Основные тезисы
Цели и задачи
Цель: погружение в атмосферу быта блокадного Ленинграда через чтение фрагментов книги К.В. Ползиковой-Рубец «Дневник учителя блокадной школы», дневников детей-блокадников
Задачи:
- Актуализация знаний о героическом прошлом блокадного Ленинграда
- Развитие интереса к истории нашей страны
- Развитие познавательной активности, любознательности учащихся
- Воспитание уважения к учительскому труду
- Формирование умения выражать свои эмоции от увиденного и прочитанного материала
Участники
Ученики 5-6 классов, классные руководители
Оригинальная идея
Уже много лет в школе существует добрая традиция проводить образовательное событие «Декада наук». В этом году тема декады «Учись учиться». Идея погрузить учеников во времена блокадного Ленинграда и показать ценностное отношение к учебе возникла не случайно: готовя материалы для участия во всероссийской акции «Читаем о блокаде» мы наткнулись на интересные воспоминания учителя истории блокадного города Ксении Владимировны Ползиковой-Рубец и решили этот материал использовать в работе. Данная практика стала логическим завершением Года Педагога и наставника
Ценностно-смысловое наполнение
В ходе проведения воспитательной практики формируются: ценностное отношение к истории своей страны, уважительное отношение к учёбе, как ценности, бережное и вежливое отношение к друг другу в ходе взаимодействия. Погружаясь в эпоху блокады Ленинграда, у учеников формируется чувство сопричастности к судьбе своего Отечества.
Самые важные ценности - патриотизм и гражданственность, умение сопереживать и выражать свои эмоции.
От идеи до результата
Идея зародилась исходя из темы традиционной декады наук «Учись учиться». При отборе различного литературного материала для участия во всероссийской акции «Читаем о блокаде» мы наткнулись на интересные воспоминания учителя истории блокадного города Ксении Владимировны Ползиковой-Рубец. Так возникла идея интерактивной экскурсии «Они учились в Ленинграде. А город жил…».
На этапе подготовки мы совместно с Ириной Владимировной отобрали фрагменты для чтения детьми, написали сценарий и создали видеоролик о Ленинграде.
Экскурсия проводилась в два этапа: на 1 этапе ученики знакомились с экспозицией «Символы блокадного города», расположенной в фойе школы. 2 часть проводилась в музее истории школы. Интерьер был стилизован под ленинградскую квартиру блокадного города. На отдельном столе были продукты, которые могли быть у ленинградцев. Окна были заклеены крест накрест. Дети могли посидеть за партой блокадной школы, где были разложены старые советские тетради и дневники. На доске дата 27 октября 1941 год, фотографии и рисунки из книг о блокаде Ленинграда.
В ходе проведения внеклассного события ученики читали сами фрагменты книги и дневники детей, переживших это страшное время, знакомились с бытом блокадного города, с символами города на Неве, в заключении писали о своих эмоциях «Я был в блокадном Ленинграде… Я увидел, услышал и почувствовал», а на последующих уроках ИЗО рисовали свои ассоциации.
Результаты
Результатом воспитательной практики стало глубокое погружение в быт города на Неве, переживание эмоций от прочитанного, увиденного и услышанного, желание еще больше узнать о героических страницах Ленинграда; опыт позитивного отношения к базовым ценностям. В заключении занятия-экскурсии ученики писали о своих эмоциях: «Я был в блокадном Ленинграде… Я увидел, услышал и почувствовал», изображали свои эмоции в виде рисунков. Эффект прочувствования от прочитанного еще долго не отпускал детей.
Место в системе воспитания образовательной организации
Патриотическое воспитание и формирование гражданской идентичности различными средствами обучения и воспитания – одна из главных воспитательных задач школы. Каждый год тематика «Декады наук» различная. Так как 2023 год был годом «Педагога и наставника», логичным его завершением стала данная тема «Учись учиться» для всех образовательных событий в рамках декады. В преддверии дня снятия блокады Ленинграда, мы не могли обойти стороной эту памятную дату. Рисунки учеников оформлены в виде выставки.
Ссылки на актуальную информацию в сети Интернет
Видеоролики размещены в облаке. Ссылки в файле