Основные тезисы
Цели и задачи
Цель: создать условия для приобщения учащихся к ценностям российской культуры и искусства, для творческой реализации учащихся, прививать художественно-эстетический вкус, воспитывать чувство патриотизма на лучших образцах современных авторов. Задачи: стимулировать развитие интереса учащихся к современной вокальной музыке с ценностным содержанием, т.е. патриотической, гражданско-патриотической направленности – песни о Родине/России, вникать в содержание песни и разбираться в хороших вокальных образцах, понимать его и полностью погружаться в материал. Мотивировать желание петь, выступать на сцене, развиваться творчески и быть культурным человеком.
Участники
Подготовили и провели концерт: вокальная студия «Канцона» (25 человек, возраст 10 – 14 лет) вместе с гимназистами параллели 7-х классов (более сорока человек) и ведущими из 9М класса (2 человека). Помогали учащиеся-волонтеры из 7Б класса (6 человек). В честь Года семьи на концерт были приглашены родители вокальной студии для награждения Благодарственными письмами за помощь и поддержку в работе и воспитание юных талантов, мотивированных на успешность. Параллели седьмых и восьмых классов с классными руководителями присутствовали на концерте в качестве слушателей. Приветственное слово было сказано директором гимназии Мишуровской Татьяной Павловной, заключительное слово было предоставлено заместителю директора по воспитательной работе Васейко Диане Борисовне.
Оригинальная идея
Оригинальность и, на первый взгляд, простота идеи состоит в том, чтобы через любимый всеми жанр вокальной музыки – песню, мотивировать учащихся исполнять песни о Родине/России, вызывать желание и интерес к песням данной тематики. Испокон веков русский народ пел песни, даже во время Великой Отечественной войны артисты приезжали с концертами, вдохновляя воинов на подвиги и победы. Занятия хоровым искусством, вокалом предназначены не только для того, чтобы научиться красиво петь, но и научиться чувствовать, переживать, радоваться, почувствовать все, что хотели сказать авторы и благодаря своему певческому мастерству осознанно донести эти эмоции до зрителей. Таким образом, благодаря вокально-хоровому мастерству, сценической культуре, наличию красивых костюмов, через исполнение песен с хорошим содержанием, вокальные коллективы и солисты доносят эти ценности до зрителей. А учащиеся-зрители получают возможность услышать не только новые песни современных авторов, а песни с качественным ценностным содержанием. Такие песни прививают учащимся хороший художественный вкус и обладают воспитательным эффектом. Педагог В. Сухомлинский очень точно определил влияние музыки на детей: «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека.
Ценностно-смысловое наполнение
Отношение к Родине, как к святыне - одна из духовных традиций русской истории и культуры; через песни о Родине и России прививать любовь к российской культуре и воспитывать чувство патриотизма к родной земле. Вокальная работа с детьми начинается с серьезного подбора песенного репертуара. В каждом коллективе студии есть песни о Родине/России, о маме, об учителях, о мире и семье, военные песни, как современных авторов, так и композиторов-песенников советского времени. В репертуаре, выбранном для концерта, в рамках Фестиваля «Моя Россия» подобраны песни современных авторов: «Там, где радуга» музыка Алексея Ольханского, слова А. Лучиной, «Моя Россия» музыка Александра Ермолова, слова Н. Зиновьева, «Березка» музыка и слова Елены Плотниковой, «Синеокая Россия» сл. Г. Барановой-Петровой, музыка Т. Верной, «Вперед, Россия» и «Бессмертный полк» Олега Газманова. В данных песнях современные композиторы и поэты поднимают и раскрывают такие серьезные и важные темы, как любовь к Родине/России, исторической памяти русского народа – помнить о погибших в Великой Отечественной войне и подвигах своих предков, благодаря мужеству и бесстрашию которых мы живем. Через такие песни прививается любовь и уважение к культуре своей страны, к семейным традициям и ценностям. Это особенно важно в Год семьи - уделить внимание не только детям, но и родителям, которые сопровождают на конкурсы, помогают, шьют красивые концертные костюмы. Моя вокальная воспитательная практика является важной не только для меня и моих учащихся, но и для всей гимназии. А в широком смысле «музыкальное воспитание – это формирование духовных потребностей человека, его нравственных представлений, интеллекта, развития идейно – эмоционального восприятия и эстетической оценки жизненных явлений, другими словами – это воспитание Человека». Олег Михайлович Газманов является создателем национального проекта «Родники», в который войдут патриотические песни. Это интернет-база патриотических песен, которые необходимы всей стране. Он сказал, что «Родники» - инструмент формирования патриотической среды, способный создать «моду на патриотическую песню» на волне народного творчества, которая определяет ценности, вкус, идеологию в сфере музыкальной культуры общества». Олег Газманов прекрасный поэт и певец, поэтому я смело буду рекомендовать учащимся заходить на этот Интернет-ресурс, чтобы слушать хорошие патриотические песни о России/Родине. По примеру О. Газманова я хочу собрать все видео и студийные записи исполнения патриотических, военно-патриотических песен, которые исполняли мои учащиеся студии выложить в Интернет-ресурс. Песни патриотической направленности в репертуаре студии есть всегда и исполняются не только на концертах, но и специальных патриотических конкурсах, которые проводятся в Калининграде. Например, городской конкурс патриотической песни «Отчизне посвящаю», региональный конкурс военно-патриотической песни «И помнит мир спасенный…». Во время пандемии коронавируса учащиеся вокальной студии не останавливали свою работу в этом направлении, а снимали видео исполнения патриотических песен и отправляли на заочные конкурсы.
От идеи до результата
Много лет в нашей гимназии проводится фестиваль «Моя Россия». В этом году наш традиционный гимназический фестиваль открылся большим концертом (на 40 минут), который был посвящен патриотической тематике. Участники концерта – вокальная студия «Канцона», учащиеся которой занимаются вокально-хоровым искусством достаточно профессионально и гимназисты из 7-х классов, которые захотели принять участие в концерте (по своему желанию, более 40-ка человек) и хором исполнить две песни Олега Газманова: «Бессмертный полк» и «Вперед, Россия!». Инициатива исполнить песню «Вперед, Россия» принадлежит семиклассникам. Тематика песен актуальна, пожелания были учтены, песни выучены, проведены три дополнительных репетиции и прозвучали на концерте. Выступление хора семиклассников было самой сложной и важной моей задачей, но главное, что это выступление запомнится гимназистам, как один из ярких моментов школьной жизни. В моей студии три разновозрастные группы и солисты, поэтому для того, чтобы выступать на мероприятиях, сначала надо подготовить репертуар из патриотических песен, который будет соответствовать возрасту учащихся. Для каждой группы свой репертуар. Подбор репертуара – это подготовительный этап. Второй этап – ознакомительный. Это показ песни и процесс разучивания: чтение текста, погружение в смысл песни, объяснение значений непонятных слов или метафор; разучивание текста с мелодией, создание образа. Моя задача, как учителя и руководителя вокальной студии заключается в том, чтобы при разучивании песни у каждого ребенка развивались нравственные чувства - сопереживание, ответственность, благодарность, уважение, терпимость, доброжелательность, милосердие. Третий этап – это создание художественного образа, заложенного авторами в песне. Мы стараемся не просто выучить песню, а создать сценический образ. Начиная от творческого замысла авторов песни, через погружения юных исполнителей в содержание, передачу чувств интонационно, репетиции с микрофонами на сцене в концертных костюмах во время репетиций, до создания определенной атмосферы и диалога со зрителями на выступлении. Очень важно, чтобы перед выступлением у артистов было хорошее настроение.
Результаты
Не часто гимназисты становятся участниками концертов. В этот раз им представилась такая возможность. За три репетиции 7-классники научились красиво выходить на сцену из-за кулис, строиться, ровно стоять. Учащиеся пришли в гимназической одежде (белый верх, темный низ, волосы убраны), ответственно и серьезно отнеслись к выступлению. Для многих учеников – это был первый опыт выступления на сцене и, несмотря, на большое количество участников хора, некоторые волновались (по отзывам после выступления). В основном, это были учащиеся, которые не занимаются музыкой или вокалом и все для них было впервые. Обычные гимназисты были в роли артистов и, стоя на сцене, получили возможность прочувствовать и передать настроение, эмоции, заложенные в песнях «Бессмертный полк» и «Вперед, Россия» ощутить всю серьезность момента и одновременно получить яркие эмоциональные переживания, почувствовать единение, сплоченность и ответственность за исполнение песен. Они добросовестно приходили на репетиции и узнали, как нужно готовиться к концерту. На уроках музыки мы обсуждали с учащимися концерт, они говорили мне, какие песни им понравились в исполнении студийцев, что они чувствовали, стоя на сцене. Было высказано пожелание о том, что надо лучше афишировать мероприятие (давать объявления) и проводить больше концертов, хотя и поняли, что это нелегко. Мне было приятно слышать от моих учащихся такие добрые слова, и они правы, что это хорошо, ведь в наше время люди стали в большей степени потребителями и меньше наполненными духовно. Воспитание через песню – это воспитание души ребенка.
Место в системе воспитания образовательной организации
Одно из самых значимых направлений воспитательной программы гимназии - это базовые национальные ценности. Моя работа, как учителя музыки и руководителя вокальной студии направлена на сложную задачу не только обучения школьников, но и их воспитания. Я веду уроки в 6-х, 7-х классах (12-14 лет) - это сложный подростковый возраст, поэтому на своих уроках музыки я стараюсь создать атмосферу добра и любви, доверия и уважения. Любой ученик может обратиться ко мне за консультацией или помощью, и он ее получит. Так, в связи со всем сказанным выше, потребность в патриотическом, гражданско-патриотическом, военно-патриотическом воспитании очевидна. А самые лучшие методы воспитания учащихся– это творческие мероприятия: проекты, концерты, фестивали, конкурсы. Учащиеся пожелали побольше таких концертов. В моей работе - это больше воспитание через песню. В нашей гимназии есть план мероприятий, в который, ежегодно и традиционно, в конце апреля- начале мая, входит фестиваль «Моя Россия». Вокальная студия «Канцона» является постоянным участником данного фестиваля. В этом году вокальная студия вместе с учащимися 7-х классов под моим руководством самостоятельно организовала и провела концерт, которым открылся фестиваль «Моя Россия». Помогали ведущие, волонтеры, а поддерживали всех нас – родители.
Ссылки на актуальную информацию в сети Интернет
1. Исполнение песни «Березка» муз. и сл. Е. Плотниковой (вокальный ансамбль «Канцона» младшая группа). Видео с вокального конкурса «Звезды Балтики»; https://drive.google.com/drive/home; 2. Исполнение песни «Моя Россия» муз. А. Ермолова, сл. Н. Зиновьева (вокальный ансамбль «Канцона» старшая группа). Видео с вокального конкурса «Звезды Балтики»; https://drive.google.com/drive/home; 3. Заметка о концерте «Моя Россия» на страничке VK гимназии №40; https://drive.google.com/drive/home; 4. Хор учащихся из 7-х классов исполняют песню «Вперед, Россия» О. Газманова. https://drive.google.com/drive/home;