Основные тезисы
Цели и задачи
Цель воспитательной практики:
Формирование у школьников младших классов определённых профессиональных навыков, развитие интереса и мотивации к познаниям профессий, создание образовательной среды, насыщенной возможностями для реализации способностей младших школьников посредством развития интереса к различным видам профессиональной деятельности в ходе экскурсий и игр.
Задачи воспитательной практики:
- Знакомство учеников с многообразием профессий, их спецификой;
- Выявление наклонностей, которые помогут в будущем в выборе профессии и профессиональной реализации;
- Формирование уважения к представителям разных профессий и результатам их труда;
- Развитие творческих и интеллектуальных способностей ученика;
- Формирование таких нравственные качеств, как взаимовыручка, доброта, справедливость, внимательность и т.д.;
- Формирование основ безопасного и здорового образа жизни.
Участники
Учащиеся начальных классов школы (1-4 классы, 7-10 лет).
Оригинальная идея
Перед современным человеком жизнь ставит много вопросов, порой очень сложных. Они касаются многих сфер жизни общества, но без профессиональных навыков решать их ему трудно. А значит, уже в начальной школе возникает необходимость заниматься профессиональной ориентацией учеников и в учебной деятельности, и во внеурочное время.
Опыт форм и методов работы по профориентации старших школьников большой, чего не скажешь о начальной школе. А ведь в настоящее время, при бурном развитии современной экономики, уже с 1 класса необходимо знакомить младших школьников с востребованными обществом профессиями. Тем более, что в основной школе в последние годы открываются классы разной направленности (инженерные, педагогические, сельскохозяйственные и пр.) и раннее знакомство с профессиями в начальной школе поможет ребятам определиться в своем выборе.
Воспитательная работа, проводимая в рамках реализации воспитательной практики, способствует накоплению непосредственных жизненных впечатлений младших школьников о мире профессий, что обеспечивает начало формирования гражданственного патриотического отношения к среде проживания, осознание профессиональных интересов, а также формирует образ «Я» в конкретной профессии. Таким образом, виды деятельности учащихся носят проблеемный, поисково-исследовательский и творческий характер. Один из наиболее приемлемых видов такой деятельности для младших школьников – это игра.
Игра является одной из основных форм знакомства с профессиями в начальной школе. Занятия-игры должны быть направлены на создание конкретно-наглядных представлений о профессиях, которые известны ученикам. Существует большое разнообразие видов таких игр. Игры –которые используются для тренировки внимания памяти, смекалки и, в последствии, будут соотносится у детей с конкретными профессиями (например, в 1 классе «Угадай профессию», во 2 классе – «Изучаем строительные профессии» и др.). Игры, которые моделируют производственные отношения, общение (например, «Кто нас кормит», «Врачеватели», и др.).. Такие игры позволяют детям познакомиться не только с конкретными профессиями и необходимым набором соответствующих профессиональных действий, качеств человека. Но и с предприятиями, где задействованы люди той или иной профессии, в том числе, и с предприятиями Калининградской области (например, в 3-4 классах «Предприятия и профессии», «Предприятия Калининградской области», квест-игра «Путешествие за блинами», «Консультант»)
Благодаря познавательной деятельности, которая является ведущей в начальной школе, можно существенно расширить представления школьников о мире профессий. А это в дальнейшем в процессе формирования личного профессионального плана, позволит меньше совершать ошибок.
Ценностно-смысловое наполнение
Ценность воспитательной практики заключается в том, что она помогает формировать у детей младшего школьного возраста любовь и добросовестное отношение к труду, понимание роли труда в жизни человека и общества, способствует повышению интереса к миру профессий, в том числе профессиональной сфере деятельности родителей и ближайшего окружения.
Воспитательная практика вовлекает обучающихся в различные виды познавательной, игровой, полезной в обществе трудовой деятельности. Раннее знакомство с различными видами человеческой деятельности не только расширяет общий кругозор младшего школьника, но также открывает возможности раннего проявления и конкретизации его склонностей и интересов.
Конечно, выбор профессии не является для учеников начальных классов актуальной задачей, однако в ходе систематической и целенаправленной воспитательной работы происходит расширение представлений младших школьников об окружающем мире и, через познание его сложности и многообразия, открытие своего «Я». В самой природе ребёнка заложено стремление к познанию окружающего мира и себя. Ребёнок в игровой деятельности моделирует реальную действительность. В играх, посвященных знакомству с профессиями, проявляется субъектная позиция школьника младшего возраста, развиваются представления о себе, своих качествах и возможностях.
Проводимая в начальной школе воспитательная работа с применением таких игр является основой, на которой будет строиться вся последующая работа по профессиональному выбору в основной и средней школе, а в дальнейшем и при поступлении в высшие учебные заведения.
От идеи до результата
Воспитательная практика «Путешествие в мир профессий» - мощный ресурс, возможность интеграции воспитательных форм и воспитательных методов. Она включает в себя 3 этапа. Рассчитана на использование различного рода профессионально ориентированных игр, взаимодействие с такими службами, как армия, полиция и МЧС, с учреждениями здравоохранения, культуры и общепита, различными предприятиями области.
Воспитательная практика "Путешествие в мир профессий" является частью общей воспитательной программы школы, составлена в соответствии с ФГОС, который предусматривает в трудовом воспитании осознание ценности труда в жизни человека и общества, бережное отношение к результатам труда и ответственное потребление, участие в различных видах трудовой деятельности, повышение интереса к различным профессиям.
1 этап – 1 класс: Формирование первоначальных представлений о профессиях. Знакомство с профессиями осуществляется в рамках воспитательной работы через простые настольные игры («Угадай профессию»), игры на профессиональные сюжеты («Магазин», «Школа»), а также экскурсии по школе – в библиотеку, школьный музей, столовую, на приусадебный участок, с целью использования полученных знаний в играх.
2 этап – 2 класс: Расширение общего кругозора, понятийного аппарата в рамках работы по предоставлению знаний о профессиях и качествах, необходимых соответствующей профессии, это происходит посредством использования различных игр, не только настольных, но и ситуационных, сюжетно-ролевых («Врачеватели», «Наш сад»). Включение в работу по профориентации, встречи с представителями разных профессий с целью использования полученной информации для игр.
3 этап – 3-4 классы: На данном этапе происходит знакомство с предприятиями города и области, а также с профессиями, которые на них используются. Формирование устойчивого интереса к определенным направлениям профессиональной деятельности человека через усложнение настольных, ситуационных, сюжетно-ролевых игр. Применяются игры, развивающие у школьников техническую смекалку, творческие способности и воображение, квест-игры («Я-конструктор», «Я-дизайнер», «Путешествие в страну кулинарию», «Консультант»). Очень интересны экскурсии на предприятия и учреждения Калининградской области, где происходит знакомство с производством, деятельностью, продукцией, профессиями с целью применения полученной информации в играх.
Каждый этап предусматривает примерно 1 раз в четверть проведение экскурсии, встречи, ознакомительной презентации о профессии или группе профессий. И в последующем закрепление знаний об этой (этих) профессиях в процессе игровой деятельности. Экскурсия в школьную столовую – игра «Кто нас кормит?», в ходе которой, ученики должны определить какие орудия труда есть у повара, какие продукты необходимы для приготовления определенных блюд. Экскурсия по зданию школы – игра «Изучение строительных специальностей», которая предусматривает изучение строительных специальностей и соответствующих им орудий труда. Любят ученики игру «Консультант». Обычно в нее играют парами, консультант и консультируемый. Консультант даёт характеристику какой-либо профессии, отвечая на вопросы (плюсы и минусы профессии, какие нужны для профессии знания и т.д.) Обучающиеся могут проявить свои способности формулировать, объяснять товарищу информацию и даже рекламировать профессию.
В 3-4 классах мы посещаем предприятия Калининградской области, встречаемся с представителями различных профессий. Полученную информацию, используем в играх: «Врачеватели», «Я – конструктор», «Соотнести профессию и действие», «Профессии защитников Отечества», «Профессия и предприятие», квест-игре «Путешествие в мир кулинарии». Квест-игра вызывает особый интерес у ребят. Это командная игра, нужно продемонстрировать логику, скорость, творчество, показать эрудицию. И как награда, не только много новых знаний о профессиях повара и кулинара, но и вкусные блины, приготовленные в школьной столовой школьным поваром при участии детей.
Игровые моменты воспитательной практики могут проходить на переменах, во внеурочное время. В 3-4 классах профориентационные игры интересно проводить по параллелям. Ребятам нравится соревноваться со сверстниками из параллельного класса.
В рамках шефства старшеклассников над учащимися младших классов к проведению игр в качестве организаторов и консультантов привлекаются учащиеся 7-9 классов. В нашей школе п.Переславское есть кадетские классы, кадеты через игру знакомят ребят с профессиями защитников Отечества (офицер, лётчик, ракетчик и т.д.). Такие игры со старшими вызывают повышенный интерес.
Воспитательная практика подразумевает системность и преемственность – игры «взрослеют» вместе со школьниками, усложняясь от класса к классу. Очень важно в игровой деятельности учитывать возраст, уровень сформированности интересов, различные ценностные ориентации, черты характера, психотип учеников. Все дети разные: кто-то любит играть в команде, кто-то быстрый, слишком активный, кто-то много знает, эмоциональный, нетерпимый к поражению и тд. Поэтому индивидуальный, дифференцированный подход необходим. Сочетание индивидуальной и групповой форм работы, а также связь с жизнью позволяют воспитательной практике «Путешествие в мир профессий» добиваться необходимых результатов, знакомить профессиями, их особенностями и предприятиями, где они востребованы. В конечном итоге способствовать дальнейшему выбору профессионального жизненного пути.
Результаты
Воспитательная практика «Путешествие в мир профессий» способствует выполнению социального заказа государства на формирование личности ориентирующейся в мире профессий, понимающей значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы, активно и заинтересованно познающей мир, осознающей ценность труда, умеющей учиться, осознающей важность образования для жизни и деятельности, способной применять полученные знания на практике.
В результате применения воспитательной практики «Путешествие в мир профессий» ученик младшей школы узнает:
- основные сферы профессиональной деятельности человека;
- основные понятия, признаки профессий, их значение для общества;
- предприятия Калининградской области;
будет уметь:
- оперировать основными понятиями и категориями;
- рассказывать о профессии и обосновывать её значение для общества;
- пользоваться информацией, полученной в процессе игр, а также экскурсий на предприятия и учреждения, встреч с представителями различных профессий.
Место в системе воспитания образовательной организации
Данная воспитательная практика является частью воспитательной системы класса, модуля "Профориентация", который предполагает разнообразную деятельность – классные часы, экскурсии, беседы, читательские конференции, праздники, встречи с интересными людьми, просмотр и обсуждение кинофильмов и т.д. Воспитательная практика соотносится с Воспитательной Программой школы Это систематическая работа, сохраняющая преемственность, цель которой подготовить обучающихся к основной школе, заложить основы для профессионального самоопределения в будущем. Для того, чтобы было психологически легче осуществить правильный выбор профессии, младшим школьникам необходимо владеть информацией о мире профессий, иметь представления о содержании и условиях труда в выбранной сфере деятельности, знать о требованиях, предъявляемых конкретной профессией к работнику. Благодаря воспитательной практике, они эту информацию получают.
Воспитательная практика «Путешествие в мир профессий» может быть использована учителями начальных классов как в урочной, так и во внеклассной и внеурочной деятельности.
Ссылки на актуальную информацию в сети Интернет
Игра "Угадай профессию"
https://vk.com/wall-217328692_2057
Экскурсия на фабрику по производству шоколада:
https://vk.com/wall-217328692_3210
Экскурсия в мастерскую стеклодува:
https://vk.com/wall-217328692_2810
Экскурсия по кабинету физиотерапии:
https://vk.com/wall-217328692_2422
Знакомство с военными профессиями:(беседа с кдетами)
https://vk.com/wall-217328692_2092
Путешествие в "Город мастеров"
https://vk.com/wall-217328692_591
Экскурсия на мануфактуру "Карамельково":
https://vk.com/wall-217328692_187
Экскурсия в агропарк "Шаакен":
https://vk.com/wall-217328692_1559