Логотип
  • Главная
  • Новости
  • Номинации
  • Работы
  • Документы
  • Контакты
  • Войти
  • Регистрация
  • Логотип
  • Главная
  • Новости
  • Номинации
  • Работы
  • Документы
  • Контакты
  • Войти
  • Регистрация
    • Главная
    • Работа Шадрина Елена Олеговна
      • "Изучаем прошлое - строим будущее"

        Воспитательные практики во внеурочной деятельности

        Шадрина Елена Олеговна

        Правдинский городской округ

        Учитель/преподаватель

        МБОУ "Средняя школа п. Железнодорожный"

        06.11.2023

        Читать работу
        Ваше имя


        Ваш e-mail


        Сообщение


        Основные тезисы

        Цели и задачи

         Цель: Создание условий для формирования у младших школьников культурной идентичности и гражданской активности посредством изучения прошлого своей малой родины и активного участия в её преображении в настоящем.

        Задачи:

        - Формировать у младших школьников интерес к изучению истории своего края;

        - воспитывать ответственность за сохранение исторических памятников и природных объектов;

        - организовать активную социальную деятельность по преображению облика своего поселка;

        - организовать деятельность по подготовке экскурсоводов наставников из числа выпускников начальной школы;

        -привлечь родителей учащихся к организации экскурсионно-исследовательской деятельности;

        - организовать взаимодействие с социальными партнерами: экскурсоводы, краеведы, библиотекари, представители администрации посёлка.

        Участники

        Участники воспитательной практики: учащиеся начальной школы (1-4 класс), родители учащихся, учителя начальных классов, учащиеся среднего звена (наставники).

        Оригинальная идея

        Оригинальная идея Воспитательной практики

        Одной из приоритетных задач в контексте гражданско-патриотического воспитании сегодня является формирование у младших школьников ценности исторической памяти и преемственности поколений. Геополитические и культурно-исторические особенности нашего региона (эксклавное положение Калининградской области, сохранившиеся памятники Прусской архитектуры) накладывают определенный отпечаток на процесс культурной идентификации школьников. Вместе с тем, русский человек всегда отличался способностью понимать и уважать культуру других народов. Кроме того, беда многих малых посёлков - отток местной молодёжи и не заинтересованность в развитии своей малой Родины.

        Новизна практики:

        Во-первых, это интеграция экскурсионно-исследовательской и социально активной деятельности.

        Во-вторых, практика реализуется в разновозрастной детско-взрослой общности (учащиеся разных возрастов, родители, педагоги).

        В-третьих, при реализации практики мы привлекаем социальных партнеров из разных сфер.

        В-четвёртых, при изучении прошлого своего посёлка мы акцентируем внимание детей на его настоящем и будущем, как части нашей большой страны России.

        Ценностно-смысловое наполнение

        Механика реализации практики

        Условно процесс реализации практики имеет два направления: «прошлое» и «настоящее».

        «Прошлое»: младшие школьники изучают исторические и природные объекты родного поселка и прилежащих к нему территорий, этот процесс организуется как событийное проживание в разновозрастной детско-взрослой общности, с привлечением социальных партнеров как из поселкового сообщества, так и за его пределами. Выпускники 4-ого класса становятся экскурсоводами для младших школьников.

        «Настоящее»: дети участвуют в социальных практиках по преображению поселка – озеленение посёлка, уборка территорий, в качестве волонтёров помогают в проведении праздников, фестивалей.

        Школа сотрудничает с поселковыми краеведами, специалистами по развитию туристической индустрии, дети участвуют в качестве актёров в спектакле-путешествии «Оживающий город», фрагменты из которого включаются в экскурсионные программы для туристов, посещающих наш регион.

        Практика реализуется за счет ресурсов школы с привлечением дополнительных возможностей социальных партнеров.

        Устойчивые эффекты

        Основным эффектом практики мы считаем повышение интереса школьников, педагогов и родителей к участию в событиях практики, а также активное вовлечение нашей разновозрастной общности в общественную деятельность по развитию посёлка.

         Актуальность формирования ценностей патриотизма и гражданственности у школьников определена в следующих документах:

        - Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р "Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;

        - Указ Президента РФ от 09.11.2022 N 809 "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей"; - Федеральная программа воспитания.

        Для формирования гражданской идентичности особое значение имеет приобщение ребёнка к истокам родной отечественной культуры. В нашем регионе ввиду особенностей его геополитического положения и того, что Калининградская область сравнительно молодой регион (Калининград стал официально территорией России в 1946 году) нет исконно русских архитектурных сооружений, древних русских православных святынь. Архитектурный облик региона сильно отличается от других регионов России. У нас сохранились фортификационные и инженерные сооружения Восточной Пруссии, культовые здания, культурные объекты, жилая застройка, характерные для Восточной Пруссии. На нашей земле семьи учащихся до наступления ограничений, связанных с пандемией, чаще бывали в Польше, Литве, Германии, чем в других регионах России. Всё это существенно осложняет процесс культурной идентификаций наших детей. Вместе с тем в нашей культурной традиции всегда присутствовало уважительное отношение к другим культурам. Мы стараемся воспитывать в наших детям уважение к культуре Восточной Пруссии как к части мировой культуры и сохранять прошлое нашего региона. Мы понимаем, что человек не только потребитель, но и творец культуры. Настоящее нашего региона сегодня строим мы, поэтому считаем важным вовлекать всех участников образовательных отношений в активную деятельность по преображению своей малой Родины. Тем более, что наш поселок в последние годы активно развивается как туристический объект.

        От идеи до результата

        Описание практики

        Содержательно функциональная модель практики включает два блока: «прошлое» и «настоящее».

        Прошлое

        Содержание

        История посёлка

        1. Довоенное прошлое Легенды, мифы посёлка. "И у камней есть души"

        Механизмы реализации:

        Изучение исторических источников, артефактов, экскурсии по историческим местам, создание путеводителей.

        2. Военное время

        Содержание: " Герои Великой Отечественной войны" "История восстановления нового города - Калининграда"

        Механизмы реализации:

        -Проекты «История моей семьи в истории моей страны»

        -Бессмертный полк класса

        -Уход за «Братской могилой советских воинов».

        Проведение митингов у мемориала.

        Встреча с ветераном Великой Отечественной войны - Василием Алексеевичем Скасырским.

        Сбор семейных реликвий для школьного музея.

        3. Послевоенная история

        Содержание:

        Проект "Возраждение посёлка"

        Механизмы реализации:

        Изучение географии переселения предков в Калининградскую область с 1946 года.

        Знакомство с послевоенной и современной историей поселка.

        Сбор семейных реликвий послевоенного времени для школьного музея.

        Экскурсии к культурным объектам, постановка проектных задач, обмен впечатлениями, рефлексия.

        Настоящее

        Школьная разновозрастная детско-взрослая общность

        Содержание:

        - учащиеся

        Механизмы реализации:

        Подготовка и педагогическое сопровождение экскурсоводов наставников из числа выпускников начальной школы.

        Проведение учащимися экологических акций на территории посёлка: субботники, озеленение посёлка.

        Проведение природоохранных акций: "Растения Красной книги Калининградской области", "Помощь зимующим птицам", организация сбора корма для бездомных животных "Лапа помощи".

        Разработка детьми маршрута "Интересные и загадочные места п.Железнодорожный" .

        Практические занятия с 4-ми классами "Я -экскурсовод"

        - родители

        Механизмы реализации:

        Привлечение родителей к организации экскурсий: "Выходные всей семьёй", совместные с детьми субботники по очистки и благоустройству территорий возле исторических памятников, совместные с родителями наблюдения за сезонными изменениями природы (фотоконкурсы: "Мой двор", "Краски осени", "Весенние пейзажи", "Зимние красоты посёлка".

        Участие родителей в благотворительных мероприятиях проводимых школой.

        Участие родителей в сборе информации о послевоенном прошлом семей учащихся (переселенцы, ветераны Великой Отечественной войны): "Герои моей семьи", "Железнодорожный- часть моей истории".

        -педагоги

        Механизмы реализации:

        Привлечение педагогов школы для проведения тематических экскурсий:

        учитель истории: "История плавающего острова", "Мифы и легенды Гердауэна", "Великая отечественная война в истории посёлка", "Братские захоронения на территории посёлка", "Герои прошлого и настоящего";

        учитель биологии: "Редкие растения посёлка", "Растения Красной книги";

        учитель географии: " Карта посёлка до и после", "Водоёмы посёлка", "Изучение истории плавающего острова".

        Вовлечение педагогов младших классов в совместную работу по реализации практики.

        Отражение краеведческого компонента в урочной деятельности.

        Отражение краеведческого компонента в разговорах о важном: "Педагог нашей школы - моя бабушка и моя мама", "Место - где я живу", "Ветераны труда в моём посёлке", "Наши защитники - наши пограничники", "Чем занимаются волонтёры нашего посёлка","Труд во благо".

        Современная жизнь посёлка

        Содержание:

        - природные особенности посёлка (природные объекты).

        Механизмы реализации:

        Изучение культурных объектов, экскурсии в природу.

        Экологические акции: субботники, озеленение посёлка.

        - Храм Святых апостолов Петра и Павла

        Механизмы реализации:

        Встречи с отцом Геннадием в школе.

        Экскурсии в храм Святых апостолов Петра и Павла "Место тишины, покоя и русского духа"

        - Основные знаковые поселковые события

        Механизмы реализации:

        - благотворительные акции

        - волонтёрская деятельность учащихся школы в знаковых событиях посёлка:

        - благотворительные ярмарки;

        - организация гуманитарной помощи участникам СВО, помощь семьям участников СВО,

        - сбор книг для детей Донбаса,

        - сбор игрушек, книг для детей, оставшихся без родителей в местной больнице - "Коробка храбрости".

        Алгоритм внедрения практики;

        1 год реализации практики:

        - обзорные экскурсии по посёлку с классом во время внеурочной деятельности;

        - проведение уроков ИЗО в живописных уголках посёлка;

        - тематические уроки: "Моя малая Родина", " История моей семьи в истории посёлка", "Любимые места родного посёлка"

        - классные конкурсы фотографий: "Я и мой посёлок","Лучшее фото моего посёлка".

        - Участие в благотворительных и экологических акциях.

        2 год реализации практики:

        Проекты: "Великая Отечественная война в истории моей семьи", "Традиции моей семьи", "Моя семья за общим делом".

        Экскурсии: Выезд за пределы посёлка с обзорными экскурсиями, посещение библиотек и изучение прошлого посёлка в альбомах.

        - Участие в благотворительных и экологических акциях.

        3 год реализации практики:

        - Тематические занятия: "Тайны Гердауэна", "Периоды в истории посёлка", "Наш посёлок в прошлом и настоящем".

        - Формирование альбома в трёх частях: 1) Гердауэн - город Восточной Пруссии, 2) Великая отечественная война в истории посёлка. 3) Железнодорожный - наш посёлок.

        - Участие в благотворительных и экологических акциях.

        4 год реализации практики:

        - Составление маршрута экскурсии по посёлку и презентация его.

        - Проведение экскурсии для учащихся своего класса "Я расскажу историю одного исторического памятника".

        - Проведение экскурсий для учащихся 2-3 классов.

        - Пополнение альбома экскурсовода.

        - Участие в благотворительных и экологических акциях.

        Результаты

        Показатели результативности:

         созданы и реализуются экскурсионно-образовательные маршруты:

        1маршрут - Старинная застройка посёлка и арка желаний;

        2 маршрут - Секреты замка Гердауэн и его легенды;

        3 маршрут - Путешествие в старый Алленбург;

        4 маршрут - В гости к дядюшке Мазуру;

        5 маршрут - Природные пейзажи Железнодорожного;

        6 маршрут - Водные объекты родного посёлка и их история;

        7 маршрут - Храм святых апостолов Петра и Павла.

         разработана модель реализации практики и методические рекомендации к проведению практики с детьми младшего школьного возраста;

         тиражирование практики происходит через социальные сети образовательной организации;

         опросы школьников показали, что многие хотят себя профессионально реализовать в родном посёлке;

         повысилась активность учащихся в изучении истории посёлка, которая выразилась в участии школьников в экскурсионной деятельности и культурной жизни посёлка;

         в ходе реализации практики охвачены не только учащиеся младшей школы, но и старшеклассники, выступающие в качестве наставников и помощников.

         привлечение родителей к образовательному и воспитательному процессу, к совместному поиску дополнительной информации по истории родного посёлка;

         пополнение экспонатов для создания музея истории посёлка в школе;

        Место в системе воспитания образовательной организации

        Воспитательная практика реализуется во время внеурочной деятельности и во время каникул.

        Ресурсы:

        -кадровые: учителя начальных классов, учитель истории, учитель биологии, работники поселковых библиотек.

        - материально технические: школьные автобусы для выездов за пределы посёлка или проведения обзорных экскурсий, фото и видео аппаратура для фиксации события.

        - привлеченные: экскурсоводы и краеведы посёлка, волонтёры из близлежащих сёл, активные родители.

        Одним из главных условий реализации практики является широкое привлечение социальных партнеров:библиотеки района, руководители мини музеев района, местная поселковая администрация, работники архивов, представители туристической индустрии.

        Ссылки на актуальную информацию в сети Интернет

        https://zdr.obr39.ru/

        https://vk.com/wall-195002098_6371

        https://vk.com/public218946508?w=wall-218946508_50

        https://vk.com/public218946508?w=wall-218946508_44

        https://vk.com/public218946508?w=wall-218946508_43

        https://vk.com/public218946508?w=wall-218946508_26

        https://vk.com/public218946508?w=wall-218946508_23

        https://vk.com/public218946508?w=wall-218946508_11

        https://vk.com/wall-195002098_6667

        https://vk.com/wall456419643_1167

         

        1. Используемые в работе объекты культуры на территории посёлка.docx Скачать
  • Главная
  • Новости
  • Номинации
  • Работы
  • Документы
  • Контакты
  • Войти
  • Регистрация
  • Институт развития образования

    «Институт развития образования»

    Адрес: г. Калининград, ул. Томская, 19

    Сайт: koiro.edu.ru

    Министерство образования Калининградской области

    Министерство образования Калининградской области

    Адрес: г. Калининград, ул. Томская, 19

    Сайт: koiro.edu.ru

    Государственное автономное учреждение Калининградской области дополнительного профессионального образования

    ©️ 2022 Все права защищены

    Page created 0,03017 sec.
    SQL: 000.
    RAM: 671 kB
    Created by mega8.ru