Основные тезисы
Цели и задачи
Цель Воспитательной практики: расширить у обучающихся знания о профессиях, способах выбора профессий, особенностях, условиях разной профессиональной деятельности.
Задачи Воспитательной практики:
1. Повыcить осведомленность о профессиях. Познакомить участников с различными профессиями, их особенностями и требованиями, чтобы расширить их представление о мире труда.
2. Определить интересы и склонности. Помочь участникам выявить свои интересы, сильные стороны и склонности через вопросы викторины, что может способствовать более осознанному выбору профессии.
3. Развить навыки самопрезентации. Научить участников формулировать свои мысли о профессиях, которые их интересуют, и представлять себя в контексте выбранной профессии.
4. Формировать критическое мышление. Стимулировать участников анализировать и сопоставлять различные профессии, их "плюсы" и "минусы", что поможет им принимать более взвешенные решения.
5. Создавать мотивацию к обучению. Вдохновить участников на изучение новых навыков и знаний, необходимых для выбранной профессии, через интересные и увлекательные форматы викторин.
6. Стимулировать навыки командной работы. Организовать викторины в формате командных соревнований, что поможет развить навыки сотрудничества и коммуникации.
7. Оказывать поддержку карьерного планирования. Помочь участникам составить план действий для достижения своих карьерных целей, основываясь на результатах викторины.
8. Укреплять уверенность в себе. Способствовать повышению самооценки участников, когда они осознают свои сильные стороны и возможности в выборе профессии.
Участники
Обучающиеся образовательных учреждений в возрасте от 6 до 18 лет, в том числе, обучающиеся с ОВЗ, а также совершеннолетняя молодежь (студенты СПО, ВО и др.)
Оригинальная идея
Идея практики заключается в создании интерактивного формата, который сочетает в себе элементы игры, обучения и самопознания.
1. Тематика викторин. Каждая викторина посвящена определенной профессии или группе профессий: профессии сельского хозяйства, медицины, педагогики, художественно-изобразительной деятельности и другие. Это поможет обучающимся лучше понять специфику различных направлений.
2. Командные соревнования. Организация командных викторин, где обучающиеся могут работать в группах. Это способствует развитию командного духа и навыков сотрудничества, а также позволяет обмениваться мнениями и опытом.
3. Приглашение специалистов. Вовлечение профессионалов различных областей деятельности для участия в викторинах в качестве экспертов. Они делятся своим опытом, рассказывают о профессии, что делает процесс более увлекательным и информативным.
4. Кросс-дисциплинарный характер викторин. Профориентационные викторины объединяют знания из разных областей. Например, вопросы могут касаться не только профессий, но и связанных с ними навыков, таких как критическое мышление, креативность и коммуникация и других.
5. Обратная связь и самоанализ. После каждой викторины проводится обсуждение, где участники делятся своими впечатлениями и осознаниями о том, какие профессии им интересны и почему. Это помогает обучающимся лучше понять свои предпочтения и склонности.
6. Награды и мотивация. Введение системы наград для участников профориентационных викторин в виде диплома победителя викторины, брендированных или мерчированных атрибутов, что стимулирует обучающихся к активному участию и изучению новых профессий.
Ценностно-смысловое наполнение
Воспитательная практика "Кем стать? Профориентационные викторины для детей и молодежи" способствует развитию у участников осознанного подхода к выбору профессии, позволяя им лучше понять свои интересы и способности. Эти мероприятия не только информируют о различных карьерных возможностях (определения векторв обучения), но и формируют навыки критического мышления и самопрезентации, что важно для успешной адаптации в будущем профессиональном мире.
От идеи до результата
Подготовительный этап.
Определение целей и задач викторины, выбор тематики и формата, а также разработка вопросов и заданий, соответствующих интересам и возрасту участников.
2. Информационный этап.
Проведение предварительных бесед и лекций о различных профессиях, чтобы участники могли ознакомиться с основными направлениями и требованиями к ним.
3. Проведение викторины.
Организация и проведение самого мероприятия, включая формирование команд, объяснение правил и активное вовлечение участников в процесс.
4. Анализ результатов.
Обсуждение итогов викторины, анализ ответов участников, выявление сильных и слабых сторон, а также предоставление обратной связи по каждому вопросу.
5. Рефлексия и планирование дальнейших шагов.
Проведение обсуждения с участниками о полученных знаниях и впечатлениях, а также помощь в составлении индивидуальных планов по дальнейшему профессиональному самоопределению и развитию.
Результаты
Результатом воспитательной практики "Кем стать? Профориентационные викторины для детей и молодежи" является проявление участниками активного интереса к различным профессиям, расширение представлений о мире труда, развитие навыков командной работы и критического мышления, повышение уровня осведомленности о возможностях профессионального самоопределения. Опыт реализации воспитательной практики показал, что большинство обучающихся выражают желание углубить свои знания в выбранных областях и рассмотреть карьерные пути: посещение дней открытых дверей на базе профессиональных учебных заведений, прохождение индивидуального профтестирования и профориентационных проб, участие в конкурсах.
Место в системе воспитания образовательной организации
С 2023 года воспитательная практика успешно интегрируется при реализации разноуровневой дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Профнавигатор» для обучающихся 5-11 классов на базе МАОУ "Гимназия №2 г. Черняховска". Так же практика "Кем стать? Профориентационные викторины для детей и молодежи" занимает важное место в системе воспитания и реализации образовательных программ МАУ ДО ДЮЦ г.Черняховска "Пятью пять"(возрастная категория 6-11 лет, в т.ч. обучающиеся с ОВЗ), "Арт-терапия" (студенты ГБУ КО ПОО "Педагогический колледж"), способствуя формированию осознанного подхода к выбору профессии. Практика включает игровые элементы с образовательными аспектами, что делает процесс профориентации более увлекательным и доступным, помогая обучающимся лучше осознать свои "сильные" стороны и предпочтения при планировании профессиональной карьеры.
Ссылки на актуальную информацию в сети Интернет
https://karpuzova-lyudmila.tilda.ws/
https://vk.com/profnavigatorduc