Основные тезисы
Цели и задачи
Театр учит видеть прекрасное в жизни и в людях, зарождает стремление самому нести в жизнь благое и доброе.
В задачи театра входят:
- реализация школьного театра «Альбертина» происходит с помощью выразительных средств театрального искусства таких как, интонация, мимика, жест, пластика;
- театральная игра способствует развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического) в жизни обучающегося;
- способствует сплочению коллектива класса, расширению культурного диапазона учеников и учителей, повышению культуры поведения.
Участники
В школьном театре «Альбертина» занимаются обучающиеся начальной школы; основной средней школе формируется ведущая группа из учащихся 5- 11 классов. За время работы было «выпущено» и представлено на суд зрителей более 50 спектаклей, больших пьес и маленьких пьесок, литературных сказок и постановок. И каждый раз у педагогов и учащихся находятся новые идеи и творческие замыслы. Выступление на школьной сцене – это всегда праздник, как для организаторов, так и для зрителей, хотя мы вовсе не ограничиваемся внутренними показами, а используем любую возможность, чтобы выйти за пределы школы, участвуем в региональных фестивалях, посещаем с поздравлениями и выступлениями детей детского дома, интерната в поселке Большое Исаково, выступали так же на сцене Храма Христа Спасителя в Калининграде, в Православной гимназии, а еще ранее на сцене концертного зала Дома Искусств. На наших православных спектаклях всегда присутствует отец Михаил, наш большой друг, духовный наставник, протоиерей Кафедрального собора Христа Спасителя. После выступления детей Батюшка всегда обращается к ребятам с приветственным словом, в котором рассказывает, что каждый из нас делает в жизни выбор между добром и злом, и важно, чтобы человек с Божией помощью научился слушать и понимать добрые помыслы своей души.
Оригинальная идея
Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Но, к сожалению, в настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять и в бездуховности, и безверии, и в агрессивности. Необходимо принципиально противостоять всем нездоровым тенденциям в обществе, затрагивающих наших детей. И театральное искусство в своей области может решить эту важную задачу.
Ценностно-смысловое наполнение
Школьный театр «Альбертина» ориентирован на развитие личности ребенка, на требования к его личностным и метапредметным результатам, направлен на гуманизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основан на психологических особенностях развития обучающихся, а также прививает им высокие нравственные идеалы, что и позволяет воспитать таких людей, которые бы гордились отечественной историей и горячо любили Россию.
Театральная деятельность в «Гимназии «Альбертина» является частью уклада школьной жизни, способствует позитивному восприятию ребенком школы, может служить хорошим средством разрушения негативных установок школьников на учебные и вне учебные занятия. В становлении культуротворческой педагогики возможности школьного театра трудно переоценить. Театр может быть и уроком, и увлекательной игрой, и средством погружения в другую эпоху, и открытием для себя библейских историй, в которых скрыт глубокий нравственный смысл. Это помогает усваивать в практике диалога нравственные истины, учит быть самим собой и "другим", перевоплощаться в героя и проживать множество жизней, духовных коллизий, драматических испытаний характера. Школьный театр как явление, как мир, как тончайший инструмент художественного и общественного познания и изменения действительности представляет богатейшие возможности для становления личности подростка. Иными словами, театральная деятельность - путь ребенка в общечеловеческую культуру, к нравственным ценностям своего народа, путь к себе.
Кроме того, театр позволяет высвободить у ребят их внутренние резервы, учит принимать на себя разные роли, облегчая и корректируя процесс социализации и коммуникации, приучает не бояться выступать на публике. Школьный театр «Альбертина» является средством развития творческих задатков и способностей подростка как в области восприятия и оценки произведений искусства, так и в собственном творчестве. Он развивает активность внимания, наблюдательность, умение фантазировать. Особенно большие возможности заложены в театральной работе с подростками. Именно они начинают углубленно интересоваться многими философскими вопросами православного искусства и другими моральными и эстетическими проблемами. В эти годы происходят поиски нравственных идеалов, критериев эстетических и иных оценок явлений действительности. Возрастание общевоспитательного значения православного театра в жизни школьника связано с тем, что именно в этом возрасте обнаруживается серьезный интерес к православной культуре и наибольшая восприимчивость к воздействию драматического искусства.
От идеи до результата
Театральная студия «Гимназии «Альбертина» творчески и плодотворно работает уже много лет. В репертуаре школьного театра немало спектаклей как светского, так и православного содержания. В театре ставятся спектакли, приуроченные к Новому году, и выпускные, к окончанию учебного года, праздник, когда школа принимает в свою семью пополнение первоклассников, приуроченный ко Дню памяти святого Сергия Радонежского, покровителя всех учащих и учащихся и конечно, большие театральные представления в честь Рождества Христова и Светлого Христова Воскресения. Также в Гимназии «Альбертина» важное место в своей воспитательной работе отводит патриотическому воспитанию. Это направление реализуется давно, глубоко, неформально, в системе, и школьный театр занимает в ней свое прочное место. Так, из последних работ театральной студии Гимназии «Альбертина» стал, очень глубокий и мощный по воздействию на зрителя спектакль «Помни, никогда не забывай», посвященный 75-летию Великой Победы и показанный детям и родителям накануне этой великой даты. Те светлые и искренние чувства, те переживания, которые всколыхнул в сердцах зрителей этот спектакль, несомненно, явились источником нравственного очищения и роста всех участников этого события.
Но можно ли через театр привести человека к Богу? Я не ставлю для себя этой прямой задачи, но вижу свою миссию заронить в души моих воспитанников зерна веры в Бога. Но для этого нужно не только включать в спектакль библейские сюжеты, для этого спектакль должен пробуждать в зрителе чистые, возвышенные устремления души, заставлять задуматься о собственной жизни, побуждать к трезвой переоценке собственных поступков и поиску нравственных ориентиров. Это возможно, когда сами артисты искренни в своем творчестве, когда они сами находятся в духовном поиске.
Первое место по календарному графику работы православного школьного театра занимает Рождество Христово, день рождения Господа нашего Иисуса Христа, день рождения истории Христианства. Рождество Христово – любимейший праздник всех, овеянный светом и радостью. Знамением явления Мессии стала восхитительная Вифлеемская звезда, которая зажглась на небе и указала путь волхвам. Рождественский праздник происходит каждый год, но нет ни одного спектакля, похожего на предыдущий, и радость от этого праздника каждый раз наполняет нас новым светом. Так и наши дети не перестают нас удивлять. Их искреннее желание дарить окружающим радость отзывается в наших сердцах любовью и благодарностью.
Главным событием весны для нашей гимназии является празднование главного христианского праздника – Светлой Пасхи Господней. Работа над спектаклем начинается задолго с выбора литературного материала и написания сценария будущего спектакля.
Все социальные функции школьного театра, всё, что он дает участвующим в его работе, можно увидеть через несколько минут после окончания спектакля: отшумели аплодисменты, закрылся занавес, публика расходится, а участники собрались на сцене, - и никогда больше в школе вы не увидите столько счастливых лиц одновременно. Участие в спектаклях школьного театра формирует своеобразные, особо прочные нити, надолго связывающие исполнителей со школой.
Как и любое искусство, школьный театр обладает воспитательными функциями, которые подлежат реализации лишь в театральном творческом коллективе. Правильно организованная педагогическая работа позволяет участникам более плодотворно решать поставленные задачи, достигать желаемого результата.
Результаты
Православные школьные спектакли корректно раскрывают перед детьми и подростками своеобразие русской культуры, её православных корней и оригинальность русской святости. Воспитательное воздействие театра было подмечено еще в древности, но ему не было придано особой окраски так, как данная проблема нашла свою актуальность в наши дни.
Формирование нравственных начал происходит не только через работу самодеятельного исполнителя, но и в качестве активного театрального зрителя. Это в свою очередь способствует саморазвитию личности ребенка, обогащает его духовный и нравственный мир, формирует активную жизненную позицию. Всё это и делает работу школьного театра актуальной на сегодняшний день.
Место в системе воспитания образовательной организации
Востребованность данной деятельности обусловлена необходимостью возрождения утраченных обычаев, традиций православного народа России. Он позволяет приобщить к ним детей через знакомство с праздниками – Рождеством Христовым, Светлой Пасхой и другими, познакомить детей с историей их возникновения, расширить элементы библейских заветов и знаний, развивать музыкальную культуру, воспитывать интерес к народному творчеству, обогащать словарный запас, ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей.
Ссылки на актуальную информацию в сети Интернет
https://www.youtube.com/watch?v=b96upBi4eZg
https://www.youtube.com/watch?v=FIp8hIXP3wo&t=4s
https://www.youtube.com/watch?v=_YDeJMhiANI&t=6s
https://www.youtube.com/watch?v=4H0eiRYwE7c