Основные тезисы
Цели и задачи
Цель проекта: создание условий, направленных на развитие духовно-нравственной, патриотической сферы личности школьника, раскрытие его творческой индивидуальности, возможности самореализации и самоопределения.
Задачи проекта:
- Обеспечение условий всестороннего развития личности школьника через социально-значимую деятельность театрального объединения Лицея.
- Обеспечение возможности самореализации каждому участнику проекта (каждому обучающемуся Лицея) через организацию мероприятий социально-гуманитарной, патриотической, духовно-нравственной направленности.
- Обобщение и распространение педагогического опыта школьной театральной педагогики.
Участники
Обучающиеся лицея 35 с 1-го по 11-й классы (7-18 лет), обучающиеся ГБУ КО «Школа-интернат для детей с ОВЗ» (в рамках сетевого взаимодействия), педагоги, родительская общественность.
Оригинальная идея
Детство талантливо своей свободой, свежестью восприятия, непосредственностью взглядов на жизнь, смелостью помыслов и действий. Между тем, мир детства - неотделимая часть культуры социальной жизни современного общества, испытывающего глубокий духовный кризис.
За последние годы в России значительно возрос удельный вес детской преступности, влечения к пьянству, токсикомании и наркомании. Проведенные в лицее независимые социологические исследования показали, что среди учащейся молодежи нарастает тенденция к приобретательству, дети становятся эгоистичными, замкнуты на себе, нетерпимы к носителям иной культуры. Свободное время подростки предпочитают проводить в сети интернет.
Благодаря интеграции общего и дополнительного образования, личностных и профессиональных качеств педагогов, выбора эффективных методик обучения и форм организации образовательного пространства в Лицее предпринята попытка возрождения школьной театральной педагогики, как активной обучающей, развивающей и воспитывающей формы деятельности, ориентированной на становление индивидуальных и личностных качеств школьников.
Школьная театральная педагогика предлагает богатый спектр возможностей развития творческих способностей подростка не только в восприятии и понимании искусства, но и в собственном творчестве. Она развивает активность внимания, наблюдательность, умение фантазировать и, что особенно важно, формирует чувство личностного присутствия в культуре. Кроме того, и это сегодня особенно важно, методы и приемы школьной театральной педагогики способствуют междисциплинарной интеграции, становлению целостного образа мира и человека в нем, то есть существенно повышают интенсивность и качество освоения школьной учебной программы.
Ценностно-смысловое наполнение
Сегодня все усилия взрослых направлены на преодоление отчуждения подрастающего поколения от культуры, науки, творчества, общечеловеческих эстетических идеалов и духовно-нравственных ориентиров. На смену девальвации нравственных ценностей приходит ироническое к ним отношение. Знание как источник осмысленного духовного освоения человеком мира все более уступает место безликой, бездушной информации и «способам ее усвоения и переработки».
В наше время, крупных социальных перемен, чрезвычайно остро стоит проблема интеллектуальной и духовной незанятости молодежи. Вакуум заполняется антиобщественными предпочтениями и склонностями. Главным барьером на пути криминализации молодежной среды является активная духовная работа, отвечающая интересам этого возраста. И здесь, школьный театр, вооруженный приемами театральной педагогики, становится тем клубным пространством, где складывается уникальная воспитательная ситуация. Через мощное театральное средство – сопереживание учебный театр объединяет детей и взрослых на уровне общего совместного проживания, что становится эффективным средством влияния на образовательный и воспитательный процесс. Особенно важное влияние такой учебный театр-клуб оказывает на «детей с улицы», предлагая им неформальное, откровенное и серьезное общение по злободневным социальным и моральным проблемам, создавая тем самым защитную социально-здоровую культурную среду.
От идеи до результата
ДОРОЖНАЯ КАРТА
| Название мероприятий | Сроки | Исполнители, участники | ||
| ЗАДАЧА 1. Обеспечение условий всестороннего развития личности школьника через социально-значимую деятельность театрального объединения Лицея | ||||
| Мероприятие 1.1. | Классные часы «Я и театр» | В течение учебного года | Классные руководители 1-11 классов | |
| Мероприятие 1.2. | Посещение театров г. Калининграда | В течение учебного года | Классные руководители 1-11 классов, родительская общественность | |
| Мероприятие 1.3. | Встречи с артистами театра, мастер-классы с воспитанниками т/о «Прометей» | Март, июнь, октябрь 2023 г. | Действующие актеры театров г. Калининграда, воспитанники т/о «Прометей» | |
| Мероприятие 1.4. | Театральные мастер-классы, интерактивные программы и т.д. в рамках проекта «ДЕТИ-ДЕТЯМ» | В течение года | Воспитанники т/о «Прометей», обучающиеся ГБУ КО «Школа-интернат», дети, находящиеся на долгосрочном лечении в ДОБ | |
| Мероприятие 1.5. | Участие театрального объединения «Прометей» в конкурсах и фестивалях муниципального, регионального, всероссийского уровня | В течение года | т/о «Прометей» | |
| 
 ЗАДАЧА 2 Обеспечение возможности самореализации каждому участнику проекта (каждому обучающемуся Лицея) через организацию мероприятий социально-гуманитарной, патриотической, духовно-нравственной направленности. 
 | ||||
| Мероприятие 2.1. | Театральный фестиваль «Сказки народов мира» | Апрель-май, июнь (в рамках ЛОУ) 2023 г. | Обучающиеся 1-4 классов, классные руководители, родительская общественность | |
| Мероприятие 2.2. | Литературно-музыкальные гостиные: | В течение года | Обучающиеся 5-11 классов | |
| Мероприятие 2.2.1. | Басни И. А. Крылова «… Всякий шаг вы свой должны обдумать так…» 
 | Октябрь 2023 г. | Обучающиеся 5-х классов, учителя русского языка и литературы | |
| Мероприятие 2.2.2. | Н. А. Некрасов "Отечества достойный сын" 
 | Ноябрь 2023 г. | Обучающиеся 6-х классов, учителя русского языка и литературы | |
| Мероприятие 2.2.3. | «Стихотворения русских поэтов о природе: Я снова здесь, в семье родной, мой край, задумчивый и нежный!» | Сентябрь 2023 г. | Обучающиеся 7-х классов, учителя русского языка и литературы | |
| Мероприятие 2.2.4. | "Лермонтов есть Лермонтов навеки" | Апрель 2023 г. | Обучающиеся 8-х классов, учителя русского языка и литературы | |
| Мероприятие 2.2.5. | «Нельзя пред вечной красотой не петь, не славить, не молиться...» (поэзия Ф.И.Тютчева и А.А. Фета в музыке) | Март 2023 г. | Обучающиеся 9-х классов, учителя русского языка и литературы | |
| Мероприятие 2.2.6. | «Ой, ты, Русь, моя родина кроткая, 
 | Май 2023 г. | Обучающиеся 9-х классов, учителя русского языка и литературы | |
| Мероприятие 2.2.7. | Марина Ивановна Цветаева «Моим стихам … настанет свой черёд» | Апрель 2023 г. | Обучающиеся 11-х классов, учителя русского языка и литературы | |
| Мероприятие 2.3. | Конкурс инсценированной песни «Во имя жизни на земле» | Февраль 2023 г. | Обучающиеся 1-11 классов, классные руководители, родительская общественность | |
| Мероприятие 2.4. | Конкурс литературно-музыкальных композиций «Никто не забыт. Ничто не забыто» | Май 2023 г. | Обучающиеся 1-11 классов, классные руководители, родительская общественность | |
| Мероприятие 2.5. | Флешмоб «Песни Победы» | Май, июнь 2023 г | Обучающиеся 1-11 классов, классные руководители, родительская общественность | |
| Мероприятие 2.6. | Участие театрального объединения «Прометей» в конкурсах и фестивалях муниципального, регионального, всероссийского уровня | В течение года | т/о «Прометей» | |
| Мероприятие 2.7. | Подготовка и показ спектаклей: «Приключение Буратино», «А зори здесь тихие», «Ленинградский метроном» «Волшебник изумрудного города» «Сказка о потерянном времени» | В течение года | т/о «Прометей», | |
| Мероприятие 2.8. | «Новогодний калейдоскоп» | Декабрь 2023 г. | т/о «Прометей», обучающиеся 1-11 классов, родительская общественность, классные руководители | |
| Мероприятие 2.9. | Организация праздничных концертов «День Матери», «День Учителя», «День защитника Отечества», «Международный женский день», «День Победы», «Прощай, школа» | В течение года | Обучающиеся 1-11 классов, классные руководители, советник по воспитанию, родительская общественность | |
| Мероприятие 2.10. | Областной фестиваль театрального искусства «ПРОМЕТЕЙ» (Зажги огонь в сердцах людей, как это делал Прометей) | Ноябрь 2023 г. | Коллективы школ Калининградской области | |
| 
 ЗАДАЧА 3. Обобщение и распространение педагогического опыта школьной театральной педагогики 
 | ||||
| Мероприятие 3.1. | Областной семинар «Творчество - идеальный путь развитие личности» | Ноябрь 2023 г. | Педагоги ОУ Калининградской области | |
| Мероприятие 3.2. | Областной фестиваль театрального искусства «ПРОМЕТЕЙ» (Зажги огонь в сердцах людей, как это делал Прометей) | Ноябрь 2023 г. | Коллективы школ Калининградской области | |
| Мероприятие 3.3. | Педагогическое исследование «Школьная театральная педагогика» | В течение года | Заместитель директора, Педагог-психолог, классные руководители | |
| Мероприятие 3.4. | Освещение всех мероприятий в СМИ, на сайте лицея и т.д. | В течение года | Заместитель директора, Педагог-психолог, классные руководители, педагоги-организаторы, советник по воспитанию | |
Результаты
Критерии оценивания результатов:
- Количественный охват школьников, педагогов, родителей, работников театрального искусства различными видами творческой деятельности в Проекте.
- Вовлеченность обучающихся в различные виды деятельности в рамках реализации Проекта, участие родителей обучающихся.
- Самостоятельность выполнения обучающимися или совместно с родительской общественностью декораций, грима, изготовление костюмов, звуковое сопровождение театральных постановок.
- Использование эффективных форм, методов, приемов и техник театральной педагогики в организации урочной и внеурочной деятельности.
- Использование современных информационно-коммуникационных технологий в подготовке спектакля, видеосъемка фильма - спектакля.
- Эмоционально-эстетическое впечатление, эмоциональность, «открытость» зрителю, доступность восприятия.
- Участие театрального объединения «Прометей» в конкурсах и фестивалях различного уровня, мастер-классах, занятиях по арт-терапии в рамках проекта «ДЕТИ-ДЕТЯМ»
Планируемый результат:
- развитие эмоционально-положительного отношения к театру, формирование устойчивого интереса к театрализованной деятельности;
- обогащение речи за счет образных выражений, словарного запаса, совершенствование навыков диалогической и монологической речи, развитие эмоциональной выразительность речи;
- формирование и совершенствование способности детей и подростков поддерживать целеустремленность в развитии индивидуальности, творческого самовыражения.
Место в системе воспитания образовательной организации
Лицей реализует участие в социально значимых проектах областного уровня: социальный проект «ДЕТИ-ДЕТЯМ» с воспитанниками ГБУ КО «Школа-интернат», проект гражданско-патриотической направленности «За Честь и Отечество» в рамках сотрудничества с командованием 128 бригады надводных кораблей БФ.
С 2016 года в лицее работает театральное объединение «Прометей», воспитанники которого участвуют в подготовке всех общелицейских мероприятий. Результаты своей деятельности театральное объединение «Прометей» ежегодно представляют на региональных, областных, городских конкурсах, где становятся победителями и призерами.
В рамках социально-значимого проекта «ДЕТИ-ДЕТЯМ» с 2016 года проводятся совместные мероприятия с обучающимися «Школы-интерната», а также с детьми, находящимися на долгосрочном лечении в онкологическом отделении детской областной больницы в рамках проекта «Учим&Знаем». Это мероприятия духовно-нравственного, патриотического, социального досугового характера: спектакли, интерактивные мероприятия, концерты, театральные мастер-классы по арт-терапии и др.
Патриотические мероприятия (Митинги, УРоки Мужества, кнцерты, литературно-музыкальные композиции, постановка спектакля о ВОВ) выполнены с участием школьного театра.
Ссылки на актуальную информацию в сети Интернет
https://licey35klgd.gosuslugi.ru/glavnoe/teatralnoe-obedinenie-prometey/

 
  
  
 
  
  
  
  
  
  
  
 