Основные тезисы
Цели и задачи
Цель: формирование нового вида экологического мышления, культуры и экосоциальной активности обучающихся через их непосредственное участие в различных формах исследовательской и природоохранной деятельности.
Задачи:
1) Углубление знаний в области окружающей среды, природы, развитие интереса к истории и культуре Калининградской области;
2) Изучение положительных и отрицательных тенденций в экологической ситуации региона, в развитии взаимосвязей общества и природной среды;
3) Пропаганда экологических знаний среди обучающихся и осуществление экологического образования;
4) Применение эффективных методов проведения экологообразовательной и природоохранной работы с обучающимися;
5) Формирование ученического коллектива, где преобладают уважение, доброжелательность, взаимное доверие, совместная оценка социальной значимости поступков, творчество, инициатива.
Участники
Обучающиеся 5- 9 классов МОУ СОШ № 1 имени С.И. Гусева , сетевые партеры (Калининградской областной детско-юношеский центр краеведения, экологии и туризма, Добровольческий центр г. Гусева «Можно»), родители.
Оригинальная идея
События последних лет в нашей стране заставляют по-новому взглянуть на достаточно привычные и вполне понятные значения слов – экологичность, гражданственность, нравственность. Экологическое образование сегодня – это часть общегосударственной экологической политики России, основной задачей которой является переход от пассивного экологического сознания к сознанию активному. Оригинальность практики заключается в обучении и организации практической деятельности в зеленом классе , который получил название «Школа Грэсовского леса» , что помогает детям развивать креативность и инновационное мышление в области экологии и устойчивого развития, развивает навыки практической деятельности в области охраны окружающей среды . Так же взаимодействие с добровольческими организациями способствует популяризации эковолонтерского движения в школе и городе. Программа деятельности эковолонтерского отряда построена с учетом возрастных особенностей детей. Практика так же предусматривает развитие механизмов ранней профессиональной ориентации ребенка (профессии в системе ЧЕЛОВЕК – ПРИРОДА, ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК)
Ценностно-смысловое наполнение
Совместная деятельность учителей разных предметных областей, сетевых партеров, учащихся, родителей . Умение взаимодействовать друг с другом ( учитель-ребёнок, ребенок-ребенок, учитель-родитель, учитель-учитель) на ценностно-смысловых основаниях.
Ценность знания, применение этих знаний на практике, в жизни.
Становление личности ребёнка через экологическую и духовно-нравственную составляющую, которая воспитывает его физическое и умственное развитие.
Занятия в экоклубе «Эколята» создают условия для реализации у обучающихся навыков социальной ответственности, способствует интенсивной просветительской работе по формированию у обучающихся экологического сознания ,критического мышления, оперативного и качественного решения поставленных перед ним задач, создается гибкая и открытая среда обучения и воспитания с применением современных информационно-коммуникативных технологий, открытых образовательных ресурсов.
От идеи до результата
На первом диагностико-организационном этапе была создана инициативная группа и составлен план работы, распределены обязанности, назначены ответственные на каждое направление работы (проведение и участие в экологических акциях, марафонах, просветительской деятельности, проведение экоуроков, викторин, освещение деятельности экоклуба в СМИ и соцсетях). В состав инициативной группы вошли несколько родителей, учитель географии, обучающиеся 7-9 классов.
На втором организационно-практическом этапе (реализации) велась основная работа в тесном сотрудничестве с педагогами, родителями, детьми, сетевыми партнерами по разным направлениям: игровой, творческой, познавательной , практической деятельности. В целях развития интереса у детей к решению экологических проблем и формированию природоохранного поведения, руководителем экоклуба, учащимися 9 класса стали регулярно проводиться тематические занятия по проблемам раздельного сбора мусора, второй жизни платика, сохранению лесов, малых рек и озер.
Также ежемесячно проводятся практические занятия в «Школе Грэсовского леса». Ребята участвуют в многочисленных общероссийских, региональных и городских акциях. Эковолонтеры школьного отряда «Эколята» ухаживают за школьным садом. Волонтеры из экоклуба часто принимают участие в краеведческих и экологических конкурсах и олимпиадах разного уровня.
На третьем этапе эковолонтеры стали инициаторами проведения собственных экологических акций, велопробегов, уборок в Грэсовском лесу, территории вокруг памятника С.И. Гусеву.
Результаты
Характеризуя основные результаты деятельности экоклуба, остановимся прежде всего на выполнении количественных и качественных показателей. Количество учащихся, принимающих активное участие в мероприятиях, проводимых экоклубом увеличилось с 13 человек в 2022 году до 120 человек в 2025 г . Увеличиваются количественные показатели участия в олимпиадах, акциях, экоуроках, конкурсах экологической направленности, научно-практических конференциях разного уровня. Можно отметить и стабильный рост количества полученных волонтерами экоклуба наград, грамот, дипломов, сертификатов. Среди качественных показателей можно отметить повешение интереса детей к учебным предметам (география, биология), улучшение усвоения пройденного материала , выход за рамки стандартного мышления, умение наблюдать и анализировать информацию , совершенствование навыков поведения в природе, развитие совместной деятельности, повышение командного духа , уважительного отношения друг к другу, умения договариваться. Развитие навыков публичного выступления и навыков организации социально – значимых и экологических мероприятий. Включенность родителей, сетевых партнёров в образовательную деятельность позволяет организовать партнерское взаимодействие со всеми участниками образовательных отношений. Море позитивных эмоций, радости и счастья можно увидеть в глазах ребят и азарта у родителей во время велопрогулок и экскурсий в Грэсовский лес и совместных велопробегов. Отзывы о деятельности экоклуба со стороны детей и родителей исключительно положительные, что подтверждает необходимость и эффективность наших мероприятий.
Место в системе воспитания образовательной организации
Воспитательная практика «Эколята – молодые защитники природы» в системе образовательной организации дало возможность приобщить большое количество учащихся к природоохранной деятельности, способствовало сплочению ребят, умению работать в коллективе, умению общаться, сопереживать. Практическая деятельность учащихся по решению экологических проблем города способствовала формированию духовно- нравственных качеств личности учащихся, формированию навыков экологического поведения. Занятия, где учащиеся знакомятся не только с теоретическими основами экологических знаний, но и на практике участвуют в экологических акциях и марафонах, способствовали совершенствованию их экологической культуры. Так же данная Воспитательная практика позволяет построить инновационный процесс выявления, поддержки и сопровождения талантливых детей, осуществлять профориентационную работу.
Ссылки на актуальную информацию в сети Интернет
https://vk.com/club223158937
https://vk.com/wall-223158937_62
https://vk.com/wall-223158937_61
https://vk.com/wall-223158937_60
https://vk.com/wall-223158937_59
https://vk.com/wall-223158937_58
https://vk.com/wall-223158937_56
https://vk.com/wall-223158937_55
https://vk.com/wall-223158937_54
https://vk.com/wall-223158937_53
https://vk.com/wall-223158937_52
https://vk.com/wall-223158937_51
https://vk.com/wall-223158937_49
https://vk.com/wall-223158937_48
https://vk.com/wall-223158937_47
https://vk.com/wall-223158937_46
https://vk.com/wall-223158937_43
https://vk.com/wall-223158937_41
https://vk.com/wall-223158937_38
https://vk.com/wall-223158937_37
https://vk.com/wall-223158937_36
https://vk.com/wall-223158937_35
https://vk.com/wall-223158937_34
https://vk.com/wall-223158937_33
https://vk.com/wall-223158937_30
https://vk.com/wall-223158937_28
https://vk.com/wall-223158937_27
https://vk.com/wall-223158937_26
https://vk.com/wall-223158937_24
https://vk.com/wall-223158937_22
https://vk.com/wall-223158937_21
https://vk.com/wall-223158937_19
https://vk.com/wall-223158937_17
https://vk.com/wall-223158937_16
https://vk.com/wall-223158937_14
https://vk.com/wall-223158937_12
https://vk.com/wall-223158937_10
https://vk.com/wall-223158937_7
https://vk.com/wall-223158937_3
https://vk.com/wall-181508111_4587
https://vk.com/wall-181508111_4528