Основные тезисы
Цели и задачи
Цель: формирование у детей младших классов привычки мыть руки после посещения туалета и перед едой, повышение осведомленности общества о значимости гигиены рук для профилактики инфекционных заболеваний.
Задачи:
- Повысить уровень знаний учеников начальной школы о необходимости мытья рук.
- Приобщить школьников к научной деятельности через духовное, патриотическое и нравственное воспитание.
- Создать условия для развития аналитических способностей обучающихся: анализ, сравнение, обобщение, умение делать выводы.
- Способствовать умению отстаивать свою точку зрения и доказывать её.
- Способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в коллективе.
- Создать условия для сотрудничества семьи и школы.
Участники
Учащиеся 1-2 класса, их родители.
Оригинальная идея
К сожалению, не все обучающиеся понимают, насколько важно соблюдать правила гигиены. Только со слов взрослых дети знают, что на руках скапливается множество различных микробов, но сами эти "микробы" остаются чем-то непонятным для детей. Их не видно, соответственно, ребята считают, что их руки чистые. Это относится и к окружающим детей поверхностям: парты, ручки, обильные телефоны). Более того, многие не знают, что существуют "болезни грязных рук".
Идея данной практики - с помощью простого эксперимента показать обучающимся, насколько сильно загрязнены их ладони и окружающие поверхности, и как грязные руки могут повлиять на их здоровье.
Ценностно-смысловое наполнение
Ценностно-смысловое наполнение практики "Чистые руки" заключается в том, что она направлена на формирование у детей школьного возраста привычки мыть руки, что является важным аспектом личной гигиены и здоровья. Эта практика также способствует обучению родителей правильному объяснению детям важности гигиены рук и поддерживает детей в соблюдении правил гигиены рук. Кроме того, повышается осведомленность детей о значимости гигиены рук для профилактики инфекционных заболеваний.
От идеи до результата
1 этап. Проведение классного часа на тему "Зачем мыть руки". Начало эксперимента.
На этом этапе учитель проводит классный час в форме беседы. Необходимо обсудить, что обучающиеся знают о гигиене рук, о болезнях, связанных с несоблюдением гигиены. Учитель предлагает провести эксперимент и доказать, что мыть руки необходимо, даже если визуально они чистые.
На практической части классного часа присутствуют родители - помогают детям с экспериментом. Для эксперимента понадобятся: белый хлеб, зип-пакеты, перчатки, маска. Уточняется, почему для эксперимента важно использовать именно зип-пакеты (они предотвращают воздействие некоторых внешних факторов). Далее, кусочки хлеба "касаются" различных поверхностей. Для эксперимента можно выбрать следующие поверхности:
Руки:
-
- Мытые в холодной воде.
- Мытые в горячей воде с мылом.
- Протёртые влажной салфеткой.
- Грязные руки.
- В стерильных перчатках и маске, чтобы минимизировать попадание микробов.
Парта.
Телефон.
Пол.
После этого все кусочки хлеба упаковываются в пакеты, подписываются. Лучше всего расположить пакеты с хлебом на видном для детей месте. Таким образом, условия хранения пакетов с хлебом одинаковые (влажность, температура, свет).
2 этап. Ведение дневника наблюдений.
Детям предлагается фиксировать изменения, которые происходят с хлебом. Хлеб нужно фотографировать с обеих сторон. Отмечаются все изменения, которые происходят с хлебом, и даты, когда эти изменения заметили. В ходе наблюдения необходимо обсуждать с детьми, почему плесень появляется на тех или иных кусочках хлеба.
3 этап. Заключительный.
На этом этапе дети вместе с учителем подводят итоги своего эксперимента. Рекомендуется проводить эксперимент в течение 4-5 недель. Завершается дневник наблюдений. Учитель с детьми обсуждают результаты и делают выводы. После чего дети рассказывают о своем опыте родителям на одном из классных часов.
Результаты
1. Продукт данного исследования нагляден и понятен детям.
2. В исследовательской деятельности задействованы ученики всего класса, привлечены и их родители.
3. На практике дети осознают важность соблюдения гигиены рук, узнают о болезнях, которые могут появится, если не соблюдать гигиену.
4. Такой эксперимент отлично подойдет для первого детского исследования. Он прост в исполнении, нагляден, а исследовательская деятельность развивает аналитические способности.
5. Это исследование можно развить дальше, например, посмотреть образовавшуюся на хлебе плесень под микроскопом.
Место в системе воспитания образовательной организации
Данную практику можно использовать на уроках окружающего мира в разделе о здоровье человека.
Ссылки на актуальную информацию в сети Интернет