Основные тезисы
Цели и задачи
Цель воспитательной практики:
Личностное развитие ребенка, способного самостоятельно делать выбор и нести ответственность за принятое решение, проявлять социальную активность и самостоятельность. Повышение мотивации ко всем видам образовательной деятельности.
Задачи воспитательной практики:
- Разработать систему поощрения, начисления баллов
- Развивать мотивацию к учебной деятельности.
- Содействовать включению обучающихся во внеклассную деятельность школы.
- Воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательные интересы.
- Развивать сотрудничество с родителями обучающихся, посредством вовлечения их в воспитательный процесс.
- Формировать самостоятельность, ответственность.
Участники
Обучающиеся 7-8 классов (13 — 14 лет)
Оригинальная идея
Чтобы успешно учиться, подростку важно осознавать практическую пользу получаемых знаний: как они пригодятся в жизни, помогут реализовать мечту, повлияют на его социальный статус и так далее. Система поощрений для подростков крайне важна. Это мотивация к дальнейшей активной работе. В данной практике выбранная система поощрения содержит элементы геймификации. Все любят играть, потому что на физиологическом уровне во время игры вырабатывается один из гормонов «счастья» — дофамин. Когда получается выиграть, люди испытывают удовольствие и стремятся сделать это снова. Элементы игры позволяют: добиться активного участия каждого обучающегося в жизни не только класса, но и школы; удерживать внимание учеников.
В работе применены следующие игровые элементы: подсчет баллов, ведение рейтинговой таблицы, конкуренция между учениками, работа в команде, материальное подтверждение победы (аукцион с призами и подарками). Помимо этого, главной особенностью данной практики является аукцион, который проходит в конце каждой четверти. На нем разыгрываются различные лоты, которые можно выкупить, используя заработанные в течение учебной четверти баллы.
Данная нестандартная форма помогает обеспечить тесную взаимосвязь между всеми участниками образовательного процесса (учителями предметниками, детьми, родителями). А стремление подняться выше в рейтинговой таблице, заработав большее количество баллов, обеспечивает рабочую, деловую атмосферу, формирует возможность самореализации.
Ценностно-смысловое наполнение
Данная система поощрения (игра-аукцион) учит подростков целеполаганию. Она подразумевает более мелкие этапы, которые нужно пройти, чтобы добиться результата и получить приз в конце пути. Знание этого принципа помогает подросткам легко добиваться целей в реальной жизни.
Проводя целый день в одном коллективе в условиях напряжённой учебной деятельности, школьники испытывают утомление, раздражение от заорганизованности, постоянной регламентации поведения. Именно игра способствует мобилизации умственных возможностей, привитию навыков самодисциплины, развитию организаторских задатков, создавая при этом обстановку радости, удовольствия от совместных действий.
Формируется способность выбора, самообразования и самовоспитания, общение и сотрудничество. Создаются доброжелательные отношения между педагогическим коллективом, детьми и родителями.
Практика направлена на формирование учебно-познавательных компетенций подростков, которые помогут убедиться в том, что знания и активное участие в жизни класса — это тот капитал, который поможет им достичь желаемой цели (победы в аукционе), а также успехов в учебе. В результате чего, они будут обладать мотивацией к саморазвитию.
От идеи до результата
Подготовительный этап
- Выбор названия игры. Обучающиеся предоставляют свои варианты начисления и списания баллов (за что и сколько баллов). Составляется Общее Положение (Приложение 1).
- Из актива класса выбираются обучающиеся, отвечающие за отдельные пункты положения: наличие сменной обучи, наличие опозданий, дежурство в классе, сбор информации по участию в конкурсах, акциях, онлайн-мероприятиях, сбор информации по участию в различных олимпиадах, сбор информации по участию в соревнованиях.
- Создание дневника класса (Приложение 2), в который вносятся данные по работе обучающего на уроке.
Организационный этап
- Каждый назначенный ответственным обучающийся класса предоставляет классному руководителю в конце каждой недели отчет по своему пункту положения (Приложение 3).В конце четверти 2-3 человека осуществляют подсчет баллов за учебную деятельность. Каждая оценка имеет свой вес (количество баллов).
- Классный руководитель производит начисление и списание баллов по результатам предоставленных отчетов, а также исходя из данных дневника класса. Составляется рейтинговая таблица, с указанием баллов у каждого обучающегося. Данная таблица ведется на протяжении всего года, там же отмечается списание баллов в ходе аукциона. Каждому обучающемуся распечатывается бланк с указанием заработанных баллов.
- Встреча с представителями родительского комитета. Определение лотов для розыгрыша на конец года, а также по четвертям. Приобретение их родителями.
- Договоренность с учителя-предметниками класса о предоставлении различных видов сертификатов: «Антидвойка», «Пятерка». Разработка дизайна и печать сертификатов (Приложение 4).
Основной этап
- Непосредственное проведение аукциона. На видном месте размещаются лоты аукциона. Всем обучающимся выдаются бланки с начисленными баллами. Ведущий (классный руководитель) озвучивает первые три места в рейтинге. Демонстрирует его. После чего, переходит к проведению аукциона. Начальная цена всех лотов - 15 баллов. Победителем признаётся тот, кто предложил наивысшую цену. Объединять баллы для приобретения лота нельзя. Лишь в конце года на итоговом аукционе, при желании, можно объединить баллы для выкупа лота.Со счёта обучающего списывается количество баллов, которое он потратил в ходе приобретения лота. Если разыгран сертификат, то в него обязательно вносится фамилия обучающего, кто его приобрел. Передаваться сертификат третьему лицу не может. В конце года, при завершении аукциона все оставшиеся баллы списываются.
Рефлексия
- После игры – аукциона классный руководитель с ребятами обсуждаю результаты аукциона: что им понравилось, какие изменения они хотели бы внести в положение распределения баллов, какие качества они в себе открыли.
Результаты
Данная практика дала положительный эмоциональный отклик со стороны обучающихся. Ребятам и родителям данная игра очень понравилась. Обучающиеся активно стали участвовать в школьной жизни, проявлять инициативу. Ответственно подходить к выполнению поручений, грамотно распоряжаться своими заработанными баллами. У каждого обучающего отмечается динамика в развитии (личностный рост). В классе улучшилась успеваемость.
Место в системе воспитания образовательной организации
Данная игра-аукцион охватывает сразу несколько модулей программы воспитания школы: «Классное руководство», «Самоуправление», «Взаимодействие с родителями», «Внеурочная деятельность», «Урочная деятельность». Практика реализуется по одному из основных направлений воспитания в соответствии с ФГОС — ценности научного познания, где главной целью является воспитание стремления к познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного образования с учётом личностных интересов и общественных потребностей.
В 2021-2022 учебном году, мной была начата апробация данной практики на уровне класса. На заседании методического объединения представлены промежуточные результаты в форме творческого отчета, отражавшие положительную динамику. В новом учебном году, внеся незначительные изменения, я продолжила реализацию представленной игровой технологии. Рассматривается вопрос о возможности в дальнейшем проводить данную игру в каждой параллели классов отдельно.
Ссылки на актуальную информацию в сети Интернет
https://school47klgd.ru/classes/59/page/11
https://school47klgd.ru/classes/59/page/25
<>https://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/2022/11/30/igra-auktsion-formula-uspeha