Колчанова Валентина Ивановна
Неманский городской округ
Учитель/преподаватель
МАОУ "СОШ №1 г. Немана"
14.11.2023
Основные тезисы
Цели и задачи
Цель: развитие у детей мотивации к познанию и творчеству, адаптация к жизни в обществе, приобщение к здоровому образу жизни, воспитание добра, милосердия, справедливости. Задачи: • обогащение эмоционального мира детей нравственными переживаниями и формирование нравственных чувств; • систематическое накопление и обогащение опыта нравственного поведения обучающихся путем организации их практической деятельности; • заложить основы экологической культуры личности, потребности в здоровом образе жизни; • способствовать приобретению и развитию навыков командной работы .
Участники
Участники: обучающиеся 7-9 лет
Оригинальная идея
В настоящее время неотъемлемой частью системы образования является воспитание бережного, внимательного отношения к природе, истории и культуре родного края. Одной из составляющих данного подхода может стать работа с младшими школьниками по экологическому воспитанию в различных её формах. Осознание важности охраны природного и культурного наследия, формирование природоохранного сознания как начального этапа формирования личности человека.
Ценностно-смысловое наполнение
Программа охватывает различные области природоведческих знаний и представляет возможности для развития у обучающихся основ любознательности и экологической культуры. Программа выполняет важную социальную функцию, помогая детям через активное познание окружающего мира сформировать мотивацию к здоровому образу жизни, сформировать чувство ответственности за свои поступки. В программе используется принцип развивающего обучения: умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира, развивать творческие способности. Процесс реализуется через организацию деятельности детей, результат действий педагога выражается в качественных сдвигах в сознании и поведении школьника. Современную отечественную концепцию воспитания характеризуют понятия: взаимодействие, сотрудничество, воспитательные отношения, педагогическая ситуация, социальная ситуация развития. По существу, воспитывать - это значит организовывать содержательную жизнь и развивающую деятельность детей совместно со взрослыми, где у тех и других будут свои роли, цели, взаимные отношения.
От идеи до результата
В течение учебного года проводятся занятия в рамках дополнительной общеобразовательной общеразвивающей разноуровневой программы естественно-научной направленности «Мир вокруг нас». 1. Введение в понятие «Экология» и «Окружающий мир» 2. Видовое разнообразие растительного и животного мира (лес, луг, водоём) 3. Фенологические природные явления (живая и неживая природа) 4. Царство грибов 5. Вода и её значение в жизни человека 6. Край, в котором мы живём 7. Охраняемые территории России, Калининградской области Занятия организуются через наблюдения, лабораторные работы, творческие работы, проектные работы. Обучающиеся получают теоретические знания через беседы, мини- викторины, моделирование, наблюдения; практические через лабораторные работы, экскурсии, мини-проекты.
Результаты
Личностными результатами являются: - развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы; -развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся; -возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т. д.); - воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды; - формирование мотивации дальнейшего изучения природы. Метапредметными результатами являются: - овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную деятельность, -оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений; - освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, -использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования; - формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т. д.; - развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью. Предметными результатами являются: - в ценностно-ориентационной сфере — сформированность представлений об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества; - в познавательной сфере— наличие углублённых представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естественнонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде; - в трудовой сфере — владение навыками ухода за растениями комнатными и на пришкольном участке, за обитателями живого уголка, за домашними питомцами; - в эстетической сфере — умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства; - в сфере физической культуры — знание элементарных представлений о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояния от факторов окружающей среды
Место в системе воспитания образовательной организации
Общеобразовательная школа, начиная с начального звена, осуществляет поиск новых современных средств, которые обеспечат эффективность формирования нравственного сознания, нравственных чувств и поведения обучающихся. Действующие нормативно-правовые и научно-методические документы (Закон РФ «Об образовании», Национальная доктрина образования РФ, «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения начального общего образования, «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» и др.) указывают на необходимость повышения эффективности духовно-нравственного воспитания, в том числе формирования нравственных представлений подрастающего поколения. Воспитательная практика в системе образовательной организации дополнительного образования выполняет важную социальную функцию, помогая детям через активное познание окружающего мира сформировать мотивацию к здоровому образу жизни, даёт возможность приобщить большее количество обучающихся к изучению природного и культурного наследия родной страны и своей малой родины, осознанию важности бережного и внимательного отношения к истории и культуре. Занятия построены на основе практико-ориентированного подхода к изучению материала, что способствует сплочению коллектива, умению работать в коллективе, умению друг друга слушать, сопереживать. Я провела свои детство и отрочество в деревне, изучая тайны леса, луга. В школе увлекалась опытами на пришкольном участке. Принимала участие в олимпиадах разного уровня. До сих пор работаю на своём дачном участке, держу ещё и небольшую пасеку. Приглашала детей к себе на огород для проведения наблюдений. Мне очень интересна эта работа. Долгое время работа с областным центром экологии, повышая свою квалификацию.
Ссылки на актуальную информацию в сети Интернет