Основные тезисы
Цели и задачи
Цель: Создание условий для формирования у младших школьников культурной идентичности и гражданской активности посредством изучения прошлого своей малой родины и активного участия в её преображении в настоящем.
Задачи:
- Формировать у младших школьников интерес к изучению истории своего края;
- воспитывать ответственность за сохранение исторических памятников и природных объектов;
- организовать активную социальную деятельность по преображению облика своего поселка;
- организовать деятельность по подготовке экскурсоводов наставников из числа выпускников начальной школы;
-привлечь родителей учащихся к организации экскурсионно-исследовательской деятельности;
- организовать взаимодействие с социальными партнерами: экскурсоводы, краеведы, библиотекари, представители администрации посёлка.
Участники
Участники воспитательной практики: учащиеся начальной школы (1-4 класс), родители учащихся, учителя начальных классов, учащиеся среднего звена (наставники).
Оригинальная идея
Оригинальная идея Воспитательной практики
Одной из приоритетных задач в контексте гражданско-патриотического воспитании сегодня является формирование у младших школьников ценности исторической памяти и преемственности поколений. Геополитические и культурно-исторические особенности нашего региона (эксклавное положение Калининградской области, сохранившиеся памятники Прусской архитектуры) накладывают определенный отпечаток на процесс культурной идентификации школьников. Вместе с тем, русский человек всегда отличался способностью понимать и уважать культуру других народов. Кроме того, беда многих малых посёлков - отток местной молодёжи и не заинтересованность в развитии своей малой Родины.
Новизна практики:
Во-первых, это интеграция экскурсионно-исследовательской и социально активной деятельности.
Во-вторых, практика реализуется в разновозрастной детско-взрослой общности (учащиеся разных возрастов, родители, педагоги).
В-третьих, при реализации практики мы привлекаем социальных партнеров из разных сфер.
В-четвёртых, при изучении прошлого своего посёлка мы акцентируем внимание детей на его настоящем и будущем, как части нашей большой страны России.
Ценностно-смысловое наполнение
Механика реализации практики
Условно процесс реализации практики имеет два направления: «прошлое» и «настоящее».
«Прошлое»: младшие школьники изучают исторические и природные объекты родного поселка и прилежащих к нему территорий, этот процесс организуется как событийное проживание в разновозрастной детско-взрослой общности, с привлечением социальных партнеров как из поселкового сообщества, так и за его пределами. Выпускники 4-ого класса становятся экскурсоводами для младших школьников.
«Настоящее»: дети участвуют в социальных практиках по преображению поселка – озеленение посёлка, уборка территорий, в качестве волонтёров помогают в проведении праздников, фестивалей.
Школа сотрудничает с поселковыми краеведами, специалистами по развитию туристической индустрии, дети участвуют в качестве актёров в спектакле-путешествии «Оживающий город», фрагменты из которого включаются в экскурсионные программы для туристов, посещающих наш регион.
Практика реализуется за счет ресурсов школы с привлечением дополнительных возможностей социальных партнеров.
Устойчивые эффекты
Основным эффектом практики мы считаем повышение интереса школьников, педагогов и родителей к участию в событиях практики, а также активное вовлечение нашей разновозрастной общности в общественную деятельность по развитию посёлка.
Актуальность формирования ценностей патриотизма и гражданственности у школьников определена в следующих документах:
- Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р "Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
- Указ Президента РФ от 09.11.2022 N 809 "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей"; - Федеральная программа воспитания.
Для формирования гражданской идентичности особое значение имеет приобщение ребёнка к истокам родной отечественной культуры. В нашем регионе ввиду особенностей его геополитического положения и того, что Калининградская область сравнительно молодой регион (Калининград стал официально территорией России в 1946 году) нет исконно русских архитектурных сооружений, древних русских православных святынь. Архитектурный облик региона сильно отличается от других регионов России. У нас сохранились фортификационные и инженерные сооружения Восточной Пруссии, культовые здания, культурные объекты, жилая застройка, характерные для Восточной Пруссии. На нашей земле семьи учащихся до наступления ограничений, связанных с пандемией, чаще бывали в Польше, Литве, Германии, чем в других регионах России. Всё это существенно осложняет процесс культурной идентификаций наших детей. Вместе с тем в нашей культурной традиции всегда присутствовало уважительное отношение к другим культурам. Мы стараемся воспитывать в наших детям уважение к культуре Восточной Пруссии как к части мировой культуры и сохранять прошлое нашего региона. Мы понимаем, что человек не только потребитель, но и творец культуры. Настоящее нашего региона сегодня строим мы, поэтому считаем важным вовлекать всех участников образовательных отношений в активную деятельность по преображению своей малой Родины. Тем более, что наш поселок в последние годы активно развивается как туристический объект.
От идеи до результата
Описание практики
Содержательно функциональная модель практики включает два блока: «прошлое» и «настоящее».
Прошлое
Содержание
История посёлка
1. Довоенное прошлое Легенды, мифы посёлка. "И у камней есть души"
Механизмы реализации:
Изучение исторических источников, артефактов, экскурсии по историческим местам, создание путеводителей.
2. Военное время
Содержание: " Герои Великой Отечественной войны" "История восстановления нового города - Калининграда"
Механизмы реализации:
-Проекты «История моей семьи в истории моей страны»
-Бессмертный полк класса
-Уход за «Братской могилой советских воинов».
Проведение митингов у мемориала.
Встреча с ветераном Великой Отечественной войны - Василием Алексеевичем Скасырским.
Сбор семейных реликвий для школьного музея.
3. Послевоенная история
Содержание:
Проект "Возраждение посёлка"
Механизмы реализации:
Изучение географии переселения предков в Калининградскую область с 1946 года.
Знакомство с послевоенной и современной историей поселка.
Сбор семейных реликвий послевоенного времени для школьного музея.
Экскурсии к культурным объектам, постановка проектных задач, обмен впечатлениями, рефлексия.
Настоящее
Школьная разновозрастная детско-взрослая общность
Содержание:
- учащиеся
Механизмы реализации:
Подготовка и педагогическое сопровождение экскурсоводов наставников из числа выпускников начальной школы.
Проведение учащимися экологических акций на территории посёлка: субботники, озеленение посёлка.
Проведение природоохранных акций: "Растения Красной книги Калининградской области", "Помощь зимующим птицам", организация сбора корма для бездомных животных "Лапа помощи".
Разработка детьми маршрута "Интересные и загадочные места п.Железнодорожный" .
Практические занятия с 4-ми классами "Я -экскурсовод"
- родители
Механизмы реализации:
Привлечение родителей к организации экскурсий: "Выходные всей семьёй", совместные с детьми субботники по очистки и благоустройству территорий возле исторических памятников, совместные с родителями наблюдения за сезонными изменениями природы (фотоконкурсы: "Мой двор", "Краски осени", "Весенние пейзажи", "Зимние красоты посёлка".
Участие родителей в благотворительных мероприятиях проводимых школой.
Участие родителей в сборе информации о послевоенном прошлом семей учащихся (переселенцы, ветераны Великой Отечественной войны): "Герои моей семьи", "Железнодорожный- часть моей истории".
-педагоги
Механизмы реализации:
Привлечение педагогов школы для проведения тематических экскурсий:
учитель истории: "История плавающего острова", "Мифы и легенды Гердауэна", "Великая отечественная война в истории посёлка", "Братские захоронения на территории посёлка", "Герои прошлого и настоящего";
учитель биологии: "Редкие растения посёлка", "Растения Красной книги";
учитель географии: " Карта посёлка до и после", "Водоёмы посёлка", "Изучение истории плавающего острова".
Вовлечение педагогов младших классов в совместную работу по реализации практики.
Отражение краеведческого компонента в урочной деятельности.
Отражение краеведческого компонента в разговорах о важном: "Педагог нашей школы - моя бабушка и моя мама", "Место - где я живу", "Ветераны труда в моём посёлке", "Наши защитники - наши пограничники", "Чем занимаются волонтёры нашего посёлка","Труд во благо".
Современная жизнь посёлка
Содержание:
- природные особенности посёлка (природные объекты).
Механизмы реализации:
Изучение культурных объектов, экскурсии в природу.
Экологические акции: субботники, озеленение посёлка.
- Храм Святых апостолов Петра и Павла
Механизмы реализации:
Встречи с отцом Геннадием в школе.
Экскурсии в храм Святых апостолов Петра и Павла "Место тишины, покоя и русского духа"
- Основные знаковые поселковые события
Механизмы реализации:
- благотворительные акции
- волонтёрская деятельность учащихся школы в знаковых событиях посёлка:
- благотворительные ярмарки;
- организация гуманитарной помощи участникам СВО, помощь семьям участников СВО,
- сбор книг для детей Донбаса,
- сбор игрушек, книг для детей, оставшихся без родителей в местной больнице - "Коробка храбрости".
Алгоритм внедрения практики;
1 год реализации практики:
- обзорные экскурсии по посёлку с классом во время внеурочной деятельности;
- проведение уроков ИЗО в живописных уголках посёлка;
- тематические уроки: "Моя малая Родина", " История моей семьи в истории посёлка", "Любимые места родного посёлка"
- классные конкурсы фотографий: "Я и мой посёлок","Лучшее фото моего посёлка".
- Участие в благотворительных и экологических акциях.
2 год реализации практики:
Проекты: "Великая Отечественная война в истории моей семьи", "Традиции моей семьи", "Моя семья за общим делом".
Экскурсии: Выезд за пределы посёлка с обзорными экскурсиями, посещение библиотек и изучение прошлого посёлка в альбомах.
- Участие в благотворительных и экологических акциях.
3 год реализации практики:
- Тематические занятия: "Тайны Гердауэна", "Периоды в истории посёлка", "Наш посёлок в прошлом и настоящем".
- Формирование альбома в трёх частях: 1) Гердауэн - город Восточной Пруссии, 2) Великая отечественная война в истории посёлка. 3) Железнодорожный - наш посёлок.
- Участие в благотворительных и экологических акциях.
4 год реализации практики:
- Составление маршрута экскурсии по посёлку и презентация его.
- Проведение экскурсии для учащихся своего класса "Я расскажу историю одного исторического памятника".
- Проведение экскурсий для учащихся 2-3 классов.
- Пополнение альбома экскурсовода.
- Участие в благотворительных и экологических акциях.
Результаты
Показатели результативности:
созданы и реализуются экскурсионно-образовательные маршруты:
1маршрут - Старинная застройка посёлка и арка желаний;
2 маршрут - Секреты замка Гердауэн и его легенды;
3 маршрут - Путешествие в старый Алленбург;
4 маршрут - В гости к дядюшке Мазуру;
5 маршрут - Природные пейзажи Железнодорожного;
6 маршрут - Водные объекты родного посёлка и их история;
7 маршрут - Храм святых апостолов Петра и Павла.
разработана модель реализации практики и методические рекомендации к проведению практики с детьми младшего школьного возраста;
тиражирование практики происходит через социальные сети образовательной организации;
опросы школьников показали, что многие хотят себя профессионально реализовать в родном посёлке;
повысилась активность учащихся в изучении истории посёлка, которая выразилась в участии школьников в экскурсионной деятельности и культурной жизни посёлка;
в ходе реализации практики охвачены не только учащиеся младшей школы, но и старшеклассники, выступающие в качестве наставников и помощников.
привлечение родителей к образовательному и воспитательному процессу, к совместному поиску дополнительной информации по истории родного посёлка;
пополнение экспонатов для создания музея истории посёлка в школе;
Место в системе воспитания образовательной организации
Воспитательная практика реализуется во время внеурочной деятельности и во время каникул.
Ресурсы:
-кадровые: учителя начальных классов, учитель истории, учитель биологии, работники поселковых библиотек.
- материально технические: школьные автобусы для выездов за пределы посёлка или проведения обзорных экскурсий, фото и видео аппаратура для фиксации события.
- привлеченные: экскурсоводы и краеведы посёлка, волонтёры из близлежащих сёл, активные родители.
Одним из главных условий реализации практики является широкое привлечение социальных партнеров:библиотеки района, руководители мини музеев района, местная поселковая администрация, работники архивов, представители туристической индустрии.
Ссылки на актуальную информацию в сети Интернет
https://vk.com/wall-195002098_6371
https://vk.com/public218946508?w=wall-218946508_50
https://vk.com/public218946508?w=wall-218946508_44
https://vk.com/public218946508?w=wall-218946508_43
https://vk.com/public218946508?w=wall-218946508_26
https://vk.com/public218946508?w=wall-218946508_23
https://vk.com/public218946508?w=wall-218946508_11
https://vk.com/wall-195002098_6667
https://vk.com/wall456419643_1167