Основные тезисы
Цели и задачи
Цель: познакомить обучающихся с производными и непроизводными предлогами; учить различать производные и непроизводные предлоги, правильно использовать их в устной и письменной речи.
Задачи:
1) Предметные: научиться употреблять предлоги в составе словосочетаний, предложений, соблюдая современные нормы русского литературного языка; разграничивать предлоги и омонимичные части речи;
2) Познавательные: уметь строить устные высказывания; формировать и решать проблему; искать и выделять необходимую информацию;
3) Регулятивные: формулировать тему и цели урока; контролировать свою деятельность.
4) Личностные: формировать учебно – познавательный интерес к материалу урока;
5) Коммуникативные: работать в паре, в группе, слушать собеседника, вступать с ним в диалог, уточнять, высказывать своё мнение.
Участники
Обучающиеся 7 класса
Оригинальная идея
Оригинальность идеи практики заключается в переносе учебного процесса из тетрадей обучающихся в социальные сети. Обучающиеся в рамках урока знакомятся с новой темой и отрабатывают ее на материале постов в социальных сетях.
Ценностно-смысловое наполнение
Ценностно-смысловое наполнение урока является ключевым элементом, который придаёт обучению глубину и значимость. В контексте работы с новой темой и материалом постов в социальных сетях, можно выделить несколько аспектов этого наполнения.
1. Формирование критического мышления: Урок, основанный на анализе постов в социальных сетях, способствует развитию критического мышления у обучающихся. Они учатся не только воспринимать информацию, но и анализировать ее, задавать вопросы о достоверности материалов и учитывать контекст, в котором они были созданы.
2. Связь с реальной жизнью: Социальные сети являются неотъемлемой частью жизни большинства обучающихся. Использование актуальных и знакомых им материалов помогает установить связь между обучением и реальным миром. Это делает урок более значимым и запоминающимся, ведь ученики видят, как изучаемая тема проявляется в их повседневной жизни.
3. Этические и социальные аспекты: Социальные сети могут служить платформой для обсуждения этических вопросов, таких как ответственность за размещение информации, распространение ложных сведений и влияние на общественное мнение. Обсуждение этих аспектов может способствовать формированию у обучающихся гражданской позиции и социальной ответственности.
4. Развитие навыков коммуникации: При работе с постами в социальных сетях обучающиеся тренируются в умении выражать свои мысли и аргументировать свою точку зрения, что является важным навыком в современном обществе.
5. Эмоциональная вовлеченность: Социальные сети часто содержат эмоционально окрашенные посты, что может усилить вовлеченность обучающихся в учебный процесс. Они легче понимают и обсуждают обсуждаемые темы, если видят в них отражение своих интересов и переживаний.
Таким образом, ценностно-смысловое наполнение урока заключается в создании условий для формирования осмысленного, критического подхода к информации, осознания своей роли в современном обществе и развития личностных качеств, необходимых для успешной коммуникации и адаптации в быстро меняющемся мире.
От идеи до результата
I. Организационный момент
1.Приветствие.
2.Обсуждение кадра из мультфильма «Красавица и чудовище».
3.Работа с фразеологизмом «Встречают по одежке, провожают по уму».
4.Работа с сообщениями и постами в ВК.
II. Постановка цели урока. Мотивация учебной деятельности. Актуализация знаний.
1.Оформление записи в тетради.
2.Создание поста-знакомства.
3.Обсуждение способов связи слов в полученных текстах.
4.Запись темы урока. Постановка цели урока.
III. Первичное усвоение новых знаний
1.Работа с постом-знакомства учителя (поиск предлогов, определение их роли в тексте)
2.Работа с учебником (теоретический материал)
3.Работа по группам с карточками
IV. Первичная проверка понимания изученного
1.Работа с постом в ВК (вставить пропущенные предлоги, определить их разряд, подобрать синонимы, если это возможно)
V. Первичное закрепление
1.Работа в группах (создание поста от имени Производного Предлога и Непроизводного Предлога)
2.Разбор постов, комментирование
VI. Домашнее задание. Рефлексия
Результаты
У обучающихся появился интерес к предмету. В ходе урока были выведены некоторые правила сетикета (сетевого этикета), проведена работа над осознанием эстетической ценности русского языка, уважительным отношением к родному языку, гордостью за него как основного носителя русской культуры, потребностью сохранить чистоту русского языка как явление национальной культуры; стремлением к речевому самосовершенствованию.
Место в системе воспитания образовательной организации
Данный урок был представлен на региональном этапе конкурса профессионального мастерства "Учитель года-2022".
Ссылки на актуальную информацию в сети Интернет
https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2022/03/12/proizvodnye-i-neproizvodnye-predlogi