Основные тезисы
Цели и задачи
Целью данной диагностики является выявление уровня сформированности любви к малой родине, сформированность представлений о своей стране - России, результат привязанности к родному дому, семье, близким людям. Результат сформированности ценностных представлений о «Природе» и «Родине».
Участники
данную диагностику можно использовать в детском саду для диагностики воспитанников старших и подготовительных к школе групп
Оригинальная идея
Существуют разработанные системы диагностики духовно-нравственного воспитания школьников, например: А.А. Логиновой, А.Я. Данилюк [3]; методика «Незаконченные предложения», когда детям предлагается бланк с тестом, где необходимо закончить предложение несколькими словами; методика «Закончи историю», когда детям читают рассказ-ситуацию из школьной жизни на выбор, а затем просят закончить историю; методика - опросник «Духовно-нравственные понятия», когда чтоб определить у учащихся результат знаний и представлений о духовности и нравственности, детям предлагают дать определения предоставленным понятиям; методика «Мой сад», когда перед обучающимися начальной школы выкладывают карточки с изображением садовых растений, на каждой из которых указана одна духовно-нравственная ценность. Им предлагается выбрать растения для своего сада, но взять они могут только те растения, понятия (ценности) которых могут объяснить. Для диагностики духовно-нравственного воспитания используют педагогическое наблюдение, беседы с учащимися и родителями, анализ письменных работ учащихся, выполняемых в Методе учебных и внеурочных занятий. Но эти методики не подходят для детей дошкольного возраста.
Ценностно-смысловое наполнение
В МАДОУ д/с № 48 города Калининграда в воспитании у детей познавательной активности охватывают все стороны воспитательного процесса для формирования умственных качеств личности, самостоятельности и инициативности ребёнка. Познавательное и духовно-нравственное воспитание осуществляется в содержательном единстве, так как только знания образовательных областей без проживания опыта применения добра ограничивает и деформирует личностное развитие ребёнка.
От идеи до результата
Индикатор «Природа родного края».
Цель диагностики данного индикатора: определить результат знаний о родном крае (знать название моря, рек). Называть растения, характерные региону, климату.
Оборудование: Карта-схема Калининградской области, фотографии с растениями, характерными для региона, фотографии Балтийского моря, пляжей, и т.д.
Индикатор «Город».
Цель диагностики данного индикатора: определить результат знаний о родном городе (знать название своего города, домашний адрес). Называть достопримечательности города.
Оборудование: Карта-схема города Калининграда, фотографии с достопримечательностями.
Метод: Беседа-игра с детьми. Воспитатель предлагает посмотреть на фотографии, назвать достопримечательности.
Индикатор «Символика родной страны, города».
Цель диагностики данного индикатора: определить результат сформированности характерных знаний о государственной символике страны, родного города (герб и флаг).
Индикатор «Патриотические чувства к стране»
Цель диагностики данного индикатора: определить чувство и эмоциональное отношение к стране.
Индикатор «Личностное отношение к родному городу»
Цель диагностики данного индикатора: определить отношения к родному городу. Умение детей связно, последовательно высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный вопрос. Умение свободно мыслить.
Результаты
По каждому индикатору разработана система Оценивания результатов.
и итоговое количество баллов для определения уровней
Место в системе воспитания образовательной организации
Измерить глубину внутреннего мира ребенка, результат его духовно-нравственного воспитания и развития очень сложно. В оценке уровня развития духовно-нравственного воспитания всегда будет доля субъективизма. Повысить объективность помогает обобщенная система мониторинга духовно-нравственного развития и воспитания воспитанников ДОУ.
Ссылки на актуальную информацию в сети Интернет
Список литературы
1.Пункт 5 Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей, утверждённых Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2022, № 46, ст. 7977).
2.Приказ министерства просвещения Российской Федерации об утверждении Федеральной образовательной программы дошкольного образования № 1028 от 25.11.2022 года / Официальное опубликование правовых актов – http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212280044
3.Логинова А. А., Данилюк А. Я. "Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Мониторинг результатов. Методическое пособие. ФГОС"