Основные тезисы
Цели и задачи
Цель: создать условия для формирования таких ценностей как: дружба, любовь, здоровье, жизненая мудрость
Задачи:
- проанализировать основные и наиболее актуальные духовные ориентиры и жизненные ценности учащегося средней школы.
- Провести диагностику уровня сформированности ценностей
- Предложить обучающимся принять участие в разработке заданий для игры;
- Апробировать игру
- Провести диагностику уровня сформированности жизненных ценностей после цикла занятий внеурочной деятельности
Участники
обучающиеся 5-7 классов
Оригинальная идея
На мой взгляд, существует еще один недооцененный способ формирования ценностных ориентаций – настольные игры. Их существует огромное множество, причем воспитательный потенциал можно найти в большинстве из них. Одни игры можно использовать сразу, другие – адаптировав под воспитательные задачи.
Основываясь на собственном опыте, я могу заявить, что наибольших успехов в формировании ценностей мои ученики достигли с помощью настольной игры «ИлиТо» во время занятий внеурочной деятельности. Правила игры таковы:
Один из игроков тянет любую карту из колоды и озвучивает то, что на ней написано, не делая выбора в пользу одной или второй альтернативы. Затем все остальные участники игры по очереди объявляют, что бы они выбрали из двух предложенных вариантов (какими бы непривлекательными или, наоборот, равносильно приятными, они ни казались, выбор сделать придется) и аргументируют, почему.
Все участники стараются всеми возможными способами и самыми своими сильными доводами убедить первого игрока в правильности их выбора. Приводите примеры из жизни, фильмов, книг, аргументируйте до последнего вздоха!
Ведущий игрок должен сделать свой выбор и сказать, кто из участников повлиял на его решение в большей степени.
Оригинальность идеи заключается в том, чтобы по прошествии определенного количества игр можно предложить подросткам выступить в роли авторов вопроса. Для этого озвучивается тема (дружба, любовь, здоровье и т.д), после чего выделяется время на создание собственного вопроса каждым участником игры. Таким образом, мы даем возможность высказаться и порассуждать именно о тех проблемах, которые волнуют подростков, причем в комфортных для них условиях. Никто не может перебить участника, когда тот аргументирует свою точку зрения – основное правило, которое соблюдалось во время игры.
Ценностно-смысловое наполнение
В настоящее время в свете разрушения сложившейся системы общественных ценностей, переоценки личностных ценностей происходит повышение интереса к проблеме формирования ценностей личности.
Многие педагоги (М.В. Богусловский, М.С. Каган , В.А. Сластенин и др.) сходятся во мнении, что все жизненные устремления человека предопределяет индивидуальная система ценностей. Нельзя избежать катастрофических последствий дезинтеграции общества, если будут разрушены моральные принципы, ценностные ориентации, нравственные нормы.
Процесс ориентации личности в мире ценностей — не одномоментное обретение качества, он растянут во времени, имеет свои этапы, последовательно соотносимые с общим ростом и возрастным развитием человека, формированием его личностных свойств.
Подростковый возраст – это то самое время, когда формируются основные жизненные установки и ценности. Достаточно серьезную проблему в любую историческую эпоху представляет усвоение подростком духовно-нравственных ценностей общества. То, что человек считает ценностью, определяет его и как личность, и как гражданина своей страны. Формирование ценностных ориентаций в школе происходит на уроках литературы, но одних лишь их не достаточно.
На занятиях внеурочной деятельности «Учимся играя» я использую различные игры, но на данный момент самый большой потенциал показала адаптированная версия игры «ИлиТо». Из всех предложенных игр именно эта создает чувство «отсутствия навязанности», что иногда бывает на уроках. До и после апробации игры была проведена диагностика, показавшая результативность настольных игр как способа формирования духовно-нравственных ценностей.
От идеи до результата
- В самом начале необходимо определить, какие ценности необходимо сформировать у обучающихся. Например, можно предложить обучающимся такие темы как: дружба, любовь, милосердие, здоровье, труд и тд.
- Проведение первичной диагностики (методика ценностных ориентаций М.Рокича и диагностика отношения к жизненным ценностям Н.Е. Щурковой)
- На одном из занятий обучающимся предлагаются несколько тем, после чего они занимаются созданием карточек с вопросами. Учитель также участвует в этом процессе.
- Апробация игры.
- Проведение вторичной диагностики, анализ воспитательного потенциала игры.
Результаты
Полученные на первичном этапе диагностики результаты свидетельствуют о том, что практически по всем шкалам ценностных ориентаций выявлены подростки с устойчиво негативным отношением к различным ценностям. Полученные результаты обусловили необходимость формирования ценностных ориентаций в подростковом возрасте.
Диагностика сформированности ценностных ориентаций при вторичной диагностике показала положительную динамику в выборе таких ценностей, как познание, творчество, жизненная мудрость, наличие хороших и верных друзей, ценность здоровья, семья. Полученные результаты подтверждают, что настольные игры способствуют формированию ценностей обучающихся
Место в системе воспитания образовательной организации
Воспитательная практика реализовывалась в рамках внеурочной деятельности в течение 2020-2021 учебного года, продолжает реализовываться и в этом учебном году. Занятия проходили раз в неделю.
Ссылки на актуальную информацию в сети Интернет
Воспитательная практика ранее не публиковалась