Основные тезисы
Цели и задачи
Цель Воспитательной практики: выявить лидерские качества через командные задания, творчество и стратегическое мышление, формировать инициативность, умение работать в команде, критическое мышление.
Задачи Воспитательной практики: расширение кругозора обучающихся; развитие познавательных способностей, памяти, внимания, логического мышления, пространственного воображения; выявление лидерских качеств школьников; воспитание уверенности в своих силах, ответственности за общее дело; формирование коммуникативных способностей учащихся, навыков командной работы.
Участники
обучающиеся 1 - 4 классов.
Оригинальная идея
через интерактивную игру-квест «Спасатели волшебного леса» выявить и развить лидерские качества у младших школьников, а также научить их работать в команде, мыслить стратегически и творчески. Вместо традиционных методов, дети активно участвуют в серии увлекательных заданий, где им приходится сотрудничать, принимать решения и проявлять инициативу, что в итоге приводит к естественному выявлению "Главных Хранителей леса" – то есть лидеров.
Ценностно-смысловое наполнение
данная воспитательная практика обладает значительным ценностно-смысловым наполнением, ориентированным на формирование ключевых компетенций и личностных качеств обучающихся младшего школьного возраста. В её основе лежит концепция обучения через, где игровой формат выступает катализатором для актуализации и развития субъектности участников. Практика способствует не только приобретению конкретных навыков, но и интериоризации социально значимых ценностей, что является основой для гармоничного развития личности и её успешной социализации.
От идеи до результата
1. Направляем внимание детей на актуализацию значимости познавательной деятельности, подчёркиваем важность распространения известной самим ребятам информации. Обсуждаем, почему нужно делиться с другими своими знаниями, в каких сферах жизни этот процесс прослеживается и в каких областях социальной жизни это наиболее актуально.
2. Организуем игру «Спасатели волшебного леса» – для этого необходимо посвятить обучающихся в легенду игры, разделить коллектив класса на несколько групп по 5-7 человек в каждой.
3. «Спасатели волшебного леса» проводится в несколько этапов:
1 этап – «Собери команду». Ребята работают в группах, каждая группа придумывает название, девиз и выбирает капитана. После обсуждения наставники записывают ответы на лист формата А4.
2 этап – «Построй мост через реку». Используя «брёвна» (картонные коробки, бумажные листы), команды строят мост от старта до финиша. Правила: нельзя наступать на «воду» (пол), если «бревно» осталось без участника, его смывает течением (ведущий убирает).
3 этап – «Найди потерявшихся зверей». В комнате спрятаны игрушечные животные (или картинки). Каждая команда получает карту с подсказками (например: «Ищи там, где всегда тепло» — около батареи).
4 этап - «Создай амулет защиты». Из подручных материалов (бумага, ленты, пластилин, природные материалы) команды создают «амулет», который защитит лес. Нужно придумать его историю и презентовать.
По итогам четырех этапов выявляются Главные Хранители леса (лидеры).
4. Награждение, рефлексия: Все участники получают значок «Юный спасатель». Ведущий объявляет «Главных Хранителей Леса» (1–2 лидера от каждой команды), отмечая их вклад. Вопросы для рефлексии: Что было самым сложным? Кто вам помогал в команде? Какое качество важно для лидера?
Результаты
формирование лидерских качеств, развитие взаимопонимания и взаимовыручки, коммуникативных навыков, критического и творческого мышления, воспитание уважения к природе и окружающей среде.
Место в системе воспитания образовательной организации
практика может рассматриваться как одна из форм внеурочной деятельности, которая обогащает образовательный процесс, делая его более динамичным и увлекательным. Она дополняет урочную деятельность, предоставляя возможности для практического применения полученных знаний и умений в неформальной, мотивирующей среде.
Ссылки на актуальную информацию в сети Интернет