Основные тезисы
Цели и задачи
Цель: создание условий для присвоения ценностей - историческая память, героизм во имя Победы, уважение и сохранение памяти о подвигах предков, любовь к малой родине - через совместную деятельность детско-взрослого сообщества.
Задачи:
- Формирование интереса учащихся и родителей к изучению подвига разведгрупп «Джек», «Вол» и «Мороз» и чувства сопричастности к истории своей малой Родины;
- На примере героев разведгрупп помочь обучающимся осознать необходимость стойкого отношения к необходимости защиты Отечества;
- Содействие общению и совместной деятельности родителей и детей;
- Приобщение к культурным и историческим традициям родного края, страны
Участники
Актив музея МБОУ «СОШ пос. Новоколхозное», обучающиеся школы, родители и социальный партнер - руководитель школьного музея поселка Сосновка Полесского района.
Оригинальная идея
В июле 2024 года исполнилось 80 лет со дня вывода легендарной разведгруппы «Джек» в тыл врага на территорию Восточной Пруссии во время Великой Отечественной войны. Как и многие организации, наш школьный музей получил в дар книгу Г. Юшкевича «Последний из группы «Джек» от фонда «ИСТОК». Сейчас, когда время забирает участников и очевидцев тех событий, когда искажается правда, очень важно сохранить память о былых днях. И не просто сохранить, а передать знания молодому поколению, чтобы современные дети росли на примере великого патриотизма, который жил в сердцах советских солдат, отстоявших нашу Родину в той страшной войне.
На протяжении многих лет члены нашего музейного объединения проводили исследовательские работы, организовывался поход «По следам группы «Джек», разрабатывали маршруты по карте передвижения; изготавливали макет первого установленного памятника советским разведчикам в Калининградской области под названием «Презревшим смерть» в рамках областного фестиваля школьных музеев; принимали участие в региональных конкурсах и фестивалях.
Изучив материалы музея, у нынешних активистов появилось желание пройтись по дорогам разведгруппы, почтить память героев, благоустроить территорию обелисков, где увековечены имена героев. Была организована и проведена такая экскурсия по близлежащим памятным местам разведчиков группы «Джек» силами активистов музея для желающих учащихся школы и их родителей.
Группа школьников проехала по памятным «джековским» местам: памятник "Три парашюта", памятники разведчикам Николаю Шпакову, Ивану Мельникову, Павлу Крылатых. Участники экскурсии приняли участие в онлайн-опросе на лучшего знатока деятельности разведгруппы «Джек». Прозвучал и вопрос от участников экскурсии: а были ли другие разведгруппы, заброшенные на территорию Восточной Пруссии?
В юбилейный год 80-летия Победы в Великой Отечественной войне у обучающихся школы, а вместе с ними и у их родителей возникло предложение продолжить изучение подвига не только разведгруппы «Джек», но и разведгрупп «Вол» и «Мороз», десантируемых в тыл врага в 1944 году, в районе города Тильзит, ныне Советск. Десантирование этих разведгрупп происходило на территории районов, находящихся вблизи нашей школы. Это позволяет соприкоснуться с историей своей малой родины, узнать, прочувствовать и осознать, каким было стойкое отношение к испытаниям и защите Отечества.
Ценностно-смысловое наполнение
Историческая память, защита исторической правды
Любовь к малой родине
Семейные традиции
Героизм
От идеи до результата
1.Подготовительный
Деятельность педагогов
- сопровождение деятельности активистов;
- организация и обсуждение запросов и ожиданий обучающихся и их родителей от совместной деятельности
Деятельность детей
- изучение информации, материалов школьного музея, сети Интернет о подвиге героев разведгрупп активистами музея
Деятельность родителей
- планирование, подготовка маршрута, распределение обязанностей по организации экскурсии
2. Основной
Деятельность педагогов
-Реализация экскурсии по памятным местам разведгрупп «Джек», «Вол», «Мороз»:
- посещение школьного музея пос. Сосновка;
- почитание героев у памятных знаков и благоустройство территории:
1.Памятник советским разведчикам действовавшим в годы Великой Отечественной войны в тылу врага на территории Восточной Пруссии 1941 -1945 гг. («Три парашюта»)
2. Памятник разведчику Иосифу Зварику в пос. Сосновка Полесского района
3. Памятник заместителю командира группы «Джек» Николаю Шпакову в пос. Десантное Славского района
4. Памятник помощнику командира разведгруппы «ДЖЕК» Ивану Мельникову пос. Дальнее 2 Полесского района
5. У памятного знака разведгруппы «Мороз», шоссе Большаково-Гастеллово и разведгруппы «Вол» г. Советск
Деятельность детей
Просмотр видеофильма, активное участие в беседе детей, родителей, представителя музея, изучение экспонатов, материалов музея пос. Сосновка;
- сообщение активистов музея о героях, чье имя увековечено на памятных знаках, используя «Портфеля экскурсовода»
- почитание героев у памятных знаков и благоустройство территории
Деятельность родителей
- Просмотр видеофильма, активное участие в беседе детей, родителей, представителя музея, изучение экспонатов, материалов музея пос. Сосновка
- знакомство с информацией
- почитание героев у памятных знаков и благоустройство территории
Организация привала.
3. Заключительный
Деятельность педагогов
Рефлексия участников воспитательной практики
- Зарождение ежегодной традиции – проведение экскурсии по памятным местам с целью увековечивания памяти о героях
- Анализ эффективности воспитательной практики
Деятельность детей
- Рефлексия участников воспитательной практики
Деятельность родителей
- Обсуждение, подведение итогов, организация и планирование деятельности детско-взрослой общности.
Результаты
-Повысился интерес учащихся и родителей к изучению истории подвига героев своей малой родины;
-Возникло желание посещать памятные места, увековечивания героев вместе со своими родными и и осознание необходимости сохранения семейных традиций;
- Проведение ежегодной воспитательной практики, посвященной подвигу разведгрупп;
- Сплочение детско-взрослой общности;
- Проявление творческой инициативы родителя - создание арт-объекта «Летят в бессмертие журавли» (макет памятного знака, посвященного павшим защитникам Отечества).
Место в системе воспитания образовательной организации
Отправляясь на экскурсию, дети меняют привычный формат школьной жизни. Экскурсия дает возможность познавать мир через все органы чувств: зрение, слух, обоняние, осязание. В процессе дети могут потрогать изучаемый обьект, рассмотрет его со всех сторон, послушать о его истории, а может быть даже и понюхать. Узнав что-то важное и интересное, участники экскурсии получают импульс к глубокому изучению истории родного края, традициями и культурой, тем самым начинают ощущать причастность к судьбе своего народа, своей страны, испытавать чувство гордости за свой народ,
Ссылки на актуальную информацию в сети Интернет
«Портфель экскурсовода» https://disk.yandex.ru/d/jXQ2hK4jLR3zdA
Экскурсия ««По следам разведгрупп «Джек», «Вол» и «Мороз» https://vk.com/wall-205657448_3894
Первая экскурсия ««По следам разведгруппы «Джек» https://vk.com/wall-205657448_2821
Вторая поездка по следам группы Джек: новые впечатления и открытия https://vk.com/wall-205657448_3942
https://vk.com/wall-205657448_3894
Вручение книги https://vk.com/wall-205657448_1992
Арт-объект «Летят в бессмертье журавли» https://vk.com/wall-205657448_3680