Основные тезисы
Цели и задачи
Создание условий для организованного отдыха обучающихся в летний период, укрепления физического, духовнонравственного, эмоционального здоровья детей, развития творческих способностей детей
Участники
- дети в возрасте от 7 до 11 лет;
- педагоги и работники школы;
- родители;
- специалисты городских ведомств системы профилактики;
- специалисты городских культурно-досуговых организаций;
- медицинские работники
Оригинальная идея
Смена в летнем оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей "Город добрых сердец" проходит в форме сюжетно-ролевой игры.
Действие происходит в «Городе добрых сердец». Это город, в котором каждый
человек отзывчив, культурен, готов прийти на помощь другому, руководствуется
в жизни духовно-нравственными ценностями, в городе мирно, чисто, уютно,
безопасно для детей и для взрослых. Актив лагеря преобразуется в
Общелагерный олимпийский комитет (ООК).
В него войдут по одному представителю от каждой команды (каждого отряда) –
главные тренеры команд (воспитатели), Министр спорта и культуры лагеря
«Олимпийские звёзды» (педагог-организатор) и Президент Олимпийского
комитета (начальник лагеря). Главная задача комитета – развитие спорта в
лагере, диагностирование и тестирование состояния здоровья, уровня
физической подготовленности, особенностей психики, способностей детей,
духовного и физического совершенствования на основе ценностей и идеалов
олимпизма. В каждом отряде выбирается капитан команды. Вожатые ежедневно
ведут учёт, какая команда получила больше медалей. Все результаты
соревнований на Играх вывешиваются на специальном информационном стенде
“Табло Олимпиады”, на котором отражается количество золотых, серебряных, и
бронзовых медалей, полученных командами. Информация меняется каждый
день. Вожатые либо главные тренеры команд проводят беседы об Олимпийских
играх, о развитии спорта. Ежедневно в эфир выходит молния “Олимпийский
лекторий”, подготовленная Министром спорта культуры и Общелагерным
Олимпийским комитетом “Олимпийские звёзды”. Работа отрядов направлена на
отражение олимпийской и спортивной темы. В конце смены проводится
выставка работ занимающихся. Смена пройдёт под девизом: “Мы хотим всем
рекордам наши звонкие дать имена!” и будет включать не только спортивные
соревнования, но и интеллектуальные игры, музыкальные мероприятия,
культурно-просветительскую работу, связанную с олимпийской тематикой.
Важнейшим направлением в работе лагеря в эту смену станет активное
приобщение детей к физкультуре, спорту, олимпийским традициям и здоровому
образу жизни. Этапы развития смены «Олимпийские звёзды» В основе
жизнедеятельности лагеря лежит троичный режим, основанный на развитии
чувств, мышления и воли ребёнка. Поэтому содержание ежедневной
деятельности включает в себя: - умственную деятельность (познавательная
лаборатория); - практическую деятельность (спорт, социально-значимая
деятельность, проектирование и т.д.); - досуговую деятельность (игры,
творческая деятельность, увлечения и т.д.).
Ценностно-смысловое наполнение
1. Создание условий для формирования интеллектуально-развитого, социальноактивного гражданина.
2. Формирование знаний по истории Олимпийских игр, олимпийского движения и развитию спорта.
3. Создание условия для развития творческих, интеллектуальных, физических способностей детей.
4. Формирование у школьников навыков культурногои бесконфликтного общения и толерантности.
5. Привитие навыков здорового образа жизни, укрепления здоровья.
Легенда смены в летнем оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей "Город добрых сердец"
Далеко-далеко на небе жила одна звезда. Ей было холодно и
грустно одной, и она много путешествовала в надежде найти себе друзей.
Однажды, двигаясь в ночном безмолвии Космоса, далеко внизу, на Земле, она
увидела необычный свет, исходящий из небольшого города. Жители этого
города, питаясь силой огня, пели удивительные песни, играли в разнообразные
игры, соревновались, устанавливали новые рекорды, мечтали подрасти и вести
всех за собой в мир спорта. Это был Город добрых сердец. Но злой ураган,
налетевший внезапно, потушил огонь. Всем показалось, что уже никогда не
загорится дух спортивных состязаний, не будут слышны удивительные песни, не
будут свершаться великие дела и большие открытия. Звезде захотелось
спуститься на Землю и помочь ребятам. Но суров закон Космоса! Звёздам нельзя
спускаться на Землю, иначе они погибнут! Однако желание было сильней, и
Звезда устремилась к Земле. Нет, она не погибла! Достигнув Города добрых
сердец, она распалась на тысячи золотых, серебряных и бронзовых искр-медалей
и стала дарить частицу своего огня, света, тепла тем, кто верил в добро,
справедливость, совершал хорошие поступки, вёл здоровый образ жизни. В этом
городе жители стали стремиться получить искры-медали, мечтая вновь
воскресить яркий огонь, дающий жителям города силу, надежду, веру в чудо.
Лишь собрав по крупицам священный огонь, ребята смогут вновь соревноваться,
играть в игры, устанавливать новые рекорды и видеть, как прекрасен мир, и как
важно его охранять.
От идеи до результата
1. Организационный период - один из наиболее важных и трудных моментов.
Именно от того, как пройдут первые дни, какой настрой получат дети, зависит
успех смены.
16
Основные задачи периода:
- создать приятный эмоциональный настрой;
- помочь каждому ребёнку адаптироваться и познакомиться с программой;
- предъявить единые требования к режиму дня в данных условиях.
Продолжительность организационного периода три дня. Организовывается этот
период по плану: сбор данных, знакомство в отряде, знакомство с лагерем,
выявление лидеров в отряде, проведение инструктажа, открытие смены.
Задачи педагога:
- помочь ребёнку раскрыться, показать свои личностные качества;
- держать под контролем и ввести в нужное русло отношения между детьми,
формировать настроение в отряде, общее мнение;
- закладывать общественно-психологические основы существования данного
детского объединения.
2. Основной период - период выполнения поставленных перед сменой задач.
Основной период:
- отрядные дела;
- самоуправление;
- ОЛД (общелагерные дела).
Каждый день в отрядах проводятся отрядные дела, имеющие различные
направления: спортивные, интеллектуальные, трудовые, художественноэстетические.
Спортивное направление - в эти дни проводятся спортивные состязания. В дни
интеллектуального направления дети развивают кругозор, соревнуются в
знаниях. Это предусматривают интеллектуально-познавательные игры,
викторины, игры, путешествия. Творчество детей проявляется с первого дня.
Отрядное дело, в котором есть элемент соревнования, зрелищности, где дети
могут проявить организаторские способности, разучивают песни, готовят
номера к ОЛД, к концерту. ОЛД проходит каждый день и имеет направление в
зависимости от тематики.
Задачи педагога:
- перейти с позиции руководителя в организации на позицию консультанта,
координатора;
- решение конфликтных ситуаций, возникших на базе межличностных симпатий
и антипатий детей, «звездной болезни», неумения принимать поражение и т.д.
17
3. Итоговый период – заключительный период смены.
Мероприятия по программе:
- анализ результатов работы, проделанной в рамках настоящей программы;
- обобщение результатов, внесение в программу изменений и внедрение в
практику;
- выработка перспектив деятельности;
- анализ предложений по дальнейшему развитию, внесённых детьми,
родителями, педагогами;
- составление итоговой диагностики по аналитическому материалу.
В последние дни в лагере проходят огоньки откровения, идёт подготовка к
заключительному концерту, в отрядах выбираются самые активные ребята для
награждения грамотами.
Результаты
- Организация полноценного летнего отдыха для детей, в том числе детей из неблагополучных, малообеспеченных семей, детей группы особого внимания с целью их социализации.
- Укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов.
- Оздоровление детей через приобщение к здоровому образу жизни, спортивные и оздоровительные мероприятия.
- Развитие творческих способностей, инициативы и активности ребёнка.
- Расширение и углубление знаний о природе, об истории и культуре Родины и родного края.
- Развитие коммуникативных навыков, практических умений детей.
- Снижение темпа роста негативных социальных явлений среди детей
Место в системе воспитания образовательной организации
Лето в детстве – это целый мир, который открывается перед
ребёнком, как только заканчивается учебный год. Это возможность играть и
общаться с друзьями, увидеть замечательные уголки нашей планеты. Это время
открытий и новых впечатлений, которые останутся на всю жизнь.
Каникулярный период деятельности оздоровительного лагеря с дневным
пребыванием создаёт благоприятные условия для общения детей, обмена
духовными и эмоциональными ценностями, реализации личностных интересов.
Ценность любой работы с детьми состоит в том, что и ребёнок и взаимодействие
с ним всегда уникальны и неповторимы для педагога. Особую уникальность в
этом плане представляет атмосфера лагеря с дневным пребыванием при школе.
Многообразие видов детской деятельности в лагере помогают ребёнку найти
своё место в жизни, самореализоваться, реально осуществить свои гражданские
права и свободы.
Ссылки на актуальную информацию в сети Интернет
http://school-57.ru/sites/school-57.ru/files/files/programma_lagerya_maou_sosh_57.pdf?t=1619085135
https://vk.com/video-176658314_456239200