Основные тезисы
Цели и задачи
Цель : формирование у обучающихся умения разрешать конфликты.
Задачи:
- выявить и повысить информированность младших школьников о причинах конфликтов, динамике их развития, стратегиях разрешения;
- формировать ответственность за свое поведение в конфликте и его исход;
- способствовать формированию представлений о конфликте как нормативном элементе взаимодействия между партнёрами по общению;
- создать условия для формирования навыков использования стратегий разрешения конфликтных ситуаций и их отработки;
- развивать рефлексивные умения, в том числе, в процессе анализа поведения в конфликте;
- улучшить психологический климат в классе.
Участники
Обучающиеся 4 классов.
Оригинальная идея
Школа является мини-социумом, и от того, как научатся дети взаимодействовать с ровесниками и представителями других поколений на территории школы, зависит, как они смогут это делать в реальном взрослом социуме. Если конфликты будут играть разрушительную роль в жизни ребенка - их негативные последствия скажутся и спустя десятилетия. Если же конфликтное взаимодействие в школьные годы научит его относиться к конфликту как к точке сборки, как к возможности выйти на уровень глубинного понимания своего оппонента, такой позитивный опыт может быть плодотворно использован в дальнейшем. Коммуникация не будет представлять для такого человека опасности, что значительно расширит его возможности и в профессиональной деятельности, и в личной жизни.
В этой ситуации особую значимость приобретает проблема формирования у младших школьников умения разрешать конфликты, т.е. формирования у них позитивного опыта понимания себя и позиции оппонентов, осознания силы собственного влияния на ситуацию и перспектив ее развития, выбора такой стратегии поведения, которая основывалась бы на обоюдовыгодном, реалистичном решении, сохраняющем человеческое достоинство.
Ценностно-смысловое наполнение
Социальная ситуация, в которой оказывается современный российский младший школьник, способствует проявлению деструктивных тенденций в поведении. Дети, участвующие в конфликте, используют поведенческие стратегии, приобретенные в семье, в окружении сверстников, обществе, что не всегда позволяет им адекватно и продуктивно разрешать конфликтные ситуации, в том числе, и в силу недостаточного социального опыта. Большинство из них не способны к адекватному поведению в конфликтной ситуации, демонстрируют однообразные стратегии поведения в конфликте, не согласованные с условиями конфликтного взаимодействия. Довольно часто дети выбирают либо агрессивную линию поведения, либо избегание, вплоть до отказа ходить в школу. Сама организация этого возрастного этапа позволяет рассматривать его как один из ключевых в формировании конфликтологической компетентности.
ФГОС НОО обязывает образовательные организации формировать коммуникативные универсальные учебные действия младших школьников в процессе организации образовательной деятельности. Так, в пункте 10 ФГОС НОО среди личностных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования называются следующие: «…9. навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; …13. готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества».
От идеи до результата
- Вступление - сообщается тема занятия, либо задаются вопросы по обсуждаемой теме.
- Основная часть содержит обсуждение, проигрывание ситуаций по предложенной теме, занятия или тренинги.
- Заключительная - направлена на анализ занятия, самопроверку и рефлексию.
Структура каждого занятия включает в себя: вступительную часть (приветствие, настрой на работу, разминочное упражнение, регуляция эмоционального состояния обучающихся); основную часть (практические упражнения для формирования компонентов умения разрешать конфликты); заключительную часть (регуляция эмоционального состояния младших школьников, рефлексия, подведение итогов).
Каждое занятие начинается ритуалом приветствия, выполняющего функцию установления эмоционально-положительного контакта психолога с учеником, а завершается ритуалом прощания. Эта процедура способствует сплоченности детей, создает атмосферу группового доверия и принятия. Разминка включает упражнения, помогающие детям настроиться на работу, повышают уровень их активности и включения в работу группы. Основная часть занятия содержит упражнения, игры, приемы, обусловленные темой и целью занятия. Обсуждение итогов занятия или рефлексия предполагает эмоциональную и смысловую оценку содержания занятия в ходе заключительного обсуждения.
Результаты
- конструктивная установка по отношению к конфликту и направленность на проявление собственных усилий по разрешению конфликтных ситуаций путем выбора и применения конкретной стратегии его разрешения;
- осознанные представления о конфликте, его механизмах и стратегиях разрешения;
- достаточно сформированные навыки разрешения конфликтных ситуаций и собственной саморегуляции в таком типе межличностного взаимодействия
Место в системе воспитания образовательной организации
Классные часы с элементами тренинга. (10 занятий)
Ссылки на актуальную информацию в сети Интернет
Отсутствуют