Основные тезисы
Цели и задачи
Цель: «Педагогический театр» призван облегчить усвоение материала классической литературы по образовательной программе через эмоциональное подключение с помощью театрализации как возможного средства комплексного обучения.
Задачи:
- Раскрытие познавательных мотивов, возникающие в процессе удовлетворения потребности в новых впечатлениях, в познании нового.
- Воспитание и развитие качеств личности, уровень совершенства и действенности интеллектуальных, творческих, физических, жизнестойких качеств, особенностей, общих и специальных способностей человека.
- Разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
- Поиски нравственных идеалов, критериев эстетических оценок явлений действительности.
- Вовлечение в процесс созидания.
- Увеличение количественных и качественные изменений в личности и человеческой общности, ведущих к повышению уровня возможностей в достижении жизненного успеха.
- Развитие памяти, внимания, образного мышления, воображения, фантазии, устной речи.
- Снятие зажимов и комплексов, расширение лексической развитости обучающегося.
- Способствование усвоению изучаемого материала.
Участники
Студенты и педагоги
Оригинальная идея
Эта практика объединяет в себе элементы театрального искусства и педагогической деятельности, позволяя студентам применить свои знания и навыки в практической образовательной среде. Основная идея "Педагогического Театра" заключается в создании и постановке спектаклей, которые имеют образовательную направленность. Студенты могут разрабатывать сценарии, создавать декорации, костюмы, музыку и заниматься режиссурой. Однако главной особенностью этой практики является вовлечение студентов в педагогическую деятельность. Они выступают в роли педагогов, используя театральные методы и техники, чтобы передать знания и умения своим сверстникам или другим учащимся.
"Педагогический Театр" может быть применен в различных образовательных сферах. Например, студенты могут создавать спектакли на основе учебных материалов, объясняющих сложные темы или концепции. Они также могут использовать эту практику для обучения навыкам коммуникации, эмоциональной интеллектуальной, искусственному интеллектуальному и другим социальным навыкам.
Кроме того, студенты участвуют в проекте "Педагогического Театра" как актеры, развивая в себе новые компетенции, творческое мышление и командные навыки.
Ценностно-смысловое наполнение
В основе практики лежит идея использования театральных методов и техник для передачи образовательного материала. Однако, помимо передачи информации, "Педагогический Театр" способствует формированию ценностных ориентаций и развитию этических принципов.
Одним из ключевых аспектов является развитие эмоциональной интеллектуальности участников. Студенты изучают и осознают свои эмоции, а также эмоции других людей, что способствует лучшему пониманию себя и других. Они учатся эмпатии, умению контролировать свои эмоции и выражать их через телодвижения, голос и выражение лица.
Эта практика помогает им осознать свои ценностные установки, развить этические принципы, критическое мышление и навыки межличностного взаимодействия.
От идеи до результата
Первый шаг в реализации технологии – это формирование «репертуара», основанного на образовательной программе и личностных запросах как обучающихся, так и педагогов. Если технология используется в учебной деятельности (освоение самых разных учебных предметов), то репертуар – это тематика (проблематика) тех тем из учебно-тематического плана, освоение которых эффективно и оптимально будет с использованием именно данной технологии (с учетом тех учебных целей, которые она определяет, тех учебных и воспитательных задач, которые она решает). При этом желательно, чтобы содержание изучаемой темы учебного процесса органично «вписывалось» в форму педагогического спектакля, было бы мотивировано учебными, развивающими, воспитывающими целями и задачами содержания темы. Работа показала, что в преподавании образовательного курса литературы, данная технология срабатывает наиболее эффективно на итоговых уроках, завершающих изучение литературного произведения и ориентированных на читательское творчество учащихся и преподавателей.
Второй шаг в реализации технологии – написание сценария. Содержание сценария определяется заданной темой (проблемой). Следующий шаг в реализации технологии – распределение ролей, позиций. При этом надо учитывать, что одну и ту же роль в педагогическом спектакле могут играть разные актеры (своеобразный «парад» роли в разной интерпретации и исполнении). Педагогический Театр в оптимальном варианте предполагает «переигровку», поиск альтернатив в поведении и поступках героев спектакля, ибо только так приобретаются необходимые навыки социализации, коммуникации, самопознания, самореализации, эмпатии и др. Планирование и организация интерактивных учебных занятий. Реализация сценария.
Завершающий этап – рефлексия: что дало, над чем задумались, что освоили, чему научились, что надо делать дальше, что осталось непонятым, над чем надо работать, какие проблемы решать в форме Педагогического Театра, а, может быть, и в другой форме. Прорисовка перспектив дальнейшего саморазвития, самосовершенствования, самообразования, самовоспитания.
Результаты
Практика помогает развить оригинальное и креативное мышление, навыки самооценки и самопрезентации. Помогает им развить эмоциональную открытость, умение эмпатии и сочувствия, а также контроль над своими эмоциями. Студенты работают в команде, взаимодействуют между собой, общаются, вырабатывают навыки сотрудничества и лидерства.
Практика позволяет перенести материал в живой контекст. Студенты активно взаимодействуют с содержанием учебной программы или пройденным материалом, воплощая его в сценических образах и ситуациях. Такая практика помогает учащимся глубже вникнуть в суть изучаемого материала, увидеть его в другом ракурсе и подойти к нему более творчески. Они разбираются в деталях сюжета, образов, мотивах персонажей, исследуют временные, пространственные и социокультурные контексты произведения. Они анализируют и трактуют информацию, формулируют свои собственные выводы и идеи.
При этом, работа над спектаклем позволяет перенести учащихся в «живое» взаимодействие с материалом и совершить эмоциональное и интеллектуальное погружение в него. Вместо пассивного усваивания информации, участники становятся активными создателями и исследователями. Они вживаются в роли персонажей, ощущают их эмоции, переживания, проблемы и вызовы. Это помогает им лучше понять глубинные смыслы и идеи произведения и прочувствовать информацию на своем опыте.
Место в системе воспитания образовательной организации
Арт-технология "Педагогический Театр" предлагает новые подходы к воспитанию и обучению, основанные на использовании театральных методов и приемов. Воспитательная практика арт-технологии "Педагогический Театр" интегрируется в образовательный процесс и становится неотъемлемой частью учебного плана и программы. Она дополняет теоретическое обучение и позволяет применять полученные знания на практике, что обогащает и углубляет усвоение учебного материала.
"Педагогический Театр" играет существенную роль в формировании общего развития личности участников, их творческих способностей, социальных и коммуникативных навыков, а также способствует формированию гражданской идентичности и активной гражданской позиции.
Ссылки на актуальную информацию в сети Интернет
Статьи:
https://vk.com/molodgvardiya?w=wall-31404807_3788
https://vk.com/molodgvardiya?w=wall-31404807_3766
https://vk.com/molodgvardiya?w=wall-31404807_3762
https://vk.com/molodgvardiya?w=wall-31404807_3760
https://vk.com/molodgvardiya?w=wall-36688512_71504
https://vk.com/molodgvardiya?w=wall-31404807_3747https://vk.com/kolledgclub?trackcode=b56ba701QBMdlyCrm-LZlZGyw9jq1eR2lOu9ap-kP6Jyaped9Vb0cv1078Xzm86dir3w1uHm1myk5b9ynLglomNgyOmU&w=wall-15714063_6641