Основные тезисы
Цели и задачи
Цель Практики: формирование навыков безопасного поведения на дорогах.
Задачи Практики:
Обучающие: создать условия для сознательного изучения детьми Правил дорожного движения;
организовать на базе школы учебный класс "Перекрёсток" по изучению Правил дорожного движения.
Развивающие: развивать у младших школьников привычку правильно вести себя на дорогах.
Воспитывающие: воспитывать чувство ответственности за соблюдение ПДД;
воспитывать в детях грамотных пешеходов.
Участники
Участники Практики: обучающиеся 4 б класса, педагог - руководитель проекта, родители, инспекторы ГИБДД.
Оригинальная идея
Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них.
Вот поэтому, чтобы дорога была доброй, надо уже с раннего возраста учиться безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения.
Ценностно-смысловое наполнение
В настоящее время серьезную озабоченность у сотрудников Государственной инспекции безопасности дорожного движения, органов образования, здравоохранения, общественности вызывает постоянно возрастающее количество дорожно-транспортных происшествий с участием детей.
Цифры статистики дорожно – транспортных происшествий, к сожалению, не становятся меньше. А дети, как малоопытные участники дорожного движения, нередко оказываются в аварийных ситуациях на улицах и дорогах. Проявляя невнимательность, недисциплинированность при переходе проезжей части, на шумных перекрестках, загородных дорогах, оказавшись в аварийной уличной ситуации, они не умеют принять разумного решения, обезопасить себя. Из-за отсутствия практических навыков безопасного поведения на дорогах, наши маленькие пешеходы и велосипедисты допускают нарушения правил дорожного движения, поэтому мы стоим перед необходимостью формирования навыков безопасного поведения и их соблюдения, активизации пропагандистской деятельности, увеличения количества мероприятий, результатом которых явилось бы приобретение детьми практических умений и навыков безопасного поведения на улицах. Для снижения аварийности, в том числе с участием детей, в ряде стратегических и программных документов вопросы обеспечения безопасности дорожного движения определены в качестве приоритетов социально – экономического развития Российской Федерации.
В рамках Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 – 2020 годах» реализуются проекты и программы, направленные на сокращение детского дорожно – транспортного травматизма и формирование у детей навыков безопасного поведения на дорогах.
Проблемы недостаточной эффективности, проводимых с детьми и подростками мероприятий по профилактике дорожно – транспортных происшествий обусловлены разными обстоятельствами, среди которых:
- система профилактики ДДТТ не всегда эффективна, так как отсутствует чёткая система непрерывного формирования стереотипов безопасного поведения на дорогах, включающей обучение детей с дошкольного возраста до момента окончания школы;
- неумение детей и подростков оценить складывающуюся дорожную обстановку, незнание требований Правил дорожного движения.
От идеи до результата
Этапы работы над проектом:
I этап. Подготовительный (март) – сбор информации, работа с методической литературой, составление плана над проектом. Рассматривание рисунков, фотографий о дорожных ситуациях. Просмотр видеоматериала.
II этап. Практический (март - апрель) – реализация проекта.
III этап. Заключительный (апрель) – подведение итогов и презентация проекта
№ п/п Мероприятия Ответственные
I этап. Подготовительный:
1. Заинтересовать участников изучением данной темы. Руководитель проекта
2. Подобрать методическую, научно – популярную, художественную литературу, иллюстративный материал, электронный и видеоматериал по теме «Добрая дорога. Правила дорожного движения». Руководитель проекта, члены отряда ЮИД
3. Подобрать материал для изобразительной и продуктивной деятельности детей. Руководитель проекта, члены отряда ЮИД
4. Составить план мероприятий. Руководитель проекта
II этап. Работа с детьми по реализации проекта:
1. Классный час «Знаешь ли ты правила дорожного движения» Руководитель проекта, члены отряда ЮИД
2. Дидактические игры по ПДД Руководитель проекта, члены отряда ЮИД
3. Семейный конкурс на лучшую газету по пропаганде ПДД Руководитель проекта, члены отряда ЮИД
4. Составление безопасного маршрута от дома до школы Руководитель проекта, члены отряда ЮИД
5. Опрос среди учащихся школы и родителей по ПДД Руководитель проекта, члены отряда ЮИД
6. Конкурс детского рисунка «Памятка пешехода», «Памятка велосипедиста» Руководитель проекта, члены отряда ЮИД
7. Беседа «Службы «01», «02», «03», «04» всегда на страже». Руководитель проекта, члены отряда ЮИД
8. Целевая прогулка «Перекрёсток» Руководитель проекта, члены отряда ЮИД
9. Беседа с презентацией «История развития транспорта. Виды транспортных средств». Руководитель проекта, члены отряда ЮИД
10. Дороги и их элементы, прилегающие территории, перекрестки, населенные пункты Руководитель проекта, члены отряда ЮИД
11. Дидактическая игра «Подумай-отгадай». Руководитель проекта, члены отряда ЮИД
12. Конструирование дорожных знаков. Руководитель проекта, члены отряда ЮИД
14. Беседа – рассуждение с презентацией «Что случится, если…» Руководитель проекта, члены отряда ЮИД
15. Викторина по ПДД «Знатоки ПДД» Руководитель проекта, члены отряда ЮИД
16. Экскурсия в ГИБДД «Советский» Инспектор по пропаганде ПДД
III этап. Обобщающий:
1. Коллективный анализ проведенных дел, Руководитель проекта, члены отряда ЮИД
2. Закрепление полученных знаний, формулировка выводов, обобщение результатов работы и по возможности составление рекомендаций. Руководитель проекта, члены отряда ЮИД
3. Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов. Руководитель проекта, члены отряда ЮИД
4. Презентация проекта Члены отряда ЮИД
Результаты
Планируемые результаты:
• Реализация данного проекта позволит сформировать у детей необходимые представления, умения и навыки безопасного поведения на улицах и дорогах. Показателями эффективности работы над данным проектом станут: отсутствие несчастных случаев с детьми данного класса.
• Знание детьми правил безопасного поведения на улицах и дорогах (в соответствии с возрастными требованиями).
• Умение детей быстро и правильно ориентироваться в дорожных ситуациях, искать пути выхода из них .
• Воспитание грамотного пешехода.
Будут знать:
названия и обозначение дорожных знаков для пешеходов, и некоторые знаки для водителей;
• чем опасно не соблюдение правил дорожного движения и к чему может привести их нарушение;
• в каком месте можно переходить дорогу и кто помогает осуществлять безопасное движение на дороге;
• что нельзя делать вблизи проезжей части дороги.
Место в системе воспитания образовательной организации
Данный социальный проект обусловлен общественной потребностью в формировании новых добровольческих движений для пропаганды безопасного поведения на дороге и отношения к участникам дорожного движения, невозможна без разработки комплекса мероприятий, направленных на обучение и воспитание юных участников дорожного движения. Под пропагандой понимается комплекс мероприятий, направленных на привлечение внимания участников дорожного движения и заинтересованных организаций к проблеме дорожно – транспортного травматизма.
Основными направлениями деятельности учреждений образования по обучению несовершеннолетних основам безопасности дорожного движения должны быть:
обеспечение непрерывности педагогического процесса, начиная с дошкольного учреждения, где формируются, развиваются, прививаются детям навыки безопасного поведения на улице и дорогах;
обучение и воспитание учащихся общеобразовательных учреждений основам безопасности дорожного движения и продолжение этого процесса в учреждениях дополнительного образования;
совершенствование форм и методов профилактики детского дорожнотранспортного травматизма. Повышение квалификации педагогов и совершенствование методики преподавания ПДД - непременное условие эффективной работы по воспитанию культуры безопасного поведения детей на дорогах.
Для младших школьников необходимо создание искусственных условий дорожного движения. Для проведения практических занятий, игр, соревнований целесообразно выделить и оборудовать на территории образовательной организации соответствующую зону для проведения занятий по ПДД. Проведение практических занятий в такой зоне дает возможность обучать детей основам безопасности на дорогах максимально наглядным способом без риска для их здоровья. Имитация дорог и элементов городской инфраструктуры, настоящее светофорное оборудование, дорожная разметка и дорожные знаки делают зону по ПДД интересной и привлекательной для детей, максимально упрощая учебно-методические задачи педагогов и родителей.
Система воспитания образовательной организации должна включать в себя комплекс мероприятий, который позволит создать условия для социальной практики детей и подростков в сфере дорожного движения, привлечения их к волонтёрской деятельности, которая связана с пропагандой безопасного поведения на дорогах и улицах, здорового образа жизни. Необходимо дать возможность для раскрытия творческих способностей детей и способствовать психологическому комфорту в общении. Кроме того, правильно организованная деятельность способствуют духовному и физическому росту детей. Необходимо проводить и организовывать развлекательные, спортивные, оздоровительные коллективные творческие дела, часы здоровья на темы гигиены, основ здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности. Над реализацией социального проекта "Добрая дорога" работают педагоги и обучающиеся МБОУ «Большаковская СОШ».
Ссылки на актуальную информацию в сети Интернет
https://multiurok.ru/files/praktiko-orientirovannyi-proekt-po-vneurochnoi-dei.html
https://multiurok.ru/files/prezentatsiia-k-praktiko-orientirovannomu-proekt-2.html
https://vk.com/video465961254_456239044