Основные тезисы
Цели и задачи
Цель воспитательной практики: патриотическое, интеллектуальное, физическое и нравственное развитие обучающихся, их адаптации к жизни в обществе, создание прочной основы для подготовки к служению Отечеству в широком понимании этого слова на основе мотивированного усвоения общеобразовательных программ и программ дополнительного образования в рамках кадетского компонента.
Задачи воспитательной практики:
ØСоздание благоприятных условий для интеллектуального, нравственного, эмоционального, психического и физического формирования личности кадета, всемерное развитие их способностей и творческого потенциала.
Ø Привитие с раннего возраста чувства ответственности за свои поступки, ответственности за товарищей, беспрекословного подчинения законам и требованиям общественной морали при активном развитии чувства собственного достоинства, а также формирование высокой общей культуры, нравственных и деловых качеств, способствующих выбору жизненного пути.
Ø Учет психологических особенностей и умственных склонностей каждого обучающегося, позволяющий создавать оптимальные условия для воспитания верности Отечеству, готовности к достойному служению обществу и государству, честному выполнению долга и служебных обязанностей и утверждение в сознании и чувствах патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышению престижа государственной, особенно, военной службы.
ØСоздание эффективной системы патриотического воспитания в социальном пространстве школы, обеспечивающей воспитание у обучающихся любви к Родине, традициям, верности конституционному долгу, ответственности перед обществом за судьбу Отечества, потребности в упорном труде во имя его процветания.
Ø Оказание помощи родителям в воспитании и социальной защите подростков, формировании у них навыков самостоятельной жизни, адаптации к современным реалиям жизни, трудолюбия, дисциплинированности, целеустремленности.
Участники
Кадеты, родители, классный руководитель
Оригинальная идея
Одним из основных направлений в работе кадетского класса является «Патриотическая проектно-исследовательская деятельность» в команде родитель-ребенок-учитель.
Активное включение учащихся и родителей в создание тех или иных проектов дает возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся и родителей, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления, что является особенно важным для профессионального самоопределения старшеклассников.
В целях формирования патриотического духа у подростков я использую патриотические исследовательские проекты. Ребята совместно с родителями с удовольствием изучают историю своей малой Родины, родословную семьи.
Ценностно-смысловое наполнение
В результате использования патриотической проектно-исследовательской деятельности у кадет формируется система патриотических знаний, ценностей, идеалов, готовность к созидательной деятельности, направленной на благополучие Отечества.
Исследуя жизненный путь своих предков, в семье формируется понимание неразрывной связи между поколениями, бережное отношение к истории семьи, способность к творческой реализации как выражение совершенства и гармонии личности, проявление богатства внутреннего мира человека.
Дети, знающие историю своей семьи, более устойчивы, имеют более высокую социальную компетентность и самооценку, а также у них меньше проблем с поведением.
От идеи до результата
Суть патриотической проектно-исследовательской деятельности состоит в том, что классный руководитель берет тему и представляет ее семейной команде как проект.
Предварительно он формирует маршрутный лист ее изучения. В него вносятся изучаемые разделы темы, все учебные задачи, требования к результатам изучения темы, задания по теме, рекомендуемые источники, вид и сроки представления результатов, а также список творческих заданий или проектов по теме, которые участники должны выполнить после изучения темы.
Классный руководитель:
- составляет маршрутный лист изучения темы;
- продумывает процедуру контроля качества полученных результатов;
- консультирует участников по запросам;
- контролирует выполнение заданий и их качество.
Семейная команда берет маршрутный лист и дальше работает самостоятельно: решают, как достичь поставленной цели, разбить большой путь на задачи и распределить их между членами команды.
Каждый выбирает себе из предложенного списка творческую работу, которую он выполнит по завершению изучения темы. Классный руководитель помогает разбить тему на подтемы (спринты), и определить сколько времени понадобится для их изучения.
Самоорганизующиеся члены команды выбирают, как именно им выполнить свою работу, а не следуют указаниям педагога, как в классическом варианте.
Каждый участник обладает личными навыками и качествами, которые могут быть полезны для общего дела. Команда несёт ответственность за собственный результат сама, что позволяет её членам полностью реализовать свой потенциал, проявив себя.
Результаты
Семейная команда Артема Мозина является призерами Всероссийского конкурса «Герои нашей страны».
Представленная выше работа опубликована во Всероссийком атласе «Герои нашей страны».
Кадет-пятиклассник Артём Мозин и его мама Светлана Олеговна Кучина с успехом прошли все этапы масштабного патриотического конкурса «Герои нашей страны».
Их семейная заявка была отобрана среди 10 000 потенциальных участников конкурса.
Пройдя отборочный тур, Артём, его мама и классный руководитель Ольга Трофимовна Валеулина получили доступ к обучению на онлайн-курсах «Герои истории моего рода: методика исследования и осмысления исторического наследия». Вместе с экспертами конкурса команда провела исследование родословной семьи Артёма и разработала урок патриотического воспитания «Боевой путь моего прапрадедушки Мозина Владимира Алексеевича».
Урок о героическом прадеде семейная команда провела в школе посёлка Мельниково.
Жюри конкурса высоко оценило работу юного кадета и наградило его почетной грамотой и памятным подарком.
Место в системе воспитания образовательной организации
С 2017 года под руководством учителя математики Валеулиной О.Т. в МАОУ ООШ п. Мельниково реализуется кадетский компонент.
Историческая память важна и необходима – во все времена и в любом государстве, особенно в трудные, переломные моменты истории.
Именно такой период переживает сегодня Россия, когда вопросы патриотического
воспитания, исторической памяти вышли на первый план.
Именно поэтому кадетское воспитание в нашей школе является неотъемлемой частью воспитательной работы.
В рамках внеурочной деятельности проводится строевая, огневая и физическая подготовка.
Отдельным курсом реализуется программа «Я – кадет» в объеме 64 часа.
В рамках данного курса ребята осуществляют патриотическую проектно-исследовательскую деятельность с привлечением родительского сообщества.
Ссылки на актуальную информацию в сети Интернет