Основные тезисы
Цели и задачи
Создание условий для формирования ценности семья у подрастающего поколения через использование интерактивных форм работы в школьные музеи.
Задачи:
-Формирование интереса учащихся к изучению жизненного пути своих предков, односельчан, истории своего края, малой родины через деятельное участие в музее;
-Развитие ценностного отношения к семейным реликвиям и истории своей семьи;
-Приобщение к семейным, культурным и историческим традициям родного края;
- Сплочение детско-взрослой сообщности.
Участники
Обучающиеся школы, педагоги, родители и социальные партнеры
Оригинальная идея
В условиях маленькой сельской школы социально-значимая деятельность школьного музея сплачивает и детей, и взрослых, придавая образовательному и воспитательному процессу совершенно новые качества. Мы все понимаем, что не сам Музей, а деятельность в музее формирует чувство причастности и уважения к прошлому. Она затрагивает такую важную сферу в жизни ребенка, как семья и содействует возрождению и сохранению семейных ценностей. И важным элементом является его эмоциональная составляющая, которая побуждает сопереживать, сочувствовать, анализировать, осознавать свои истоки.
А включение в деятельность интерактивных форм работы в музее приводит к тому, что школьники проявляют интерес к проводимым занятиям в музее и с большим удовольствием их посещают. Наш школьный историко-краеведческий музей идет в ногу со временем, мы готовы предложить подросткам самые разнообразные формы работы как традиционные, так и современные интерактивные. К ним относятся такие формы: виртуальная экскурсия, квест-экскурсия, экскурсия-спектакль, экскурсия-«мастер-класс», демонстрация экспонатов в действии, музейные акции, музейный праздник. Преимуществом интерактивных методов перед обычной экскурсией, безусловно является наличие обратной связи между педагогами и воспитанниками. Благодаря такой деятельности подрастающее поколение задумывается, что необходимо беречь и хранить семейные ценности, традиции и память о своих предках.
Ценностно-смысловое наполнение
За каждой семьей стоят судьбы родственников, которые мечтали, верили во что-то, создавали новое для лучшего будущего. Они наш фундамент, опора нашего существования. История каждой семьи, каждого рода уникальна и ее важно знать. Эти знания могут помочь выстроить собственную жизнь и узнать главное – кто мы, откуда и благодаря кому стали теми, кто мы есть.
Знание традиций своей семьи помогает лучше понимать происходившие в прошлом события и отношения людей. Это та самая связь между поколениями, которую легко потерять, если не умеешь слышать и слушать. Эта тесная связь со своим родом.
Обращение к семейным реликвиям и традициям в совместной деятельности детского и взрослого сообщества способствует развитию эмоционально-ценностного отношения к семье и побуждает к познанию своих истоков и осмыслению своей сопричастности к истории своей малой родины.
От идеи до результата
- Подготовительный.
- Организация и обсуждение запросов и ожиданий обучающихся и их родителей от совместной деятельности в школьном музее;
- создание и ежегодное обновление инициативной группы;
- планирование деятельности школьного музея;
- Основной
- Реализация дел и занятий в музее с применением интерактивных форм;
- Обобщающий (промежуточный)
- Ежегодный итоговый музейный праздник;
- рефлексия участников воспитательной практики;
- анализ эффективности воспитательной практики.
Результаты
Изучение истории своей семьи и жителей поселка даёт ощущение своей причастности к чему-то большему. Оно даёт силы и абсолютно новое ощущение жизни. И ответственность за то, что останется после нас.
Ребята говорят: «Мы наследники своих родителей, бабушек и дедушек. Их мудрость и жизненный опыт важно сохранить».
У большинства наших обучающихся появился устойчивый интерес к изучению жизненного пути своих предков, односельчан, истории своего края, малой родины через деятельное участие в школьном музее с привлечением своих родственников.
-Осознание необходимости сохранения семейных традиций и реликвий для понимания роли семьи и её значимости в нашем Отечестве;
-Создание электронной базы уникальных экспонатов школьного музея и банка данных собственных исследовательских разработок, их публикация на сайте школы и других образовательных порталах.
- Расширение возможностей школьного музея за счет социального партнерства с музеями других образовательных учреждений, районным Советом ветеранов и другими общественными организациями.
Презентация воспитательной практики прошла на региональным фестивале ценностно-ориентированных воспитательных практик общеобразовательных организаций «Семья: ценностно-смысловой вектор» 23 апреля 2024 года в Православной гимназии г. Калининграда в рамках XX областных педагогических Кирилло-Мефодиевских чтений.
Место в системе воспитания образовательной организации
В системе воспитательной работы миссия музея – быть активно действующим звеном в деле формирования личности. Социально-значимая деятельность музея сплачивает и детей, и взрослых, придавая образовательному и воспитательному процессу совершенно новые качества. Музей формирует чувство причастности и уважения к прошлому. Он обладает большим образовательным потенциалом, производя отбор событий, фактов, людских судеб через функцию документирования, поскольку этой деятельностью занимаются не только педагоги, но и сами учащиеся привлекают своих родных и жителей поселков нашего района.
Погружение подростков в деятельность школьного музея затрагивает такую важную сферу в жизни ребенка, как семья и содействует возрождению семейных ценностей.
Включение в деятельность интерактивных форм работы приводит к тому, что школьники проявляют интерес к проводимым занятиям в музее, с большим удовольствием их посещают. Интерактивная квест- экскурсия «Солдатская шинель», музейные акции «Обелиск», «Письмо солдату», мастер-класс «Ангел-хранитель семьи», экскурсия-спектакль «День рождения Новогодней ёлки», «Чаепитие у самовара», «Волшебная прялка», «Русская деревня: жизнь, быт, традиции» и др.
В школьном музее учащиеся активно проводят поисковую и исследовательскую работу, разрабатывают проекты: краткосрочные - «История одной вещи», среднесрочные – «Тайна старого сундучка», «Русский огонёк», «Два Тимофеевича», долгосрочные – «Отчизны славные сыны».
В условиях погружения в непрерывный деятельный процесс, каждый ребенок имеет возможность пройти путь от простого любопытства и случайного интереса до потребности в социально-значимой деятельности укрепление желания детей строить свою жизнь в соответствии с духовно-нравственными нормами.
Ссылки на актуальную информацию в сети Интернет
Страница деятельности школьного музея на официальном сайте школы https://novokolchoznoe.gosuslugi.ru/roditelyam-i-uchenikam/%D0%BC%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B9/
Мастер-класс в музее «Мой ангел» https://vk.com/public205657448?w=wall-205657448_2246
Итоги регионального кросс-тура «Музей-музею» https://vk.com/public205657448?w=wall-205657448_2226
Экскурсия-спектакль «День рождения ёлки» https://vk.com/public205657448?w=wall-205657448_2225
Интерактивная экскурсия «Солдатская шинель» https://vk.com/public205657448?w=wall-205657448_2034
Экскурсия у партнеров – музейщиков школ г. Калининграда https://vk.com/public205657448?w=wall-205657448_2028
Демонстрация экспонатов в действии https://vk.com/public205657448?z=photo-205657448_457243124%2Fwall-205657448_2007