Основные тезисы
Цели и задачи
Цель: формирование патриотических чувств и ценностного отношения детей старшего дошкольного возраста к историческим событиям города Калининграда в годы Великой Отечественной войны, к значимости подвига советских солдат при штурме и взятии города-крепости Кёнигсберг посредством организации различных видов художественно-творческой деятельности.
Задачи:
Образовательные.
1. Познакомить дошкольников с ходом военных исторических событий 6-9 апреля 1945 на территории города-крепости Кёнигсберг.
2. Расширить представления детей 5-7 лет о значимости штурма и взятия города-крепости Кёнигсберг в ходе Великой Отечественной войны и предстоящей Победе над Фашистской Германией, о героическом мужестве и стойкости советских солдат.
Развивающие.
1. Развивать интерес детей к историческим событиям города Калининграда и области, событиям прошлого и настоящего.
2. Развивать умение передавать характер героев музыкальных и поэтических произведений с помощью мимики, жестов, движений, интонационно- образной речи.
3. Продолжить обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать эмоциональный отклик при восприятии музыкальных и литературных произведений на военную тематику.
Воспитательные.
1. Воспитывать патриотические чувства, уважительное отношение к городу Калининграду и области, Российскому государству; развивать чувство гордости и уважения к ратным подвигам защитников Отечества в процессе ознакомления с литературными и музыкальными произведениями на военную тематику.
Участники
Воспитанники старших и подготовительных к школе групп, воспитатели, музыкальные руководители, родители (законные представители).
Оригинальная идея
Музыкально-литературная гостиная – эффективная форма патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста, знакомства с историей родного края и страны в целом в годы Великой Отечественной войны, знаменательными датами, а также организации художественно-творческой деятельности детей.
Ценностно-смысловое наполнение
Именно в старшем дошкольном возрасте развиваются рефлексия (способность осознавать и отдавать себе отчёт в своих целях, способах их достижения, полученных результатах, переживаниях, чувствах и побуждениях) и моральные качества личности ребенка 5-7 лет. Этот период во многом предопределяет будущий моральный облик человека и в то же время исключительно благоприятен для педагогических воздействий.
Особый эмоциональный отклик, вызванный восприятием героев художественной литературы, музыкально-театральных композиций, изобразительного искусства, посвященные годам Великой Отечественной войны, является основой для формирования патриотических и гражданственных чувств старшего дошкольника.
Погружение в исторические события штурма и взятия города-крепости Кёнигсберг, предстоящей Победе над Фашистской Германией, героического мужества и стойкости советских солдат посредством организации различных видов художественно-творческой деятельности помогает сформировать у старших дошкольников чувство сопричастности к судьбе своего Отечества, гордости и уважения к его защитникам.
От идеи до результата
1. Отбор, обсуждение и систематизация литературного, музыкального материала, знакомство с разнообразными историческими источниками, описывающими военные события 6-9 апреля 1945 на территории города-крепости Кёнигсберг.
2. Осмысление «генеральной идеи» литературно-музыкальной гостиной, определение целей и задач.
3. Выстраивание композиции и подготовка сценария, музыкального оформления.
4. Определение главных участников среди педагогов, воспитанников и родителей. Репетиции песен, танцевальных композиций. Работа над выразительностью чтения, «читка» сценария с ее участниками.
5. Работа над сценическим движением, репетиции отдельных сцен.
6. Подбор декораций и костюмов, атрибутов. Оформление музыкального зала, создание музейной экспозиции «Штурм города-крепости Кенигсберг».
7. Создание презентации в соответствии со сценарием, включающей футажи, видеоролики, фотографии военных событий 6-9 апреля 1945 на территории города-крепости Кёнигсберг.
8. Разработка и распространение пригласительных на тематическое мероприятие.
Неоценимую помощь в подготовке и проведении оказывают воспитатели, педагоги-специалисты и родители старших дошкольников: создают декорации и костюмы, приносят экспонаты времен Великой Отечественной войны для оформления предметно-пространственной среды.
Результат – небольшая (длительностью до 35 минут) литературно-музыкальная композиция, состоящая из литературных, музыкально-вокальных и танцевальных номеров, элементов театральной деятельности.
Результаты
В процессе подготовки и после проведения мероприятия большие изменения претерпела развивающая предметно-пространственная среда как в группах детского сада, так и за их пределами (в холлах, музыкальных залах):
- В результате совместной работы воспитателей и родителей (законных представителей) созданы стенды «Мы помним, мы гордимся» в старших и подготовительных к школе группах, посвященные участникам ВОВ – родственникам семей воспитанников. Во время тематических бесед каждый ребенок смог рассказать о своем семейном герое.
- Организована музейная экспозиция в холле детского сада, посвященная памяти защитников Отечества в годы ВОВ, в том числе участников штурма и взятия Кенигсберга. Еженедельно педагогом-психологом проводятся тематические экскурсии для дошкольников.
Совместно с администрацией детского сада музыкальными-руководителями проведен конкурс исполнения военно-патриотических песен «О войне не мало песен сложено…» среди дошкольников 5-7 лет. Мероприятие посвящено 80-летней годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. В подготовке к конкурсу приняли участие не только юные артисты, но и педагоги, родители: подборка музыкально-вокального материала, костюмов, атрибутов и т.п.
Подготовка к тематическим мероприятиям позволила старшим дошкольникам не только передать характер героев музыкальных и поэтических произведений с помощью мимики, жестов, движений, интонационно-образной речи, погрузиться в исторические события, но и испытать чувство гордости и уважения к ратным подвигам защитников Отечества.
Место в системе воспитания образовательной организации
Воспитательная практика отражена в рабочих программах по образовательным областям «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», разработанных в соответствии с ФГОС ДО, ФОП ДО, ОП ДО МАДОУ д/с № 57; включена в годовой план работы учреждения, а также планы работы музыкальных руководителей.
Ссылки на актуальную информацию в сети Интернет
https://drive.google.com/drive/folders/1QX5qv8HyMv35zUFN1_FfCDEFNwT2fYyh?usp=sharing
https://drive.google.com/drive/folders/12uL1mEZ4aB1ZUzUJ5Ry4AxINhyzdv5GV?usp=sharing
https://vk.com/public217103457?z=photo-217103457_457239505%2Fwall-217103457_410
https://vk.com/public217103457?z=video-217103457_456239100%2Fabf86bc62b237bdebf%2Fpl_wall_-217103457
https://drive.google.com/drive/folders/11le4K6O5gn9oFAxoQO-P0k_4GQj9_zWQ?usp=sharing
https://vk.com/public217103457?w=wall-217103457_429