Основные тезисы
Цели и задачи
Цель практики
Способствовать формированию ценностных ориентиров у учащихся нашей школы через сопереживание судьбе героев-разведчиков (патриотов).
Задачи
Познакомить обучающихся с памятными знаками, расположенными в Славском районе, посвященным разведгруппам, действующим на территории Восточной Пруссии в 1944-1945гг., в частности в Славском районе.
Развивать интерес к деятельности разведгрупп, действующих на территории Восточной Пруссии в 1944-1945гг., в частности, в Славском районе (разведгруппы «Мороз», «Вол», «Тигр» и др.)
Организовать экскурсию с подростками по памятными знаками, расположенными в Славском районе, посвященным разведгруппам и отдельным разведчикам (группы «Вол», «Мороз», «Джек»).
Собрать дополнительный материал о деятельности вышеуказанных разведгрупп для школьного музея; оформить музейную экспозицию, посвященную данной теме.
Провести рефлексию с участниками экскурсии (в автобусе – викторину, опрос-анкету в школе, объявить конкурс на лучшее эссе «Почему разведчики герои нашего времени?»)
Участники
Межвозрастная общность, 5-7 класс.
Оригинальная идея
Интерес к истории Великой Отечественной войны сейчас значительно вырос. Современные дети не вовлечены в восприятие войны через повседневность, как это было с послевоенными поколениями, жившими в обществе, в котором на бытовом уровне все события делились на: «до войны», «во время войны», «после войны». В настоящее время обучающиеся 5–7 классов не изучают тему Великой Отечественной войны на уроках истории. Этот пробел призван решить наш школьный музей, где есть материалы по деятельности разведгрупп на территории Восточной Пруссии.
Разведчики – особые люди, связанные с защитой Родины, вызывающие такие ассоциации у детей среднего звена, как риск, приключения, тайна.
Образ героя-разведчика, носителя духовных ценностей, положительно воспринимается учениками 5-7 классов. Это яркий пример для подражания. В этом возрасте активно формируется мировоззрение и яркие образы разведчиков со своими поступками будут положительно влиять на формирование их личности.
Ценностно-смысловое наполнение
Патриотизм начинается с чувства сопричастности к подвигам земляков, с открытого сердца, чистой совести и добрых дел.
В настоящее время у обучающихся 5-7 классов отсутствуют достаточно представлений и знаний о героях Великой Отечественной войны, как примера для подражания;
В силу возрастных особенностей они находятся на этапе поиска нравственных ориентиров, у них не сформированы еще пока традиционные духовные ценности нашего народа.
Патриотизм – сложная духовная ценность. Это, прежде всего, любовь к родному Отечеству, своему народу, его традициям, обычаям и вере.
В русской традиции любовь – это не чувство и не эмоция, а состояние и внутреннее содержание человека, которые делают его способным и готовым жертвовать своими частными интересами ради объекта любви.
Таким образом, патриотизм – это:
-любовь к Родине;
-верность;
-долг;
-память;
- преемственность поколений;
- историческое уважение к историческому прошлому Родины;
- сочувствие к страданиям своего народа.
И здесь возникает вопрос: КАК сделать так, чтобы традиционные духовные ценности нашего народа стали ценностями наших воспитанников?Как это донести до подростка 11-13 лет?
- Только через ПРИМЕР героя.
Проведенный социологический опрос среди обучающихся 5-7 классов нашей школы выявил потребность детей данной возрастной категории в том, чтобы больше узнать о разведчиках – участниках Великой Отечественной войны на территории Восточной Пруссии (в Славском районе) и желание детей участвовать в образовательной экскурсии по памятным местам действия разведчиков в Славском районе.
От идеи до результата
1. Подготовительный
Работа педагогов направлена на ознакомление детей с разведгруппами, действующими на территории Славского района в 1944-1945гг.
2. Основной
Работа педагогов направлена на работу с активом школьного музея для подготовки экскурсоводов по маршруту экскурсии
Деятельность детей:
- Подготовка маршрута экскурсии;
- Подготовка текста экскурсии на местах остановки;
- Проведение экскурсии по местам действия разведгрупп («Мороз», «Вол»)
3. Заключительный (рефлексивный этап)
Деятельноссть педагогов:
- Рефлексия с различными общностями;
- Собран материал по деятельности разведгрупп на территории Славского района
Деятельность детей: Участие в создании экспозиции школьного музея по деятельности разведгрупп, действующих на территории Восточной Пруссии в 1944-1945гг. (в Славском районе)
Результаты
Планируемые результаты
Количественные: 300 человек (обучающиеся 5-7 классов, педагоги, родители, социальные партнеры) приобщится к истории родного края.
Качественные: - повышение интереса к деятельности разведгрупп, действующим на территории Восточной Пруссии в 1944-1945гг., в частности в Славском районе;
-повышение активности обучающихся в деятельности школьного музея;
- осознание обучающимися сопричастности к историческому прошлому своей страны, уважения к памяти о защитниках, желание сохранять памятники истории;
- осознание образа героя – патриота как нравственного ориентира для обучающихся.
Продукт
Сбор материалов и создание экспозиции в школьном музее, посвященной деятельности разведгрупп в Восточной Пруссии в 1944-1945гг. (в Славском районе).
Результаты и эффекты
1. Познакомили обучающихся с памятными знаками, расположенными в Славском районе, посвященным разведгруппам, действующим на территории Восточной Пруссии в 1944-1945гг., в частности в Славском районе.
2. Открыли выставку в школьном музее.
3. Получили положительные отзывы об экскурсии от членов школьного сообщества.
Перспективы развития практики
- участие в совместном проекте с НКО «Исток» «Навечно ушедшим в разведку…»;
- вовлечение большего количества участников;
- появление новых тематических блоков в школьном музее;
- представление практики широкому педагогическому сообществу.
Место в системе воспитания образовательной организации
Воспитательная практика по патриотическому воспитанию занимает важное место в системе воспитания МБОУ "Славская СОШ", так как ориентирована на привитие учащимся патриотических чувств, любви к Родине и своему народу, гражданского долга и ответственности за развитие страны.
В процессе подготовки, проведения экскурсии, а затем рефлексии, у обучающихся расширяются границы мышления, кругозор. Они учатся взаимодействовать в группе и социуме, выполнять групповые проектные работы, развивают творческие способности и креативное мышление.
Наша практика в системе патриотического воспитания — это составная часть общего образовательного процесса в нашей школе.
Ссылки на актуальную информацию в сети Интернет
https://school-slavsk.gosuslugi.ru/
https://vk.com/schoolslavsk?w=wall-76450264_6405
https://vk.com/wall-76450264?offset=440&own=1&w=wall-76450264_6428
https://vk.com/schoolslavsk?w=wall-76450264_7251