Основные тезисы
Цели и задачи
Цель: нарисовать северный пейзаж с полярными медведями, применяя нетрадиционные техники рисования
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с явлением природы «северное сияние»;
- познакомить детей с Арктикой;
- расширить знания детей о жизни обитателей Крайнего Севера, об их приспособленности к жизни;
- учить детей различать оттенки цветов и передавать их в рисунке;
Развивающие:
- развивать внимание, глазомер, мелкую моторику рук;
- развивать творческое воображение, чувства композиции;
- формировать умения комбинировать нетрадиционные техники рисования
Воспитательные:
- воспитывать эстетический вкус и аккуратность в выполнении работы;
- воспитывать бережное отношение к природе, к животным;
- воспитать чувство гордости и патриотизма за свою Родину;
- воспитать чувство ответственности ("маленькими шагами в большое будущее").
Участники
Учащиеся младшего школьного возраста
Оригинальная идея
Каждый понедельник первым занятием во всех школах страны проходят «Разговоры о важном». Основные темы связаны с ключевыми аспектами жизни человека в современной России. Для закрепления и обогащения пройденного материала, занятие "Путешествие в Арктику" придётся как нельзя кстати. Учащимся начальных классов предлагается не просто путешествие, а практическое занятие, ведь, как известно, практика закрепляет теорию.
Оригинальность практики заключается в том, что дети посредством изобразительного искусства погружаются в мир исследования Арктики. Учаться нетрадиционной технике рисования, которая может быть успешно реализована и в дальнейшей творческой деятельности.
Учащимся предлагается нарисовать белых медведей на фоне северного сияния. Белые медведи – индикатор состояния Арктики. Их численность сокращается из-за изменения климата и загрязнения окружающей среды. Осознание важности сохранения этих уникальных животных – наш долг перед будущими поколениями. Рисование помогает привлечь внимание к этой проблеме и воспитать бережное отношение к природе.
Ценностно-смысловое наполнение
Ознакомление детей с Арктикой и Северным полюсом – это не просто передача географических знаний, а мощный инструмент формирования у подрастающего поколения ценностного отношения к миру, природе и культурному наследию. Эта практика способствует развитию чувства ответственности за сохранение уникальной экосистемы Арктики и осознания взаимосвязи между человеком и окружающей средой.
Не менее важным является развитие патриотизма и гордости за свою страну. Арктика – это часть России, и знакомство с историей освоения Северного морского пути, с подвигами полярников и исследователей формирует чувство принадлежности к великой стране с богатым историческим прошлым и будущим.
Практика ознакомления с Арктикой способствует развитию познавательного интереса и любознательности. Дети задают вопросы, ищут ответы, узнают новое о мире, что стимулирует их интеллектуальное развитие и формирует критическое мышление. Они учатся ценить знания и стремиться к новым открытиям.
В заключение, ознакомление детей с Арктикой и Северным полюсом – это инвестиция в будущее. Формирование экологического сознания, патриотизма, познавательного интереса и чувства ответственности за сохранение уникальной природы – это те ценности, которые помогут подрастающему поколению стать достойными гражданами своей страны и планеты.
От идеи до результата
Организационный момент
Дети проходят и становятся полукругом около парт, пока не присаживаются
Разворачивается ковёр-самолёт и детям предлагается путешествие в Арктику. Раздаются посадочные талоны. Они, в дальнейшем помогут сделать «правильную» рассадку детей по местам. Дети проходят на ковёр. Выключается свет. Включается «музыка севера» (вьюга, метель). Слайды с природой и животным миром Арктики.
Ход занятия.
Стоп-кадр – белые медведи. Прилетели в Арктику. Рассматриваем глобус, где находится Арктика. Вспоминаем, что даже в гимне нашей страны есть слова про то, какая территория нашей страны большая ("...от южных морей до полярного края..."). Дети присаживаются за парты. Беседа о животном мире Арктики, о хозяинах Арктики белых медведях. Техника безопасности.
Практическая работа.
Объяснение. Метод "мастер-класса". (Показ новой техники - повторение). Во время работы звучит музыка на фоне. Видеоразминка.
Заключительный этап
Дети проходят на ковёр-самолёт. Возвращение домой.
Рефлексия
Дети с рисунками становятся в полукруг, разворачиваются и показывают свои работы (на слайде «Выставка творческих работ «Наше путешествие в Арктику»).
Результаты
Результат практики:
1. Экологическое воспитание
Осознание глобальных проблем: Дети видят последствия изменения климата (таяние льдов, изменение ареалов обитания животных), что формирует ответственность за природу
Устойчивое мышление: Учаться бережному отношению к ресурсам, пониманию хрупкости экосистемы
Практические навыки: Участие в экологических акциях (уборка мусора, наблюдение за животными), развитие активной гражданской позиции.
2. Научно-образовательный аспект
Изучение природных явлений: Полярное сияние, вечная мерзлота, уникальная флора и фауна становятся предметами исследования.
Проектная деятельность: Дети могут участвовать в сборе данных для научных проетов, что стимулирует, в дальнейшем интерес к Окружающему миру, Географии, Биологии (межпредметные связи)
3. Эмоционально-ценностные изменения
Формирование гуманизма: осознание взаимосвязи человека и природы, важности сохранения жизни на Земле.
4. Воспитание патриотизма – важнейшая задача воспитательной практики. Это не просто любовь к своей Родине, но и уважение к её истории, культуре, традициям и ценностям.
5. Творческое развитие
Искусство и литература: Многие дети захотят прочитать литературу о севере, книги о животных, может быть написать свою историю, сказку, рассказ, нарисовать ещё одну работу
Место в системе воспитания образовательной организации
Практика была успешно реализованиа в системе дополнительного образования: проведены занятия для учащихся МАУ ДО ДЮЦ города Черняховска, а так же, в рамках муниципального этапа конкурса "Сердце отдаю детям", проведена на базе Гимназии №2, для учащихся 2-х классов. И показала свою уникальность и эффективность.
Кроме того, занятие с успехом было проведено уже на областном этапе конкурса педагогов дополнительного образования "Сердце отдаю детям" на базе школы № 57 города Калининграда.
Путешествие в Арктику - это не просто "выездное мероприятие", а комплексная технология, которая:
- связывает теорию с практикой;
- формирует экологическое сознание и гражданскую позицию;
- развивает образное мышление через занятие-путешествие.
Встраивание такой практики в систему воспитания требует междисциплинарного подхода, но её результаты - поколение осознанных, ответственных и деятельных граждан - оправдывают свои усилия.
Ссылки на актуальную информацию в сети Интернет
https://infourok.ru/zanyatie-po-izobrazitelnoj-deyatelnosti-dlya-detej-mladshego-shkolnogo-vozrasta-belye-medvedi-7845688.html
https://vk.com/wall-78075006_1684