Основные тезисы
Цели и задачи
Музыка является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Цель: более подробно и глубоко познакомить учащихся со сложным жанром вокальной музыки – оперой, т.е. через разнообразные виды искусств, входящих в жанр опера – литературу, музыку, театр, изобразительное искусство последовательно развивать творческий потенциал у учащихся, желание к самосовершенствованию и расширению культурно-информационного пространства школьников.
Участники
Участники: гимназисты 5-6 классов, возраст 11-12 лет
Оригинальная идея
Оригинальностью программы является разомкнутость системы уроков, занятий по программе модулей и внеурочных занятий в пространстве образовательных событий, поддерживающих уклад жизни гимназии, ориентированный на формирование и развитие духовно-нравственных основ личности школьников.
Зная о том, что дети любят петь, появилось идея создать программу, основанную на на русском фольклоре - "Русская песня" песня». На занятиях дети пели, играли на русских народных инструментах. Приглашали к себе на занятия другие модули, вместе разучивали и исполняли русские народные песни, показывали инсценировки русского колядования, т.е. учащиеся сами проводили мастер-класс для своих сверстников.
Ценностно-смысловое наполнение
Первое направление программы «Героические образы в операх русских композиторов» предполагает совместное и выразительное чтение фрагментов литературных произведений, взятых для сюжета опер («Слово п полку Игореве», трагедия А.С. Пушкина «Борис Годунов»), разбирать образы главных героев, их поступки. Учиться внимательно читать, слушать музыку, работать в коллективе, высказывать свои мысли и чувства, анализировать. Образы героев или образы русской природы, возникшие в воображении, перенести на бумагу. К данной теме мною сделана презентация.
Второе направление "Русская песня" позволяет учащимся узнать о русских традициях, обрядах, слушать и петь русские народные песни, играть на русских народных инструментах. Познавать культуру своего народа - это важно и ценно.
От идеи до результата
Модуль рассчитан на 17 часов. Для изучения модуля формируются группы, состоящие из 15-17 человек. На первом занятии ставится вопрос об объединении учащихся в малые группы по интересам и творческим способностям: фотографы, художники, художники-оформители, редакторы, медиагруппа (создание мультимедийной или обычной презентации), группы работы над печатным материалом (в виде доклада), подготовки ведущих для итоговой презентации модуля. После этого совместно решается проблема конечного творческого продукта, который учащиеся должны представить по окончании модуля. Правильно оценив свои возможности, логически размышляя, учащиеся предлагают: например, эссе на понравившееся музыкальное произведение, постеры, альбомы с рисунками и стихами, сделанные своими руками и/или с использованием ИКТ-технологий: презентации и/или буклеты в различных компьютерных программах, создание видеоряда к песне или инсценировку песни, исполнение песен о России, Родине и т.д. На завершающем занятии учащиеся всех модулей в параллели коллективно, со своими учителями представляли творческие работы на Фестивале модулей в киноконцертном зале гимназии. Учащиеся со сцены рассказывали о своей работе, показывали презентацию, исполняли песни.
Результаты
В результат, незаметно и ненавязчиво, происходит самое главное в воспитании и обучении учащихся – их собственные рассуждения (не учителя) на тему патриотизма, нравственности, и понимание того, как правильно поступать в жизни (по совести) – уважать и защищать свою страну, ценить и любить семью. Таким образом, работа учителя на занятиях минимальна и незаметна для учеников, учитель оказывает помощь, направляет деятельность учащихся, но создается впечатление, что школьники полностью все делают самостоятельно и с удовольствием. В работе модуля – это самое ценное, главное и трудное.
Место в системе воспитания образовательной организации
Межпредметный модуль разработан в соответствии с Положением о рабочей программе гимназии №40 (по музыке)
Ссылки на актуальную информацию в сети Интернет
О работе Модуля были заметки на гимназичесой страничке ВКонтакте, гимназическом журнале "Сорока"