Основные тезисы
Цели и задачи
Цель воспитательной практики (предметная): стимулирование самостоятельного ценностно-смыслового поиска обучающихся для выявления смысловых доминант профессий. Общепедагогическая цель практики - содействовать ценностно-нравственной ориентации обучающихся в мире профессий. Психологическая цель - содействовать выработке личностного нравственно окрашенного смысла при выборе профессии. Воспитательная практика направлена преимущественно на содействие формирования высоких критериев нравственно-ценностного плана при выборе профессии, что соответствует содержанию современного национального воспитаетльного идеала.
Задачи Воспитаетльной практики: обучающие - формирование системного представления о профессии как социально значимой, ценностно окрашенной деятельности, целостного представления о взаимосвязи и взаимообусловленности профессий; воспитательные - формирование потребности в нравственно-ценностном осмыслении деятельности; развивающие - совершенствование ценностно-смысловых, коммуникативных и личностных компетенций, "мягких навыков будущего".
Участники
Обучающиеся 9 классов, осваивающие программу "Профориентация".
Оригинальная идея
В соответствии с положением А.Н.Леонтьева "смыслу нельзя научить - смысл воспитывается... Смысл можно только раскрыть в процессе обучения, воплотить его в ясно сознаваемую, развитую идею, обогатив учащегося соответствующими знаниями, умениями" (Из книги: Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2 т. Т 1. М.: Педагогика, 1983, с.368-369). Проблема выбора профессии современными школьниками представляет собой противоречие между заложенными в профессиональной деятлеьности смыслами, направленными на утверждение базовых ценностей, с одной стороны, и неспособностью обучающихся обнаружить, "открыть" для себя эти смыслы, поскольку в значительнйо части случаев первичный выбор профессии осуществляется либо навязанно, либо на основании узко прагматических мотивов (карьера, материальная обеспеченность). Учитывая психологические особенности возраста обучающихся, основная идея Воспитательнйо практики есть идея организации пространства коллективного смыслового поиска. Этот смысловой поиск, побуждаемый центральным системообразующим вопросом деятлеьности "для чего?" позволяет, при условии координации со стороны педагога, осуществить в ходе ролевых дискуссий, мозгового штурма, открытого диспута восхождение к пониманию, принятию и личностной интерпретации смыслов, заложенных в профессии. Педагого при этом не навязывает обучающимся социальные стереотипы, сложившиеся в отношении профессий, а, опираясь на социальный и личностный опыт обучающихся, создает проблемные ситуации, разрешение которых обучающимися позволяет обнаружить, выявить заложенный в профессии смысл для человечества, общества, государства и себя. Проблемные ситуации представляют собой высказывания провоцирующего характера, сформулированные, в том числе, с опорой на реальные высказывания обучающихся и их сверстников. В качестве примера приведем распространенный стереотип о "ненужности" учителя в эпоху тотального информационного пространства. Особенностью Воспитательной практики является принятие всех идей, тезисов с последующим групповым обсуждением. В результате реализации Практики обучающиеся самостоятельно добывают не только знания о профессии, но "открывают" заложенные в профессиональной деятельности ценности и смыслы, получают возможность соотнести их с собственными представлениями, сформировать личностный смысл.
Ценностно-смысловое наполнение
В качестве основополагающих ценностей и смыслов Воспитательной практики выступают: ценность самостоятельног познания и самопознания, ценность опоры на традицию и движения вперед, ценность совместной взаимообогащающей деятельности, ценность ответственного выбора, ценность служения благу, Отечеству и человечеству, обнаруживаемые обучающимися самостоятельно и заложенные в каждой профессии как смысловое ядро.
От идеи до результата
Практика является возобновляемой с каждой группой обучающихся. В наиболее общем виде этапы реализации могут быть представлены следующим образом: 1 этап - проведение опроса о первичных предпочтениях в выборе профессии, 2 этап - формирование первичного мотивационного поля выборов, созданного из ответов на вопрос о мотивах выбора профессии, 3 этап - создание проблемной ситуации, моделирующей гипотетическое исключение профессии из жизни общества (либо постулирующее идею "ненужности" профессии), 4 этап - групповая/ролевая дискуссия, диспут, мозговой штурм, направленные на обнаружение ценностей и смыслов профессий, 5 этап - дополнение результатов 4 этапа самостоятельно подготовленными обучающимися сообщениями о роли, значении профессии, ее месте в жизни Калининградской области, Росси, 6 этап - рефлексия первичного мотивационного поля выборов, внесение изменений (дополнений), 7 этап - создание прогностической карты востребованности специалистов в Калининградской области и России (с опорой на данные статистики).
Результаты
Основными результатами Воспитательной практики выступают изменения, преобразования личностных позиций обучающихся, выраженные в способности ставить продуктивные смыслопорождающие вопросы в отношении выбора професии, в умении связывать выбор профессии с потребностями общества, Калининградской области, России. В качестве центрального результата выступает сформированность ценностно-смысловой компетенции обучающихся, выраженная в стремлении обнаружить смыслы в собственной деятельности и деятельности других. Эти результаты полезны не только для обучающихся, но и для родителей, поскольку служат материалом для обсуждения проблемы выбора профессии в семье, на консультациях с психологом, на родительских собраниях.
Место в системе воспитания образовательной организации
Воспитательная практика является неотъемлемой частью системы воспитания в СОШ, в том числе гражданского воспитания (в части формирования позиций ответственного выбора профессии как служения обществу и активного участия в социально значимой деятельности), патриотического воспитания (в части сохранения традиций и культуры русского народа), духовно-нравственного воспитания (в части самостоятельного обнаружения и выявления смыслов профессиональной деятельности), трудового воспитания (в осознаности важности нкопления навыков в трудовой деятельности на протяжении жизни для успешной профессиональной самореализации).
Ссылки на актуальную информацию в сети Интернет