Основные тезисы
Цели и задачи
Цель Воспитательной практики
Своей главной задачей считаю воспитание всесторонне развитого человека, в своей профессиональной деятельности упор делаю на формирование эстетического вкуса учащихся и на развитие интереса к русскому народно-музыкальному творчеству. В результате моей деятельности был создан ансамбль народной песни «Задоринка».
Целью создания и работы ансамбля «Задоринка», является создание особой среды для формирования высоких духовных качеств личности, воспитания чувства причастности к своему народу, его истории, культуре, развитие творческих способностей детей и подростков, развитие художественно-творческих умений и навыков, углубление и расширение знаний в области народного творчества, привитие любви к русской песне.
Задачи Воспитательной практики
– формирование у детей устойчивого интереса к традиционной русской культуре;
– развитие творческих способностей детей через их собственную художественную деятельность в различных областях традиционной народной культуры (поэтической, музыкальной, хореографической, прикладной и т.д.) – создание благоприятных условий для формирования творчески активной личности.
Участники
Учащиеся начальной школы, среднего и старшего звена.
Возраст от 7 до 14 лет
Оригинальная идея
Ни для кого не секрет, что российское общество переживает кризис воспитания подрастающего поколения. В аспекте духовно-нравственного воспитания детей и подростков стоит задача помочь воспитаннику сформировать интерес к миру традиционной русской культуры. Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями русской народной культуры, воспитывать детей в национальных традициях. Для этого необходимо обратиться к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к народному творчеству. Ведь содержание фольклора отражает жизнь русского народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир, мысли, чувства наших предков. Таким образом, суть патриотического воспитания вижу в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, воспитать истинных патриотов своей Родины.
Ценностно-смысловое наполнение
Приобщение детей к истокам национальной культуры, традициям, обычаям своего народа - важный и необходимый компонент формирования духовно-нравственных качеств личности, патриотического воспитания. Духовный кризис проявляется в нарушении воспитания, в разрыве связей, традиций между старшим и младшим поколением. Поэтому для сохранения национального самосознания важно возрождать преемственность поколений, передавать подрастающему поколению те нравственные устои, патриотические настроения, которые пока ещё живы в людях старшего поколения. Безжалостное отрубание своих корней, отказ от национальных, народных традиций в воспитательном процессе ведёт к бездуховности. Преодолению духовного кризиса способствует привлечение детей к художественно-эстетическому творчеству, приобщению к ценностям музыкальной культуры, в том числе народной культуры, фольклора, начиная с самого раннего возраста, когда идёт активное формирование личности.
Закладывая в детстве знания народно-художественных традиций, мы закладываем фундамент национального мышления, которое формирует основы культуры.
От идеи до результата
Знакомство, освоение, приобщение к народному опыту, народным традициям, фольклору в жизни школьников - большая, кропотливая работа. Она вбирает в себя сохранение, передачу народных обычаев, традиций, знакомство с жанрами устного и музыкального народного творчества и их практическое освоение.
Народные традиции по своему содержанию располагают большими возможностями для активного воздействия на детей.
Фольклор, народное искусство - эффективное и действенное средство для пробуждения в детях уважения к культурному наследию своей страны. А это предоставляется возможным лишь в случае системного, целенаправленного обучения с самого раннего возраста азам народной культуры, с последующим расширением познаваемого материала.
Народное творчество является исключительно ценным материалом в эстетическом воспитании. Яркие образы добра и зла в песнях, сказках, припевках доступны и понятны детям. Ребёнок младшего возраста живёт больше чувствами, чем разумом. Он всё воспринимает эмоционально. Этот факт является мощным стимулом для развития эстетических чувств ребёнка.
Сегодня главная задача художественно-эстетического воспитания подрастающего поколения - повернуться лицом к народной музыке, начиная с самого раннего возраста, когда еще только закладываются основные понятия у ребёнка, формируется речь и мышление, развиваются умения, навыки, способности.
И конечно же, народно-певческие традиции являются фундаментом, на котором строится духовная жизнь каждого человека и усваиваются общечеловеческие ценности. Народную песню нельзя ничем заменить, особенно на начальном этапе воспитания ребёнка. Воспитания детей средствами музыки, приобщение их к музыкальному искусству через пение, которое является самым доступным активным видом музыкальной деятельности для детей младшего и среднего школьного возраста.
Репертуар коллектива разножанровый, каждое произведение имеет свои конкретные задачи, осуществляемые с помощью различных форм творческо-исполнительской деятельности на фольклорной основе.
Народные музыкальные игры.
Дети, с раннего возраста вводятся в мир народной игры, где нужно развить такие качества как внимание, смекалка, подвижность, ловкость. Ролевые игры с включением в них песенок - попевок, помогают достижению первых результатов на пути к внутренней свободе, раскрепощенности, естественному, непринужденному поведению детей в коллективном исполнении. С помощью скороговорок, дразнилок, закличек, простейших попевок, детям закладываются речевые, певческие, импровизационные навыки. Изучение народных песен в программе осуществляется в их взаимосвязи с традиционным укладом жизни и в контексте народного календаря, в культах и обрядах которого, важное значение имело участие детей и подростков.
Изучение цикла народного календаря, повторяемость и периодичность обрядовых песен, закличек, колядок и т.д., передаваемых из года в год, из поколения в поколение, даёт возможность детям изучать и проживать одни и те же обряды, праздники, обычаи, а значит и соответствующий им музыкальный материал, количество и уровень сложности которого может увеличиваться и усложняться по мере изучения. Она продолжается в наставничестве старших над младшими и новичками: репетиционный процесс, разучивание партитур, подготовка к выступлению, дружеская опека во всем.
Педагогическая ценность народного календарного обряда состоит в том, что он сохраняет традицию игры взрослых и детей. В календарном празднике принимают участие все, и каждому отводится свое место и роль.
В процессе работы, мы убедились, что театрализовано-игровая форма проведения имеет большую силу эмоционального воздействия. При этом импровизационная основа проведения обрядовых календарных праздников, даёт большие возможности для свободного развития творческих фантазий и способностей детей. Впечатлительность и готовность к сказочному видению мира характерная черта детей младшего и среднего возраста, они наиболее податливы к игровому самовыражению.
Не концертное представление народной культуры, на мой взгляд, оказывает наибольшее воздействие на человека. Участие в танце, песне, народном празднике, процессе изготовления своими руками народного костюма дает возможность многое пропустить «через себя», окунуться в мир народной традиции.
Создание ансамбля народной песни «Задоринка» в школе дает возможность детям получать комплексное образование, которое основано на народных традициях и сочетает в себе различные виды художественного творчества. Это, прежде всего, такие виды художественного творчества, как: народное пение, народная хореография, освоение техники изготовления традиционного костюма, фольклорный театр. Концерты, исполнительская деятельность, театрализованные народные праздники, участие в концертах, смотрах и фестивалях, все это способствует единению коллектива. Традиция преемственности – основа ансамбля. Она продолжается в наставничестве старших над младшими и новичками: репетиционный процесс, разучивание партитур, подготовка к выступлению, дружеская опека во всем. Дети старшего возраста передают усвоенное малышам, заботясь о них; переходя постепенно от зрелища к действиям, дети младшего возраста осваивают всё более сложный материал, стремясь подражать старшим. Таким образом, вся деятельность ансамбля «Задоринка» направлена на развитие духовно - нравственного и патриотического воспитания детей и подростков, что немало важно в настоящее время.
Результаты
В результате воспитательной практики решаются образовательные, развивающие и воспитательные задачи:
- обучение детей навыкам певческой и исполнительской традиции разных областей России;
-обучение навыкам народного звукоподражания, приемам исполнения
-обучение навыкам пения без сопровождения;
-обучение вокально-хоровой технике: певческому дыханию, опоре, дикционным навыкам, художественной выразительности;
- формирование представлений о разнообразных жанрах народных песен, об основных музыкально - фольклорных понятиях;
--развитие голоса и его регистров, диапазон, тембра, слуха, музыкальной памяти и мышления, актерских способностей, эстетического вкуса, активности в творческой деятельности, познавательного интереса;
- формируется интерес детей и их родителей к миру традиционной русской культуры и культур других народов, воспитывается у детей чувство причастности к своему народу, к его истории и культуре;
-формируются умения общаться, уступать, слушать других, понимать интересы коллектива в стремлении к достижению общих целей;
- уважительное отношение в общении с другими детьми и взрослыми, терпимость к людям разных вероисповеданий, к инвалидам, к представителям национальных и социальных культур;
- воспитание толерантности.
Принцип «сквозного воспитания», взятый из жизни, естественным путём помогает решить задачи не только музыкального, эстетического воспитания, но и нравственного совершенствования личности.
Критериями успешности является результативность участия школьников в школьных, районных, областных и региональных фестивалях, концертах, конкурсах.
Место в системе воспитания образовательной организации
В результате внеурочной деятельности был создан ансамбль народной песни «Задоринка», который является участником общешкольных, районных, областных мероприятий и конкурсов. Ребята являются участниками и ведущими таких ярких праздничных программ как «Святки», «Пошла Коляда», «Широкая Масленица», «Красная горка», «Троица», «Иван Купала», «Посиделки в горенке», «Русские потешки», «День России», День народного единства», «День Учителя», «День матери», творческих мастерских, благотворительных ярмарок и марафонов, ансамбль прекрасно работает в тандеме со школьным театром, ансамбль выезжает с концертными программами в школы района с целью пропаганды народной песни и приобщения детей к русской культуре.
Своими выступлениями, обрядами, ансамбль воспитывает у зрителей чувство любви к Отечеству, родному краю, развивает нравственность, пропагандирует народные песни, возрождает культуру, традиции своего народа.
Ссылки на актуальную информацию в сети Интернет
видео https://rutube.ru/video/387eef13e27cab4982cfa514913c6c0b/
видео https://rutube.ru/video/ab466987204bb6a9144d0b3fae64129c/
Всероссийских Хоровой конкурс Региональный этап
https://vk.com/id214019080?w=wall214019080_925%2Fall Ду
МАОУ ООШ п.Кострово Деревенские посиделки https://vk.com/id214019080?w=wall214019080_882%2Fall
Задоринка на гастролях https://vk.com/public194516410?w=wall-194516410_953
премьера спектакля 12 месяцев https://vk.com/public194516410?w=wall-194516410_1197
День русского костюма https://vk.com/public194516410?w=wall-194516410_596
Здравствуй лето https://vk.com/public194516410?w=wall-194516410_592
Пед конференция https://vk.com/id214019080?w=wall214019080_897%2Fal l
День матери https://vk.com/id214019080?w=wall214019080_918%2Fall
День России https://vk.com/id214019080?w=wall214019080_793%2Fall