Основные тезисы
Цели и задачи
Цель: вовлечение детей в увлекательную урочную деятельность, нацеленную на развитие и воспитание личности.
Задачи:
- поддержать интерес к учению, формировать познавательную активность учащихся;
- воспитывать культуру общения;
- совершенствовать навыки письменного перевода и лингвокультурного анализа лирического произведения,
- формировать представление об английском языке как о средстве межкультурного общения;
- формировать чувства патриотизма, любви, уважения к Отечеству, гордости отечественной поэзией.
Участники
Учащиеся 11 класса гуманитарного профиля
Оригинальная идея
Интегрированный урок посвящён известному поэтическому произведению, которому в этом году исполнилось 110 лет. «Берёза» С.А.Есенина - стихотворение очень личностное, пропущенное через сердце и душу. Молодой поэт написал его в возрасте 17 лет, будучи ровесником наших одиннадцатиклассников, участников воспитательной практики.
Шёл 1913 год: Россия на пороге больших потрясений – Первой мировой войны, революции и гражданской войны. В сложное для страны время молодой поэт обращается к подлинным духовным ценностям. Лирический герой обретает их в слиянии с Родиной, природой, самостоятельно развивает свои лучшие душевные качества: любовь к окружающему миру, чуткость, отзывчивость, неравнодушие.
Метапредметный подход к организации материала предполагает интеграцию в предметы гуманитарного цикла (литературу, русский язык, английский язык). Взаимодействие разных предметных областей помогает по-новому взглянуть на поэтику Есенина, глубже проникнуть в художественный мир поэта, почувствовать сложную интеллектуальную составляющую при кажущейся простоте стиха. Сопоставительный анализ разных вариантов перевода стихотворения расширяет лингвистический кругозор учащихся, позволяет лучше понять специфику родного языка и культуры.
Ценностно-смысловое наполнение
С.А. Есенин в своем творчестве обращался к таким вечным темам, как Родина, красота природы и любовь. Поэт вложил в образ берёзы особый смысл. Это воспоминания о родных местах, несбыточная надежда на возвращение во времена детства, стремление вновь ощутить себя счастливым – мысли, знакомые каждому человеку. За описанием берёзы скрываются образы России, которыми поэт искренне восхищался. Именно в мыслях о Родине, любви к ней можно черпать силы и вдохновение. Работа с разными вариантами перевода стихотворения на английский язык позволяет лучше понять специфику родного языка и культуры, задуматься над вопросом: переводима ли гениальность?
Во время урока мы решаем разные воспитательные задачи и способствуем формированию универсальной духовно-нравственной установке «становиться лучше» нашим детям при их непрерывном образовании.
От идеи до результата
Работа с лирическим текстом открывает доступ к духовному богатству поэзии С.А.Есенина, формирует любовь к Отечеству. Школьники вовлечены в познавательную деятельность, которая включает в диалог культур и совместно с родным языком формирует нравственные качества и личность ребёнка. Это те качества личности, которые востребованы со стороны государства и общества.
Результаты
Интегрированный урок показал отличные результаты как в плане изучения поэтики литературного произведения, так и в плане заинтересованности школьников творчеством С.Есенина. После окончания воспитательной практики ребята организовали фотовыставку «Белая берёза», выполнили переводы любимых стихотворений поэта на английский язык.
Место в системе воспитания образовательной организации
Наша гимназия является опорной школой Калининградской области по лингвистическому образованию, а также региональной площадкой по духовно-нравственному воспитанию. Данный интегрированный урок был проведён в рамках Недели иностранного языка, является частью Программы воспитания (модуль «Школьный урок»)
Ссылки на актуальную информацию в сети Интернет
Неделя иностранного языка в гимназии — МБОУ гимназия № 7 (gym7.ru)
Урок состоялся 31 января 2023 г., фото нет. На сайте гимназии была публикация о проведении данной воспитательной практики, но после ноябрьского обновления сайта ссылка не открывается.