Основные тезисы
Цели и задачи
Цель: расширить знания обучающихся о героических поступках и подвигах, совершённых воинами Отечества
Задачи:
формировать представление обучающихся о долге, мужестве, героизме как слагаемых внутренней красоты человека.
способствовать формированию чувства гордости за свой народ;
стимулировать умственную активность и любознательность учащихся;
создание условий для сохранения памяти о подвигах Героев Отечества.
воспитывать чувства уважения, признательности к людям, совершающим героические поступки как в военное, так и в мирное время.
Участники
Ученики 6-8 классов, классные руководители
Оригинальная идея
В 2025году Россия отмечает два важнейших события: Год защитника отечества и 80-летие Победы в Великой Отечественной войне. Эти даты-не просто календарные вехи, а символы национального единства, памяти и уважения к подвигу народа.
А как рассказать детям о героях Отечества так, чтобы это было не сухим уроком истории, а живым диалогом? Как показать, что герои- это не только легендарные личности из учебников, но и те, кто жил или живёт в нашем городе, в нашей области?
И возникла идея, что игра «Что? Где? Когда?» -идеальный формат
Ценностно-смысловое наполнение
Игра «Что? Где? Когда?» на тему «Герои Отечества» — это не просто развлечение, а глубокий воспитательный инструмент, формирующий ценностные ориентиры у детей. Вот её смысловое наполнение:
1. Патриотизм как личная сопричастность
- «Герои — не только в учебниках»
Через вопросы о земляках (ветеранах, военных, спасателях) игра показывает: подвиги совершались «здесь и сейчас». Это разрушает стереотип о «далёких героях» и создаёт эмоциональную связь с малой родиной.
- Пример для подражания
Дети видят: героем может быть не только солдат войны, но и врач, пожарный, волонтер — «человек из соседнего двора».
2. Память как долг и честь
- «Цена Победы»
Вопросы о письмах с фронта, личных вещах бойцов (например, «Что хранил в вещмешке солдат 1943 года?») делают историю «осязаемой».
- Связь поколений
Вопросы «от лица» героев («вопрос от Барклая-де-Толли») превращают память в «диалог».
3. Коллективизм и взаимовыручка
- «Один за всех»
Игра — командная: как и на войне, победа зависит от сплочённости. Это противопоставляется культуре «одиночных героев» в массовой культуре
4. Гордость без милитаризма
- Акцент на мирных подвигах
Героизм — это не только война. Вопросы о врачах в пандемию, учёных, спасателях М ЧС показывают: «защита Отечества — это и созидание».
5. Связь прошлого и будущего
- «А ты смог бы?»
В финале — рефлексия: дети записывают на стикерах, какие качества героев они хотели бы раз
Итог:
Игра формирует «не знания, а ценности»:
- «Я — часть страны, её история зависит и от меня» (патриотизм),
- «Память — это ответственность» (историческая совесть),
- «Героем можно быть и в мирной жизни» (активная гражданская позиция).
Этот подход исключает «казённый» патриотизм, делая тему личной для каждого ребёнка.
вить. Это превращает игру в «Старт для личного роста».
От идеи до результата
Идея возникла, когда президент Владимир Путин объявил 2025 год годом Защитников Отечества, в целях сохранения исторической памяти, в ознаменование 80-ия Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, в благодарность ветеранам и признавая подвиг участников специальной военной операции. Наши ученики с удовольствием посещали открытые региональные игры: «Что? Где? Когда?» и мы решили попробовать провести игру в формате класса, потом школы на тему: «Герои отечества». Дети активно участвовали в подготовке игры, создавали вопросы о героях, также о наших земляках Калининградской области, о наших героях, это сделало игру более личной и значимой для них.
Игра «Что? Где? Когда?» содержит следующие этапы:
1. Организационный этап игры.
2. Деятельностный этап игры.
3. Заключительный этап.
Для реализации каждого этапа игры были разработаны дидактические и тематические материалы.
Результаты
Результатом применения игры «Что? Где? Когда?» как Воспитательной практики для актуализации знаний учащихся о героизме людей, совершаемых в военное и мирное время, стало активное вовлечение учащихся в познавательный процесс, включение историй о земляках Калининградской области сделало игру более значимой, вызывало гордость за малую родину, повысило мотивацию. Каждый участник осознал личную ответственность перед командой за выполнение заданий, что способствовало сплочению команд и проявлению лучших качеств участников. Все участники проявили живой интерес к игре, углубили знания о героях Отечества (включая малоизвестных земляков), получили эмоциональную связь с историей (через мультимедийные форматы), подошли к пониманию ценностей (патриотизм, взаимовыручка, честь), получили мотивацию к изучению истории и участию в патриотических акциях.
Место в системе воспитания образовательной организации
Патриотическое воспитание и формирование гражданской идентичности различными средствами обучения и воспитания – одна из главных воспитательных задач школы. Данную воспитательную практику можно использовать ко дню «Героев Отечества», во время проведения месячника военно-патриотической работы в школе, на классных часах в рамках реализации плана мероприятий, посвященных 80-летию Победы советского народа в ВОВ.
Ссылки на актуальную информацию в сети Интернет
https://infourok.ru/backOffice/publications
https://vk.com/maou_lic_7?w=wall-88579490_3964
https://infourok.ru/backOffice/publications