- Рост ученических инициатив в рамках реализации проектов.
- Пополнение портфеля наиболее эффективных воспитательных практик.
Социально-педагогический эффект реализации гимназических проектов заключается в этапах личностного развития ребенка:
- осознание понятий «Малая родина», «Отечество» через опору на базовые национальные ценности (патриотизм, православие, семья, труд и творчество, искусство и литература…);
- подвижническая соработническая деятельность детей и взрослых, обретение ими высокого духовного настроя;
- духовно-нравственный личностный рост гимназистов.
Место в системе воспитания образовательной организации
Реализация гимназических проектов как одна из основ уклада жизни гимназии наглядно демонстрирует, как в совместной деятельности учеников, учителей, родителей в наших детях укореняются духовные и культурные традиции многонационального народа Российской Федерации.
Через реализацию гимназических проектов происходит освоение детьми мировоззренческих ориентиров, духовных идей, нравственных установок и доброжелательных отношений, Как видим, это преимущественно внутренний процесс саморазвития личности ребенка, выражающийся в его потребности и способности познать, присвоить, транслировать усвоенные духовно-нравственные нормы и действовать во благо ближних и российского Отечества.
Ссылки на актуальную информацию в сети Интернет
https://pg-klgd39.ru/zolotoie_koltso_rossii Гимназический проект «Россия – Родина моя. Города Золотого кольца».
https://pg-klgd39.ru/blog/_obshchieghimnazichieskii_proiekt_iantarnoie_kol_tso_0 Общегимназический проект «Янтарное кольцо»
https://pg-klgd39.ru/iantarnoie_koltso Общегимназический проект «Янтарное кольцо»
https://pg-klgd39.ru/blog/urok_tiekhnologhii012 Прогулка по Калининграду
https://pg-klgd39.ru/blog/putieshiestviie_po_kalininghradskomu_kol_tsu_ Путешествие по «Калининградскому кольцу»
https://pg-klgd39.ru/blog/urok_tiekhnologhii01 Урок технологии