Основные тезисы
Цели и задачи
Воспитательная практика "Профессиональное самоопределение современного сельского школьника" имеет цель:
- подготовить к самостоятельной трудовой деятельности в социуме ученика сельской школы;
задачи:
-воспитать у обучающихся стремлений к самопознанию, самоопределению, самовоспитанию с целью формирования профессионально-значимых качеств личности; -создать равные условия для самоопределения, профессионального и карьерного роста с учетом индивидуальных интересов обучающихся для благополучия процветания нашей родины; -знакомство с отраслями экономики нашей страны, формирование представления о достижениях нашей страны; - ознакомить с качествами и профессиональными навыками, с миром профессий, формирование профессиональной деятельности ученика сельской школы.
Участники
Обучающиеся МАОУ "Калиновская СОШ", педагогический коллектив школы, родители или законные представители обучающихся, сотрудники Центра занятости населения, представители агрофирмы "Калина".
Оригинальная идея
Оригинальная идея Воспитательной практики "Профессиональное самоопределение современного сельского школьника" состоит в том, что профессиональное самоопределение для сельских школьников имеет совершенно иную специфику. Для них очень важен престиж профессии, который должен помочь получать удовлетворение от работы, хорошую заработную плату, раскрыть их творческий потенциал. Для сельских школьников нужна новя профессиональная стратегия на все виды профессий, которые востребованы селом. Молодежь уезжаютв на учебу в город, а после окончания учебного заведения не спешат возвращаться в село. Многие молодые люди не стремяться продолжатьсемейные традиции, которые связаны с современными проблемами сельского рынка труда.Нужно совершенствовать систему профессиональной ориентации сельской молодежи в сторону сельскохозяйственной деятельности. Это зависит не только от сельскойй школы, но и от трудовых коллективов, от степени реализации задач каждым из партнеров профориентационной работы. Но за несколько последних лет, происходят коренные изменения в сельском хозяйстве, Ежегодные санкции, объявляемые западными государствами, привели совершенно к другим последствиям: сельскохозяйственное производство стало возрождаться. Предприятия вводят современные птицеводческие, живоноводческие комплексы, агрофирмы, холдинг, которым очень нужны на современном этапе хорошие высококвалифицированные кадры. Поэтому сельскую молодежь нужно ориентировать на профессии, нужные сельскохозяйственному производству. Эти факторы заставляют задуматься более серьезно над вопросом профессиональной ориентации сельских школьников. Это будет способствовать успешной профориентационной деятельности и ориентации сельского школьника. Большая нагрузка ложится на классных руководителей и учителей сельской школы, так как это они занимаются в школе профессиональным самоопределением учащихся, предоставляют информацию о профессиях, которые нужны в современном обществе, особенно в Калининградской области, Черняховском округе, помочь обучающимся выпускных классов осознанно выбрать будущую профессию и научить оценивать свои возможности, воспитывать сельского школьника готового к активному поиску своего места в современной деревне.
Ценностно-смысловое наполнение
В чем же ценность профориентационной воспитательной практики, которую я постаралась разработать.? А ценность состоит в том, что она помогает формировать у обучающихся сельской школы добросовестное отношение к труду, развитие интереса к миру профессий, понимания, какую роль играет труд в жизни человека и общества, в жизни родителей обучающихся. Выбор профессии является для обучающихся основной школы , особенно выпускного 9 класса, актуальной задачей, а ходе систематической и целенаправленной профориентационной работы происходит расширение у обучающихся представления об окружающем мире, расширяется кругозор , открываются возможности проявления их интересов и склонностей. Воспитательная практика позволяет обучающимся сельской школы обладать комплексом знаний, такими качествами. которые позволили бы им реализовать себя в соцальном и профессиональном плане. Отличие профориентационной работы в нынешнее время состоит не в том, чтобы выбрать конкретную профессию, а сформировать универсальные качества у обучающихся, которые позволят сделать самостоятельный профессиональный выбор и быть ответственным за свой выбор, быть профессионально мобильным.
От идеи до результата
Профориентационная воспитательная практика "Профессиональное самопределение современного сельского школьника" -это интеграция воспитательных форм и воспитательных методов для работы с сельскими школьниками . Она расчитана на использование различного рода на профориентационной тематики, взаимодействия с общеобразовательными учреждениями, промышленными предприятиями Черняховского округа и Калининградской области. Воспитательная практика является частью общей воспитательной программы МАОУ "Калиновская СОШ" и составлена в соответствии с ФГОС. Она предусматривает в трудовом воспитании осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деяельности и интерес к различным профессиям для учащегося сельской школы.
Механизм реализации Воспитательной практики включает 2 этапа. 1-й этап - начальная школа - 1-4 класс. Начиная с первого класса, классные руководители формируют у обучающихся представления о мире профессии через игровую деятельность по профориентации, знаомство с предприятиями города и области, профессиями, которые нужны и используются этим предприятиями, расширяют представления о профессиях, качествах, необходимых соответствующей профессии. общего кругозора, понятийного аппарата в рамках профориентационно работы. Игровые моменты проводятся на переменах и вовнеурочное время. Большую помощь оказывают старшеклассники и члены Совета Старшеклассников, которые выступают в качестве консультантов и проводят профориентационные игры. такие игры со старшими школьниками вызывают интерес у школьников начальной школы.
Воспитательная практика подразумевает системность и преемственность - профориентационная работа усложняется от класса к классу, поэтому индивидуальный и дифференцированный подход просто в этой работе необходим.
2 этап. -основная школа - 5-9 классы. Учащиеся привлекаются к разнообразным формама учебной и внеклассной работы, производственнному и общественно -полезному труду, а это на практике позволит определить свои способности и склонности. На протяжении трех лет мы участвуем со школьниками в открытых онлайн-уроках "ПроеКТОриЯ". на этой интерактивной цифровой платформе ребята знакомятся с профессиями по отраслям экономики, узнают интересные факты о профессиях. Ребята познакомились с тренажерам "Примерочная профессий". Для учащихся 8 - 9 классов введен курс предпрофильной подготовки "ПроеКТОриЯ. Мир профессии". где ребята начинают формировать умения построения жизненной стратегии для формирования личностных качеств. Также используется раздел "Открытые уроки", который идет в формате бесед с интересными людьми, рассказыващими о новых технологиях. новых профессиях. Во внеурочной деятельности используются "Билет в Будущее", - "Россия - мои горизонты", профориентационные уроки, дигностики, тесты, методики, тренинги"Мое будущее -моы выбор", "Формула профессии" "Ступени к будущей профессии", проводятся фрофконсультации. Каждое лето учащиеся проходят летнюю трудовую практику: ухаживают за цветами, клумбами, приводят в порядк пришкольную территорию, создают уют в коридорах школы и классах, работают в агрокомплексе "Калина" на уборке яблок, уходом за плодовыми деревьями и кустарниками.Многие ученики нашей школы после окончания учебных заведений г.Полеска, Гусева,Озерска получили специальность и были трудоустроены в агрофирме "Калина", Старшеклассники два раза в год проводят дни самоуправления. Ребята примеряют себя в роли директора и завуча школы, учителей, воспитателя группы кратковременного пребывания. Некоторые ученики уже сейчас решили получить профессию педагога и поступить в педагогический колледж.
Проводится ориентационная работа с родителми и применяем анкеты "Моя роль в подготовке ребенка к труду и выборе профессии", буклет " Памятка родителям", "Вместе. но не все вместоЮ или "Как помочь ребенку в выборе профессии", памятка выпускнику "Какие ошибки совершают учащиеся при выборе профессии", что помогает родителям продумать помощь в выборе профессии для своих детей. В конечном итоге вся профориентационная работа должна способствовать дальнейшему выбору профессионального жизненного пути выпускника нашей школы.
Результаты
В результате применения профориентационной воспитательной практики обучающиеся : Овладеют разнообразными формами и методами поиска знаний, практическими умениями; Обогащаются знаниями о профессиях Калининградской области и Черняховского муниципального округа; Проявят активность, инициативу в организациии проведения мероприятий, направленных на профориентационное самоопределение обучающихся. Повысят уровень информированности обучающихся и их родителей или законных представителей о резельтатах исследовательской деятельности, защиты проектов на уровне школы, муниципалитета, региона. Увеличится количество обучающихся, которые готовы к самостоятельному выбору профессии сельскохозяйственно направленности после окончания школы. Будет ипользовать информацию о профессиях, полученную в ходе экскурсий на предприятия Калининградской области и Черняховского округа, учебных учреждений, встреч с представителями различных профессий, диагностических методов. Формирование творчески активной. самостоятельной личрости, стремящейся к саморазвитию в программах "Успех каждого ребенка", "Умная продленка", "Билет в будущее".
Место в системе воспитания образовательной организации
Профориентационная воспитательная практика - это часть воспитательной системы школы и класса, модуля Профориентация. Этот модуль предполагает беседы, читательские конференции, встречи с интересными людьми, праздники, просмотр и обсуждение кинофильмови другое. Профориентационная воспитательная практика часть Воспитательной Программы школы. Эта деятельность сохраняет преемственность, и цель ее подготовить учащихся основной школы и заложить основы для профессионального самоопределения выпускников в будущем. Это нужно для того, чтобы было легче осуществить правильный выбор профессии, необходимостью владения информацией о профессиях, об условиях труда и содержании профессий, о требованиях в выбранной сфере деятельности и предъявляемых к конкретной профессией к работнику.
Профориентационная воспитательная практика может быть использована учителями любой ступени образования не только в урочной. но и внеурочной и внеклассной деятельности.
Ссылки на актуальную информацию в сети Интернет
- http://woldofchildren.ru/scenarios-and-holidays/64-partu/390-mir-professii.htmi
- https:// kachar-school.ucoz.ru/index/0-111
-https://www.osvic,ru//school-aditu/ different-professions-50