Основные тезисы
Цели и задачи
Цель курса – формирование экологических знаний, умений, навыков и развитие социально-личностных качеств учащихся, необходимых для воплощения идей устойчивого развития.
Основные задачи курса:
Обучающие:
• осознать и принять идеи устойчивого развития;
• сформировать знания о проблемах города, ресурсах и развитии города, антропогенном воздействии на окружающую среду;
• овладеть знаниями и навыками, необходимыми в области мониторинговых исследований окружающей среды. Воспитательные: • помочь в осознании своей роли в улучшении будущего, тесной взаимосвязи между природой, экономикой и обществом;
• воспитать гражданскую ответственность за состояние окружающей среды, своего здоровья и здоровья других людей;
• сформировать систему ценностных ориентиров, развитие чувства патриотизма, любви к своей малой Родине.
Развивающие:
• развить умение самостоятельно приобретать необходимые знания, грамотно работать с информацией, формулировать выводы и на их основе выявлять и решать проблемы;
• простимулировать аналитическое, творческое и критическое мышление;
• развить способности принимать и осуществлять перемены, делать выбор, быть ответственным за результат собственных действий;
• сформировать умение выявлять причинно-следственные связи экологических нарушений в городе;
• развить мотивационную сферу личности как фактора повышения интереса к изучению поставленных проблем, активному поиску решений;
• усовершенствовать коммуникативные навыки и опыт сотрудничества в группе, коллективе, навыки предотвращения конфликтных ситуаций, умелого выхода из них.
Участники
Программа ориентирована на возраст: 14-17 лет
Оригинальная идея
Новизна курса заключается в следующем:
- Интегративность курса и его межпредметное значение. Образование для устойчивого развития представляет собой в целом интегративное направление, цель которого помочь учащимся принять такие ценности, развить такие знания и умения, которые позволят им в дальнейшем выбирать индивидуальные и коллективные решения локального и глобального характера для улучшения качества жизни без угрозы для будущего планеты. Поэтому в курсе востребованы отдельные темы, рассматриваемые в социальных науках и предметах естественнонаучного и гуманитарного циклов в старшей школе.
- В синтезе историко-краеведческих и экологических знаний складывается представление о совместном развитии человека и природы, формируется гражданская и патриотическая позиция школьника. Сложнейший комплекс демографических, экономических, природоохранных проблем осознается учащимися на реальном, доступном и понятном им краеведческом (региональном) материале, на примере знакомых им культурно-исторических и природных особенностей.
- Использование современных педагогических технологий, что даёт возможность учащимся осмыслить и систематизировать ранее полученный опыт и знания, сформировать новые знания и применить их на практике для реализации идей устойчивого развития. Кроме этого, совокупность приёмов и методов, используемых в рамках курса, позволяет школьникам развить коммуникативные навыки (умение слышать и слушать друг друга, способность встать на точку зрения партнёра или склонить собеседника к своей точке зрения, быть контактным в различных социальных ситуациях, работать в команде для достижения общего результата). Программа предполагает также развитие способности адекватной самооценки и рефлексии образовательной деятельности. Полученные учащимися знания и навыки могут быть ими применены для осмысления экологических проблем и поиска эффективных путей их решения в интересах устойчивого развития.
Ценностно-смысловое наполнение
Программа экологического кружка ориентирована на выход за рамки традиционной программы, на интерес к предмету, а также на выбор профиля.
Методологической основой программы является системно-деятельностный подход, который обеспечивает:
- формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию;
- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
- построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Экологический практикум имеет, в основном, практическую направленность, состоит из лабораторных и практических работ по экологии. Развитие этого направления очень актуально в связи с большой востребованностью экологических знаний в современной жизни.
От идеи до результата
Программа реализуется по следующим направлениям:
1. Мониторинговые наблюдения « Хранители Природы» (экоцентр).
2. Научно-исследовательская деятельность (проекты, исследовательские работы).
3. Экотуризм - изучение природы России и зарубежных стран.
4. Международные проекты.
5. Реферативная работа с литературными источниками.
6. Практическая работа по уборке территории школы и близлежащих природных ландшафтов, высадка растений на пришкольной территории, их прополка.
7. Просветительская работа: выпуск листовок, статей в школьную газету, на школьный сайт, в экологические журналы и др.
Результаты
Результатом реализации данной программы является участие учащихся в экологических проектах, научно-практических конференциях, экологических олимпиадах.
Реализация программы через предмет «экология», через участие школьников в практических делах, через восприятие учениками природных процессов и законов, через общение со сверстниками из России и зарубежных стран, позволит сформировать у каждого ребёнка активную творческую позицию и экологическое мышление, благодаря которому изменится отношение человека к природе и самому себе.
Контроль образовательных результатов и критерии их оценки Входной контроль осуществляется в виде собеседования.
Текущий контроль – в виде семинаров, конференций, отчетных творческих заданий.
Итоговый контроль – в форме зачёта (развитие умений и навыков) и по результатам научно-практической деятельности (мониторинг). Критериями оценки результатов являются следующие параметры:
• знание основных теоретических и методологических проблем устойчивого развития;
• знание важнейшей терминологии;
• возможность аналитического и синтетического рассмотрения проблем курса;
• практические навыки по экологическому мониторингу.
Место в системе воспитания образовательной организации
Направление «Спортивно-оздоровительное и экологическое»
Цель: развитие нравственно и физически здоровой личности, содействовать формированию ответственности за природу, окружающий мир.
Задачи:
- Создание условий для физического развития учащихся.
- Воспитывать негативное отношение к вредным привычкам.
- Воспитывать стремление к здоровому образу жизни.
- Воспитывать любовь к природе, бережному отношению к окружающей среде.
Формы:
- Организация и проведение спортивных соревнований, игр, дней здоровья.
- Организация и проведение тематических классных часов, бесед, родительских собраний, лекций.
- Организация и проведение походов, поездок.
- Организация и проведение экскурсий в парки.
- Организация и проведение встреч с интересными людьми
Ссылки на актуальную информацию в сети Интернет