Основные тезисы
Цели и задачи
Цель: сохранение памяти о событиях Великой Отечественной войны для современного и будущего поколений в рамках эстетического воспитания школьников.
Задачи:
1. Формирование нравственно-патриотических качеств посредством художественно-эстетического воспитания школьников.
2. Развитие творческих способностей у учеников.
3. Воспитание любви, уважения и сопричастности к героическим событиям Великой Отечественной войны через организацию событий художественно-эстетической направленности
Участники
Участники: обучающиеся МБОУ СОШ №5 1-11 классов, родительское сообщество, педагоги школы
Целевая аудитория:
обучающиеся МБОУ СОШ №5 1-11 классов, родительское сообщество, педагоги школы, жители близлежащего микрорайона, ветераны и дети войны
Благополучатели: ветераны и дети войны, обучающиеся МБОУ СОШ №5 1-11 классов, родительское сообщество, педагоги школы, жители близлежащего микрорайона
Оригинальная идея
2025 год – юбилейный. Это год 80-ой годовщины со Дня Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.
Современные дети разделены во времени с непосредственными участниками этой войны несколькими поколениями. Нашим детям все сложнее понять значимость этого праздника – Дня Победы, значение многих слов, понятий, связанных с Великой Отечественной войной.
Посредством художественно-эстетического развития возможно эффективно осуществлять нравственно-патриотическое воспитание школьников. Поскольку обращение к художественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь, и к людям, которые сохранили мир на земле.
Поэтому и возникает необходимость в такой совместной с нашими учениками деятельности, которая поможет им проникнуться тем временем, теми впечатлениями и переживаниями.
Оригинальность воспитательной практики заключается в её системном подходе и логической взаимосвязанности всех мероприятий. Это позволяет создать целостное восприятие важности темы, формируя у участников уважение к историческим событиям и подвигам предков.
Арт-встреча "Мы будем чтить ваш подвиг вечно" становится кульминацией всей работы. Важно, что в ней участвуют не только обучающиеся, но и родители, педагоги, а также представители местного сообщества, такие как ветераны и дети войны. Это создает атмосферу единства и взаимопонимания, способствует обмену опытом и воспоминаниями. Кроме того, вовлечение различных участников образовательного процесса позволяет расширить горизонты восприятия темы, обогатить культурный опыт и укрепить связи между поколениями.
Конечный продукт в виде такой встречи будет способствовать не только сохранению памяти о подвигах предков, но и формированию гражданской позиции у молодежи, развитию навыков сотрудничества и уважения к истории своей страны. Таким образом, данная практика имеет потенциал для значительного влияния на воспитание патриотизма и чувства гордости за свою Родину, что особенно актуально в современном обществе.
Ценностно-смысловое наполнение
Считаю, что систематизация знаний детей о праздновании Дня Победы и передача им художественных образов тех тяжёлых времен — это важная задача. При этом традиционные духовно-нравственные ценности играют ключевую роль в формировании патриотического сознания молодого поколения.
Патриотизм и гражданственность
Воспитание патриотизма начинается с понимания истории своей Родины. Для этого можно использовать литературные произведения, фильмы и театральные постановки, которые рассказывают о подвигах наших соотечественников. Очень важно донести до детей идею о том, что честь и достоинство страны — это не просто слова, а ответственность каждого гражданина.
Служение Отечеству и ответственность за его судьбу
Дети должны осознать, что служение Отечеству может проявляться не только на поле боя, но и в повседневной жизни. Важным аспектом является привитие ответственности за судьбу своей страны, начиная с маленьких дел, таких как забота об окружающей среде и участие в жизни своего города.
Высокие нравственные идеалы
Привлечение внимания к нравственным идеалам, таким как мужество, самоотверженность и уважение к старшим, поможет детям сформировать внутренние ориентиры, способствующие развитию их личности.
Историческая память и преемственность поколений
Знание о Великой Отечественной войне должно передаваться от поколения к поколению. Важно проводить патриотические акции, обсуждать семейные истории, связанные с войной, чтобы дети понимали значимость исторической памяти.
Коллективизм и взаимопомощь
Научить детей работать в команде, помогать друг другу — это основа для формирования крепкого общества.
Творческий труд
Творчество должно занимать особое место в процессе воспитания. Запись стихов, участие в конкурсах, создание поделок на военную тематику позволяет детям выразить свои чувства и эмоции.
Искусство (литература, музыка, театр, изобразительное искусство, декоративно-прикладное творчество)
Использование различных видов искусства в патриотическом воспитании помогает детям лучше понять и прочувствовать атмосферу того времени. Музыкальные произведения, стихи и рассказы, созданные на основе исторических событий, могут служить мощными инструментами для передачи эмоций и ценностей.
От идеи до результата
Этапы реализации воспитательной практики:
Подготовительный:
- Проведение заседания совета старшеклассников по выявлению детский инициатив в рамках подготовки к проведению события
- Проведение собрания общешкольного родительского комитета по внесению предложений в план празднования 80-летия Победы в Великой Отечественной войне.
- Подбор материала и разработка сценария события в форме арт-встречи
- Разработка чек-листа события
Основной:
- Проведение конкурса инсценированной песни военных лет для 1-4 классов
- Битвы хоров (песни военных лет) для 5-8 классов
- Участие в ежегодном межмуниципальном конкурсе патриотической песни «Река времени»
- Театральная постановка (ежегодно участвует школьный театр в муниципальном конкурсе)
- Оформление музейно-выставочной экспозиции в школьном музее «Диалог времен».
- Участие педагогов в фестивале «Территория творчества»
- Участие в мероприятиях в соответствии с планом работы Ассоциации школ России и Беларуси
- Конкурс детских рисунков, посвященных 80-летию Победы
- Изготовление и распространение приглашений на арт-встречу среди жителей ближайших районов школы (волонтеры), размещение объявления на официальном сайте ОО.
- Изготовление открыток и сувениров
- Проведение заключительного воспитательного события в форме арт-встречи «Мы будем чтить ваш подвиг вечно...»:
1) мастер-классы по изготовлению поздравительных открыток ко Дню Победы, гвоздики Победы;
2) выставка-конкурс рисунков «Пусть не будет войны никогда!»;
3) создание коллажей «Мы будем чтить ваш подвиг вечно...»
4) выступление победителей конкурсов инсценированной песни и битвы хоров (1-8 классы), художественного чтения и школьного театра;
5) открытый микрофон «Дорогами Победы» (исполнение песен учениками, родителями, педагогами, ветеранами, жителями близлежащих районов).
Заключительный
- Проведение круглого стола с участниками воспитательного события
- Создание книги отзывов и предложений, в том числе с использованием QR-кода, с целью анализа проделанной работы и планирования событий по празднованию 80-летия Калининградской области.
Место проведения: территория образовательной организации.
Ресурсы:
- материально-технические: интерактивное оборудование, звуковая аппаратура, баннеры, костюмы, стенды для оформления выставочных экспозиций, сувенирная продукция для поздравления ветеранов и детей войны, информационные материалы
- организационные (в т. ч. кадровые): администрация школы, системный администратор, классные руководители 1-11 классов, учителя истории и обществознания, ИЗО, музыки, труда (технологии)
- социальные партнеры: МУК КМЦ г. Балтийска, Дом детского творчества, школа искусств им. И. Баха г. Балтийска, 336-я отдельная гвардейская бригада морской пехоты.
Результаты
Результаты воспитательной практики:
- количественные (планируемый охват участников всех категорий: дети – 525 чел., педагоги – 27 человек, родители – 263 и более человек, социальные партнеры – 17 человек)
- качественные:
-повышение интереса учеников, их родителей, учителей к событиям Великой Отечественной войны, к дорогой цене Великой Победы через вовлечение в художественно-эстетическую деятельность
-повышение интереса к творческой деятельности с целью создания сувенирной продукции (открыток, поделок) на основе детских рисунков и эскизов, с дальнейшим их тиражированием;
-повышение заинтересованности всех участников проекта в организации, подготовке и проведении событий по тематике практики
-сплочение детского коллектива, улучшение социально-психологического климата в коллективе для создания творческой атмосферы, развитие коммуникативных качеств обучающихся
В процессе подготовки к фестивалю дети исследуют историю, изучают биографии героев, а также развивают творческие способности. Выступления на сцене позволяют им преодолевать страх перед публичными выступлениями, развивают уверенность в себе и прививают любовь к русской культуре и музыке. Такой формат взаимодействия создаёт атмосферу сопричастности и гордости за нашу страну, а также способствует формированию крепкой гражданской идентичности.
Место в системе воспитания образовательной организации
Патриотическое воспитание и формирование гражданской идентичности — это важные аспекты образовательного процесса, которые играют ключевую роль в развитии личности школьника. Такой комплексный подход к патриотическому воспитанию поможет не только сформировать гражданскую идентичность, но и развить у учащихся активную жизненную позицию, готовность к сотрудничеству и желание внести свой вклад в будущее страны.
Проведение мероприятий "Мы будем чтить ваш подвиг вечно" является удачной и логичной практикой, которая прекрасно вписывается в план воспитательной работы школы по формированию патриотических чувств и гордости за историю страны.
Во-первых, учащиеся смогут не только узнать о героических страницах нашей истории, но и переосмыслить их через творчество. Вовлечение детей в этот процесс позволит им глубже осознать значение подвига предков.
Во-вторых, обсуждение тем, связанных с историей, через искусство способствует развитию критического мышления и чувства ответственности у молодежи.
В-третьих, провведение подобных мероприятий создаст возможность для взаимодействия между разными поколениями — учащимися, ролителями, преподавателями и ветеранами.
Таким образом, воспитательная практика "Мы будем чтить ваш подвиг вечно" интегрирует творческое выражение и патриотическое воспитание, что делает его важной частью комплексного подхода к формированию гражданской идентичности и любви к родине.
Перспективы развития практики
-вовлечение большего количества участников (вовлечение детской, педагогической, родительской общественности, привлечение социальных партнеров)
-появление новых тематических блоков
-рождение новой практики - планирование события по празднованию 80-летия Калининградской области
-привлечение новых социальных партнеров
-представление практики на августовской конференции (дополнительное образование)
-включение материалов практики в ежегодный методический сборник Управления образования
Ссылки на актуальную информацию в сети Интернет
https://balt5s.gosuslugi.ru/roditelyam-i-uchenikam/novosti/novosti_593.html
https://vk.com/wall-180071362_2625
https://vk.com/wall-180071362_2605
https://vk.com/wall-180071362_2468
https://vk.com/wall-180071362_2412
https://vk.com/wall-180071362_2308
https://vk.com/wall-180071362_2309
https://vk.com/wall-180071362_2322
https://vk.com/wall-180071362_2327
https://vk.com/wall-180071362_2334
https://vk.com/wall-180071362_2354
https://vk.com/wall-180071362_2355
https://vk.com/wall-180071362_2356
https://vk.com/wall-180071362_2357
https://vk.com/wall-180071362_2358
https://vk.com/wall-180071362_2359
https://vk.com/wall-180071362_2360