Основные тезисы
Цели и задачи
Цель практики:
Формирование у обучающихся ценностного отношения к героическому прошлому своей Родины через интеграцию историко-патриотического содержания и учебного материала по физике, развитие практических навыков применения знаний на основе подвигов 84-й гвардейской стрелковой дивизии.
Задачи практики:
Развивать у обучающихся интерес к истории Великой Отечественной войны через практическую деятельность.
Показать значимость знаний по физике для анализа и понимания реальных жизненных ситуаций, связанных с военными действиями.
Сформировать у учащихся чувство сопричастности к подвигам героев, защищавших родной край.
Обеспечить межпредметную интеграцию курса физики и школьного музейного компонента.
Способствовать воспитанию патриотизма, уважения к прошлому и готовности к гражданской ответственности.
Участники
Ученики, учителя, хранитель школьного музея, школьная администрация
Оригинальная идея
Практика основана на интеграции урока физики с краеведческим и историческим компонентом, представленным школьным музеем. Через решение задач по темам «давление» и «выталкивающая сила», учащиеся как бы «помогают» бойцам 84-й стрелковой дивизии преодолевать болота и форсировать реки во время Невельско-Городокской операции и форсирования Немана. Таким образом, абстрактные физические законы обретают практический и нравственный смысл, а урок превращается в живую реконструкцию подвига.
Ценностно-смысловое наполнение
Основной смысл практики — осознание связи поколений через героизм и науку. Решая задачи, ученики мысленно становятся участниками событий, испытывают чувство уважения к подвигу, гордость за свою малую родину. Через интеграцию научного знания и исторической памяти формируются такие ценности, как патриотизм, гуманизм, ответственность, единство народа. Практика показывает: даже школьные знания способны «помочь» победе, а наука и история – неразделимы в воспитании гражданина.
От идеи до результата
Подготовительный этап: изучение материалов школьного музея, выбор задач, создание презентации, методическое оформление.
Мотивационный этап: постановка исторического контекста урока, ввод в сюжет через рассказ о подвиге дивизии.
Познавательный этап: решение практико-ориентированных физических задач, связанных с реальными условиями боевых операций.
Эмоционально-рефлексивный этап: посещение музея, обсуждение подвигов, совместный анализ значимости событий.
Заключительный этап: обсуждение результатов, рефлексия, оформление выводов.
Результаты
Повысился интерес обучающихся к физике и истории родного края.
Сформировались устойчивые знания о военных подвигах 84-й дивизии.
Ученики научились применять физику в историко-практическом контексте.
Возрос уровень патриотического сознания, интерес к краеведению.
Практика получила положительный отклик от учащихся, педагогов и родителей и может быть рекомендована для тиражирования в рамках воспитательной работы в школах.
Место в системе воспитания образовательной организации
Работа МАОУ СОШ 28 в 2024/25 уч. г., направленная на методическую
разработку музейных уроков, посвященных 84 гвардейской
Краснознаменной Карачевской ордена Суворова второй степени стрелковой
дивизии, отражает основные положения Стратегии развития воспитания в РФ
на период до 2025года. Используя информационно-образовательное
пространство школьного исторического музея, расширялись и углублялись
знания обучающихся о Великой Отечественной войне 1941-1945г.г.,
воспитывалось уважение к подвигу предков и понимание необходимости
памяти о героических страницах истории Отечества. Педагоги повышали
мотивацию обучающихся к получению новых знаний по предмету,
способствовали восприятию музейных предметов как источников знаний о
прошлом. Таким образом, совершенствовался учебно-воспитательный
процесс в школе на основе сотрудничества с социокультурным окружением,
усиливался интерес обучающихся к школьному музею и его деятельности.
Ссылки на актуальную информацию в сети Интернет
https://t.me/Shkola28ru/5783