Основные тезисы
Цели и задачи
Цель Воспитательной практики: Воспитание юных граждан - патриотов России, способных достойно самореализоваться в обществе и семье на основе возрождения и сохранения духовных ценностей, семейных традиций, культуры своего народа.
Задачи Воспитательной практики:
- приобщить учащихся к истокам народного творчества, формировать у подростков объективного подхода к историческим событиям в жизни страны, содействовать приобретению учащимися умений и навыков поисково-исследовательской, проектной и социально-значимой деятельности;
- объединить всех участников образовательных отношений в со-бытийной творческой деятельности;
- содействовать возрождению «института» семьи в развитии традиций и укоренении в истоках народной культуры.
Участники
ученики, родители и учителя МАОУ СОШ №19
Оригинальная идея
Любое общешкольное дело – СО-бытие, которое предполагает активное включение всех участников образовательных отношений, т.е. детско-взрослой общности. Для этого надо не много: просто понять, что каждый, кто рядом, близок тебе и каждый одинаково важен. В этой общности мы и проектируем некое СОБЫТИЕ.
Какие ассоциации вызывает слово СОБЫТИЕ? Представьте себе: вот живет человек, размеренно течет время его жизни и тут… РАЗ - происходит какое-то СОБЫТИЕ. И проживая его, человек становится уже немного другим, приобретает личный опыт. А если написать вот так: СО-БЫТИЕ. Какой смысл приобретет это слово? СО-БЫТИЕ – это совместное бытие, т.е. проживание чего-то важного вместе.
Откуда берутся события, с чего они начинаются? Кто-то их придумывает, и кто-то их реализует. Мы в своей школе придумали так. Весь школьный год, всё течение его времени, мы разделили на три временных промежутка: осень, зима и весна. И каждое время школьного года - это большой общешкольный проект, внутри которого и происходит СО-БЫТИЕ.
Ценностно-смысловое наполнение
- Патриотизм, духовно-нравственное мировоззрение учащихся формируется через социально значимую проектную, поисковую, исследовательскую деятельность учеников, через создание и развитие детско-взрослой общности в школе. Ребенку становится дорого то, что он сам познает в окружающем его мире – вечные ценности, традиции семьи, осознание величия своей Родины – России.
- Гражданственность и правовая компетентность учащихся в многонациональном государстве формируются через участие учеников и их семей, представляющих разные национальные культуры, в общешкольном образовательном проекте. Происходит осознание ребенком своей созидательной роли в обществе, своей укорененности в народной культуре и единства культур в многонациональном государстве.
От идеи до результата
Любое СО-бытие начинается с проектной идеи. Проектная идея нашей системы – временные проекты. Школьный год мы представляем как три временнЫх Со-бытия. Фестиваль национальных культур, ставший уже традиционным, – ключевое со-бытие осеннего общешкольного проекта. СО-БЫТИЕ - это наша проектная идея, наполненная смыслом и ценностями. При этом мы считаем важным разобраться с ценностями и смыслами, так как зачастую в воспитательной деятельности современной школы именно ценностная составляющая часто утекает сквозь пальцы, растворяется в многоцветии форм. Определяем форму проведения - ПРАЗДНИК (фестиваль). Каждый праздник имеет свой смысл и несет в себе что-то особо ценное, что откликается в душе у каждого.
Когда у нас есть идея, мы собираем детско-взрослый актив для того, чтобы разработать план действий, сгенерировать коллективные и личные идеи. Методом мозгового штурма мы ежегодно наполняем проект новым содержанием. В проживании Со-бытия необходима Сопричастность общему делу, ощущение своей нужности как крупинки общего результата. Следующие действия по включению всех участников образовательных отношений в проект: погружение в программу проекта, распределение зон ответственности.
На этом этапе постепенно школа начинает жить общей идеей Со-бытия и Сопричастности – когда каждый вносит свою посильную лепту. Возможность самореализации ребенку дает определенная старшим (план проживания СО-БЫТИЯ) посильная для него зона ответственности, как вклада в общее дело. Каждое со-бытие завершает праздник, реализующий проектную идею. ПРАЗДНИК не был бы СО-БЫТИЕМ, если бы он не был массовым. В нашем фестивале участвует вся школа: дети с 1 по 11 класс, все учителя на разных участках обеспечения, семьи-организаторы праздника и семьи-участники.
При проживании со-бытия, возникают идеи дальнейшего развития. Прожив событие, человек становится другим, он что-то приобретает. Для развития системы, общности, личности необходимой является рефлексия, проводимая как на каждом этапе, так и после проживания События.
Результаты
- укоренение и развитие традиции организации общешкольного со-бытия «Фестиваля национальных культур»;
- сплочение семей учащихся в представлении многонациональных культур;
- укрепление ценностного уклада школьной жизни в со-бытийной детско-взрослой общности.
Можно выделить системные эффекты нашей общности:
- возможность проектирования со-бытия учителями совместно с детьми и родителями, не подавляя их своим авторитетом и инициативой;
- готовность педагогов и родителей услышать детей и доверить им;
- готовность учеников взять на себя ответственность за младшего.
Уклад, формируемый со-бытийной детско-взрослой общностью, обладает характеристиками саморазвивающейся системы. Построение воспитательной системы в нашей школе изначально замысливалось для детей, однако, продвигаясь по пути становления и развития общности, мы обнаруживаем результат профессионального и личностного роста всех педагогов и присоединение, живую заинтересованность родителей. На наш взгляд, такой эффект закономерен, так как формирующийся уклад в своей основе имеет ценности отечественной культуры. Именно поэтому у каждого сопричастного нашей общности происходит встреча с другим, встреча с собой, встреча с собой в культуре, то есть онтологический отклик.
Место в системе воспитания образовательной организации
Путь проектирования и проживания со-бытия для нас приемлем, потому что в нашей системе воспитания со-бытие – главная структурная единица, которая в свою очередь, является подсистемой и отражает все системные характеристики. Мы считаем, что детско-взрослая общность – это естественное укладное образование в нашей культуре. Поэтому его зачатки можно обнаружить даже в спонтанно созданной общности, имеющей точки соприкосновения.
Ссылки на актуальную информацию в сети Интернет
Воспитательная практика была представлена в 2019 году на XIX областных Рождественских чтениях, секции "Со-бытийность детско-взрослой общности как основа развития школьного самоуправления", а также опубликована в сборнике:
- Методические материалы по разработке и реализации Программы воспитания в общеобразовательных организациях Калининградской области: Сборник статей и методических материалов / сост. И.Г. Мишина, В.А. Голышева - Калининград: Смартбукс, 2020.- 138 с.- Новикова Е.Е. «Воспитательная практика создания детско-взрослой общности в событийном пространстве школы на примере алгоритма разработки ключевого общешкольного дела «Фестиваль национальных культур».