Основные тезисы
Цели и задачи
Цель. Закрепить в понимании обучающихся значение хлеба. Создавать условия для формирования у обучающихся целостной картины мира на основе полученных знаний. Формирование понимания свойств окружающих нас предметов и явлений.
Задачи.
Образовательные: продолжать учить анализировать, выделять существенные связи и признаки, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать материалы и средства для решения определённых задач, самостоятельно выполнять задуманное, добиваясь конкретной цели, учить делать выводы. Продолжать знакомить со свойствами предметов, прививать желание узнавать новое об уже знакомых предметах, желание передавать свои знания, делиться ими со сверстниками и в семье. Учить выполнять свою роль в совместной деятельности, использовать полученные ранее навыки.
Развивающие: продолжать развивать патриотические чувства, прививать любовь к Родине и всему, что с ней связано, закреплять опыт, пронесённый через года предками, использовать этот опыт в своей деятельности. Развивать познавательные навыки через исследовательскую деятельность. Развивать интерес, способности устанавливать причинно – следственные связи. Совершенствовать коммуникативные навыки, способность к сотрудничеству со сверстниками и педагогом, обогащать словарный запас. Продолжать развивать желание помогать друг другу. Развивать движения, необходимые для работы с пестиком и ступкой. Развивать самостоятельность и концентрацию внимания.
Воспитательные: воспитывать нравственные качества, присущие русскому народу, родной стране, родному краю, традициям народа. Воспитывать бережное отношение к хлебу и всему тому, что создала природа и руки человека. Воспитывать желание беречь и уважать чужой труд, понимать его сложность и значимость (на личном опыте). Воспитывать стремление доводить начатое до конца, интерес к природным материалам. Зкреплять правила безопасного поведения с электроприборами.
Участники
Обучающиеся подготовительной к школе группы (6-7 лет).
Оригинальная идея
Оригинальная идея практики - вспомнить забытое на современный лад.
В течение месяца в группе с детьми (предварительная работа):
- рассказывали былины о появлении хлеба;
- придумывали игры, в которых поэтапно раскрывалась история появления хлеба;
- читали пословицы и поговорки о хлебе;
- рисовали свой хлеб, писали пословицы и поговорки, которые запомнили;
- узнали о современных пословицах и поговорках, например «Если хлеб не доесть, он весь день за тобой бегать будет»;
- оформили выставку рисунков «Мой хлеб и поговорки»;
- перебирали зёрна пшеницы, проводя массаж пальцев рук;
- знакомились со ступкой и пестиком, пробовали сами делать муку из зёрен;
- разучивали танец со ступками - совмещали слушание родных русских напевов с танцем и ритмом;
- погружались в русский быт, слушая рассказы и рассматривая картины;
- экотерапия - рассматривали игрушки и шляпы из соломы, изучали пальцами плетение, вдыхая запах соломы;
- сравнивали современные названия видов деятельности с устаревшими (хлебзавод - пекарня, хлебороб - фермер, пекарь, хлебопечка, технологическая карта);
- обучающиеся самостоятельно искали материал вне детского сада и делились в группе информацией.
Ценностно-смысловое наполнение
В современном обществе уделяется значительное внимание развитию науки и техники. Общество стремится к совершенствованию и оптимизации уже созданных продуктов и технологий. Однако, несмотря на широкое использование роботизированных систем в быту и на производстве, важно сохранять понимание процессов, лежащих в основе создания окружающих нас объектов.
Педагоги часто задаются вопросом о том, насколько дети осознают и понимают механизмы производства различных продуктов, таких как чай, каша и хлеб. Данный вопрос также возник и у меня. Я долго размышляла о том, как наиболее эффективно представить детям историю возникновения хлеба, чтобы они не только запомнили его важность, но и научились ценить труд, связанный с его производством, а также передавать эти знания другим.
В ходе наблюдений за процессом приёма пищи я заметила, что не все дети обладают достаточными навыками правильного обращения с хлебом. Это побудило меня разработать занятие, которое позволило бы детям непосредственно участвовать в процессе изготовления хлеба, то есть ознакомиться с ним на практике.
Понимая сложность и многогранность процесса производства хлеба, начиная с посева зерна и заканчивая выпечкой буханки, дети смогут глубже осознать значимость труда и изделий, созданных в результате человеческой деятельности.
От идеи до результата
1. Введение в тему
Заходим в группу (здороваемся с гостями).
В. Ребята, я предлагаю вам сегодня поговорить об истории появления…
Вы это узнаете, когда отгадаете загадку!
Тарелка супа меж локтями,
А он в руках у всех ломтями.
Без него, как видно,
Не вкусно и не сытно! ( Хлеб).
Конечно же – сегодня мы поговорим о хлебе. Вы все знаете, что хлеб нужно беречь и бережно с ним обращаться. Как? (ответы детей). Вы молодцы! Многое уже знаете, но есть ещё интересные факты, и я хочу ими с вами поделиться. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в историю появления хлеба. Прежде чем мы начнём, нам… (имя) расскажет стихотворение.
Из чего печётся хлеб,
Что едим мы на обед?
Хлеб печётся из муки,
Что дают нам колоски.
Рожь, пшеница в век из века
Щедро кормят человека.
Плюшки с маком, кекс сметанный,
Чёрный с тмином, пеклеванный,
Калачи, батоны, халы…
Хлеб для маленьких и старых,
Для Танюшек и Наташ.
Добрый хлеб – кормилец наш!
2. Основная часть. Включение в исследовательскую деятельность.
В. А сейчас предлагаю вам вспомнить, как к нам хлеб пришёл (на столе нарисованное поле, на нём карточки по количеству детей: вспахивают поле, зерно*, посев пшеницы, всходы, колоски зреют, комбайн убирает созревшую пшеницу, перевозка зерна на мукомольный завод, хлебозавод (хлебопекарня), разные виды хлеба везут в магазин). Ребята, мы будем открывать карточки по очереди, надевая шляпу на голову и по очереди рассказывать о пути хлеба к нам на стол. Когда все карточки откроем, то станем настоящими хлеборобами. Согласны?! (Дети надевают шляпу, берут карточку, показывают всем и рассказывают свой эпизод).
* После обсуждения карточки «Зерно» на стол ставят корзину с зерном. Корзину передают по кругу всем участникам. Каждый проверяет зерна на наличие посторонних примесей (массаж).
Физ. минутка с элементами эко-терапии
1. Под музыку толчём зёрна в ступках, пританцовывая.
2. Массаж рук и пальчиковая гимнастика (расслабление).
Хлеб
Рос сперва на воле в поле, (дети слегка покачивают руками снизу)
Летом цвел и колосился (поднимают вверх, качают руками)
А потом обмолотили, (отстукивают кулаками друг о друга)
Он в зерно вдруг превратился. (выполняют упражнение «Пальчики здороваются»)
Из зерна – в муку и тесто, (сжимают и разжимают кулаки)
В магазине занял место. (вытягивают руки вперёд, ладонями вверх)
Вырос он под синим небом, (поднимают руки вверх)
А пришел на стол к нам – хлебом. (вытягиваю руки вперёд ладонями вверх).
В. Понравилось вам разминать руки. Подскажите, а что же мы в ступках делали? А у вас получилось из пшеницы муку сделать (это трудно).
В. Ребята, а сейчас вас ждёт сюрприз, а чтобы он получился, я предлагаю вам отгадать загадки. По мере того, как вы будете отгадывать загадки, будем находить предметы, которые нам понадобятся для сюрприза.
Загадки «Продукты для приготовления хлеба»:
1. Меня пьют, меня льют.
Всем нужна я.
Кто я такая?
Конечно…(ВОДА)
2. Рожь, ячмень, овёс, пшеница,
Для помола всё сгодится,
Будет хлеб у мужика,
А пока в мешках (МУКА).
3. Без меня нельзя поджарить,
И салат нельзя заправить,
Да и вкусная стряпня
Вряд ли выйдет без меня. (РАСТИТЕЛЬНОЕ МАСЛО)
4.Мы приправляем ею щи и кашу,
Да и почти любую пищу нашу.
Что говорить, большую роль
Играет в нашей жизни (СОЛЬ).
5.Белый, сладкий и сыпучий
Он лежит на ложке кучей.
Ложка быстро и с размаха
В чай горячий сыпет …(САХАР)
В. Какие молодцы, справились с загадками.
А теперь предлагаю вам присесть на стулья и посмотреть сюрприз.
Открыть хлебопечку и предложить детям загрузить ингредиенты (поставить карточку «Ингредиенты»).
Ребята, чтобы хлеб наш получился пышный и большой, чтоб его на всех хватило, что нужно добавить?*
*Заранее обговорить с обучающимся - достаёт из кармана пакетик дрожжей.
Включить выпекание (воспитатель). Вспомнить технику безопасности с электроприборами (только с взрослыми).
Этап загрузки ингридиентов и выпекание можно вынести за занятие. Это зависит от уровня накопленности знаний у обучающихся и от быстроты выполнения предшествующих этапов мероприятия.
3. Завершающий этап занятия.
Ребята, вы знаете, сколько труда вкладывается в появление хлеба? Будете ли вы его беречь? (Ответы детей).
В. Верно, друзья. Путь хлеба к нашему столу непрост. В этом процессе участвует много людей. Вы сами попробовали сделать муку и проследили весь путь хлеба. Теперь вы понимаете, насколько он важен.
Рефлексия.
В. На сегодня новостей очень много. Расскажите, чем мы сегодня занимались. Что вам запомнилось и о чём вы расскажете своим друзьям? Что бы вы хотели повторить с родителями? Что вы запомнили важного о хлебе?
Вспомнить пословицы и поговорки.
В. Молодцы, пора прощаться, скажем, дружно «До свидания и спасибо за внимание!»
Результаты
Практика позволила закрепить в понимании обучающихся значение хлеба. Способствовала созданию условий для формирования у обучающихся целостной картины мира на основе полученных знаний, формированию понимания свойств окружающих нас предметов и явлений.
Практика способствовала развитию умения анализировать, выделять существенные связи и признаки, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать материалы и средства для решения определённых задач, самостоятельно выполнять задуманное, добиваясь конкретной цели, научила делать выводы.
Обучающиеся закрепились в желании знакомиться со свойствами предметов, в стремлении узнавать новое об уже знакомых предметах. Узнавая много нового в интересной интерпретации, появилось желание передавать свои знания, делиться ими со сверстниками и в семье. Обучающиеся охотно выполняли свою роль в совместной деятельности, умеют использовать полученные ранее навыки.
Практика помогает развивать патриотические чувства, прививает любовь к Родине и всему, что с ней связано, закрепляет опыт. Развиваются познавательные навыки через исследовательскую деятельность. Развивается интерес, способность устанавливать причинно – следственные связи. Совершенствуются коммуникативные навыки, способность к сотрудничеству со сверстниками и педагогом, обогащается словарный запас. Обучающиеся с желанием помогают друг другу, развивается самостоятельность и концентрация внимания.
Практика позволила воспитывать нравственные качества, присущие русскому народу, родной стране, родному краю, традициям народа, воспитывать бережное отношение к хлебу и всему тому, что создала природа и руки человека, желание беречь и уважать чужой труд, понимать его сложность и значимость.
Место в системе воспитания образовательной организации
Мероприятие было организовано в рамках реализации Образовательной программы дошкольного образования Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №3 города Черняховска».
Занятие носило интегрированный характер и включало элементы всех образовательных областей:
- Познавательное развитие;
- Речевое развитие;
- Социально-коммуникативное развитие;
- Художественно-эстетическое развитие;
- Физическое развитие.
В рамках итогового занятия обучающиеся продемонстрировали полученные знания и навыки следующим образом:
- поделились знаниями и умениями с гостями (коллектив детского сада);
- практическая деятельность в режимных моментах - пекли хлеб из самостоятельно найденных ингредиентов;
- транслирование полученных знаний и опыта в повседневной жизни (работа с родителями, семьями обучающихся).
В дальнейшем планируется систематическое использование и закрепление полученных знаний и навыков в ежедневной деятельности детей.
Ссылки на актуальную информацию в сети Интернет
Практика в сети Интернет https://vk.com/wall-221748217_2834
Весь фото и видео - материал по практике https://disk.yandex.ru/d/44yok1JfJQC_lA