Основные тезисы
Цели и задачи
Цель воспитательной практики: формирование у учащихся активной жизненной позиции, патриотизма, уважение к истории и культуре родного края, своей страны, развитие творческих и физкультурно-спортивных способностей. 4.Задачи воспитательной практики: 1. Воспитание любви к родному краю через обучение и распространение знаний о прошлом и настоящем своего края, его особенностях и достопамятностях. 2. Развитие потребности в действенной заботе о его будущем, о сохранении культурного и природного наследия. 3. Передача накопленных знаний и традиций через общение людей разных поколений. 4. Установление связей с другими образовательными учреждениями и организациями: обмен опытом, проведение совместных мероприятий. 5. Поддержка талантливых и одаренных учащихся: выявление и развитие их потенциала. 6. Формирование активной гражданско-патриотической позиции: участие в социальных проектах и акциях. 7. Формирование привычки к здоровому образу жизни.
Участники
учащиеся 1-11 классов, педагоги, родители, представители молодёжных движений, интересные и яркие личности.
Оригинальная идея
Музей истории Куршской косы на территории усадьбы «Лосиный двор» как площадка для воспитания и развития детей. Музей истории становится отличной площадкой духовно-нравственного, историко-культурного, краеведческого, патриотического, спортивно-оздоровительного воспитания. Воспитание осуществляется через научно-практические конференции, семинары, слёты, военно-спортивные игры, мастер-классы и другие формы общения. Также это и участие в разных по типу и тематике музейных экскурсиях, просмотрах документально-исторических фильмов, фильмов о современности, тематических выставках, проектах, конкурсах, игровых, праздничных программах, походах выходного дня. А всё это способствует распространению знаний о прошлом и настоящем своего края, его особенностях и достопамятностях. В рамках пространства Музея истории проводятся встречи с воинами, писателями, представителями молодёжных организаций и другими интересными лицами, которые могут поделиться своим опытом и знаниями с учащимися. Важной особенностью площадки является активное участие учащихся, взрослых в создании контента о своих впечатлениях от посещения музея, участии в конференции и слётах и другое. Контент может включать фотографии, видео, тексты, различные материалы, отражающие их опыт и эмоции.
Ценностно-смысловое наполнение
Ценностно-смысловое наполнение воспитательной практики включает формирование краеведческой культуры ученика, родителя, культуры общения и взаимоподдержки, развитие инициативы и творчества. Этому будут способствовать выполнение творческих работ, знакомство с прошлым и настоящим людей, с традициями. Благодаря данной воспитательной практике возникает больше возможностей для организации системной увлекательной работы, направленной на самосовершенствование личности ученика и взрослого. Определить жизненные приоритеты, сформировать систему ценностей и осознать своё место в обществе- в наше время особенно актуально. Смысловая составляющая этой практики заключается в следующем: 1. Просвещение и образование, приобретение новых знаний по краеведению, физическое и духовное оздоровление: музей помогает учащимся познакомиться с экспонатами и историческими событиями, личностями, внёсшие вклад в развитие, сохранение и процветания родной земли; научиться анализировать и оценивать информацию, понимать влияние знаний прошлого на уважительное отношение общества людей к историко-культурному наследию, на сохранение и приумножение этого наследия. 2. Патриотическое воспитание (на территории, прилегающей к Музею, проходят праздники, встречи с воинами (в ноябре 2023г солдаты-срочники принимали присягу), можно рассмотреть военную технику под открытым небом, посетить аллею пионеров-героев, часовню архангела Михаила, памятник преподобному Сергию Радонежскому, спуститься по дорожке к озеру «Чайка» и узнать историю озера, мифы и легенды Куршской косы): формирование любви и уважения к Родине, к другим народам, общественно полезному труду. 3. Обучение мастерству экскурсовода, развитие навыков общения и взаимодействия: В Музее школьники могут пройти обучение основам экскурсионной деятельности, получить практические навыки создания текстов экскурсий, видео- и аудиоматериалов, познакомиться с работой экскурсовода и общаться с профессиональными экскурсоводами. 4. Продвижение школьных проектов: Музей может служить платформой для презентации и продвижения школьных проектов, инициатив и достижений учащихся, что способствует повышению мотивации к учебной деятельности и активному участию в школьной жизни. 5. Вовлечение родителей и общественности, укрепление семейных связей: Музей позволяет привлечь внимание родителей и местного сообщества к историко-культурному наследию, обсудить актуальные проблемы и задачи, стоящие перед обществом, местными жителями и предложить пути их решения; позволяет организовать и провести спортивно-оздоровительные мероприятия.
От идеи до результата
1.Анализ потребностей: прежде всего, необходимо определить, для чего школе нужна площадка Музея. Это может быть обучение детей искусству экскурсовода, создание школьной газеты или видеофильма, организация школьных мероприятий, тематических экскурсий, посвящённых памятной дате, изучение биографии проживавших в этой местности известных личностях и другое. 2.Определение целей и задач: после определения потребностей школы, необходимо установить цели и задачи работы Музея. Например, улучшение навыков учащихся в области медиа и коммуникации, создание платформы для обмена идеями и опытом между учениками, помощь в развитии творческого мышления и т.д. 3.Планирование и разработка: на этом этапе разрабатывается план посещения Музея, включая планирование системы совместной деятельности и индивидуальной работы, планирование развития воспитательной среды и связей с родителями, распределение обязанностей и ресурсов, а также выбор оборудования и программного обеспечения. 4.Обучение и развитие, осуществление действий: создание условий для физической активности, воспитания патриотизма, уважение к истории и культуре своей страны, развитие творческих способностей. Во время работы в Музее можно организовать тематическое обучение учащихся, учителей (в том числе и консультации по вопросам археологии, истории, этнографии), чтобы эффективно использовать его ресурсы и возможности. Обучение может включать создание контента о своих впечатлениях: рисунки, фотографии, видео, тексты и другие материалы. 5.Анализ результатов: диагностика и анализ результатов воспитания. Также можно провести презентацию, представить проекты с результатами своих достижениях. Это могут быть и видеофильмы, литературные тексты, рисунки, разработанные маршруты экскурсий по территории Куршской косы, по музейному пространству, разработку спортивных праздников и конкурсов.
Результаты
1. Создание в Музее центра сотрудничества (здание Музея- точная копия полевой станции «Ульменхорст, где знаменитый профессор Иоганнеса Тинеманна наблюдал за перелётными птицами, он же является основателем орнитологической станции «Фрингилла» в посёлке Росситтен-Рыбачий): центр был создан и успешно функционирует. Он стал центром притяжения для детей и взрослых, интересующихся историко-культурным наследием, работой по патриотическому, духовно-нравственному, спортивно-оздоровительному воспитанию. 2. Развитие навыков ведения экскурсий: во внеурочной деятельности учащиеся приобрели навыки работы с экскурсантами (ученики 7 класса проводили экскурсии школьникам по Маршрутам косы), написания заметок, создание фотографий и другого контента для социальных сетей. 3. Повышение краеведческих знаний: Музей стал местом приобретения знаний по вопросам археологии, истории, этнографии. Три экспозиционных зала вмещают богатейшее собрание артефактов из жизни древних обитателей полуострова: пруссов, викингов, куршей, а также экспонаты эпохи средневековья и нового времени. Детализированные макеты п.Рыбачий, Мемельского (г. Клайпеда) сражения 29 января 1945 года. Зал Великой Отечественной войны «Бессмертный полк» представлен коллекцией орденов и медалей нашей страны, арсеналом оружия, личными вещами бойцов полка-жителей посёлков Куршской косы. В этом же зале ученики узнают и историю разведгруппы «Джек», рассматривают книгу Геннадия Юшкевича «Последний из группы «Джек»», скульптуру памятника в миниатюре воинам-разведчикам. Любимый многими зал «Комната переселенцев» 40-х,50-х годов, где бережно воссоздан интерьер, собраны личные вещи жителей посёлков в послевоенный период. 4. Участие учащихся и взрослых в праздниках, фестивалях, митингах: были привлечены многие люди к активному участию в работе Центра, что способствовало воспитанию и развитию их личностных качеств и навыков работы в команде. Примеры самых памятных встреч: «День памяти преподобного Сергия Радонежского», «Защитники Краснодона, подвиг «Молодой гвардии»», «Аллея пионеров-герое», «Фестиваль многодетных семей», «Мы принимаем присягу на верность Родине», «День Победы- никто не забыт, ничто не забыто», «Рождество Христово-праздник радости и добра» и много других интересных встреч и событий. 5. Обмен опытом, вовлечение в общественную жизнь: Музейный центр сотрудничества служит местом для обмена знаниями между учащимися, взрослыми, а также гостями из других мест России и области, организаций. На экскурсии в Музей приезжают из разных мест нашей страны и взрослые, и дети. Они с интересом и вниманием узнают Универсальную ценность Косы, историю её заселения, историю песчаной катастрофы, историю, традиции рыболовства. Привлекло внимание общественности и сбор посылок для участников СВО. 6. Музейный центр сотрудничества способствовал организации на территории музейного пространства детского отдыха: «Проводы Масленицы», «Пионерский костёр», «Военно-спортивная игра Орлёнок», игры-развлечения, игры-путешествия, краеведческие квесты: «Тайны музейных экспонатов», «Загадки музейных коллекций». 7. Центр сотрудничества Музея предоставить возможность работать не только детям и с детьми, но и учителям. Я приобрела интересный опыт работы экскурсоводом. Экскурсии разной тематической направленности для взрослой и отдельно детской аудитории. Темы разные: «История заселения Куршской косы», «Основатель и первый директор орнитологической станции «Птичья башня» (нем. Vogelwarte Rossitten), богослов Иоганнес Тинеманн», «История охраны природы на Куршской косе», «История страны в орденах и медалях», «История Мемельского сражения», «История жизни первых переселенцев». План мероприятий воспитательной деятельности по духовно-нравственному, историко-культурному, краеведческому, патриотическому, спортивно-оздоровительному воспитанию включает в себя направления. Гражданско-патриотическое: изучение традиций православной культуры, формирование гражданской позиции (участие во всероссийской акции «Письмо солдату», уроках Мужества, акциях «Ветеран живёт рядом», «Бессмертный полк»). Историко-краеведческое: изучение школьниками народных традиций и ремёсел (всё об истории рыболовства), истории лесного хозяйства, формирование чувства гордости за прошлое и настоящее родного края. Экскурсионно-туристическое: изучение родного края, местных достопримечательностей и памятников истории посёлка (экскурсии по Куршской косе, области и г. Калининграду, посещение музеев, исторических выставок), экспедиции с целью изучения природных и историко-культурных ландшафтов, флоры, фауны, Физкультурно-оздоровительное: походы выходного дня и прогулки по маршрутам посёлка Рыбачий-Росситтен, туристические слёты, спортивные праздники, разучивание народных игр, развитие силы, ловкости. Экологическое: воспитание любви к природе, бережного отношения к окружающей среде (участие в «Марше Парков», в эколого-просветительских проектах Визит-центра НП Куршская коса, участие в конкурсе «Укрась живую ёлку», участие в акциях: «Покормите птиц зимой»). Трудовое: привитие трудовых навыков (трудовой десант по уборке пришкольной территории, акция «Волонтёр»). Семейное: укрепление духовного и социального статуса семьи с помощью совместных с родителями поездок, походов, праздников; освоение детьми традиционных нравственных ценностей (н-р, литературная гостиная «Читаем всей семьёй», классный час «Я горжусь своей семьёй», игра-путешествие «Родительский дом – начало начал»).
Место в системе воспитания образовательной организации
Воспитательная практика отражается в программе воспитания МАОУ "СОШ п. Рыбачий", в плане воспитательной работы. Это можно увидеть в вариативных модулях «Школьный музей», «Социальное партнёрство, в курсе дополнительного образовании «История родного края», которые направлен на развитие коммуникативной культуры учеников, формирование у них навыков общения и взаимодействия, а также на поддержку творческой самореализации учащихся. Все знания и умения, полученные в рамках данной практики, могут быть применены на уроках литературы, истории, тематических классных часах и другое.
Ссылки на актуальную информацию в сети Интернет
https://m.vk.com/wall-217344001_58 https://m.vk.com/wall-217344001_77 https://m.vk.com/wall-217344001_152 https://m.vk.com/wall-217344001_242 https://m.vk.com/wall-217344001_385 https://vk.com/wall-217344001_143 https://vk.com/wall-217344001_758 https://vk.com/wall-217344001_105 Музей - Гостинично-ресторанный комплекс "Лосиный двор" (rossitten39.ru)