Основные тезисы
Цели и задачи
Цель: проведение в 11 классе физико-математического профиля урока физики как итогового урока.
Задачи:
- Подвести итоги совместной работы с учениками нетрадиционным способом.
- Написать выпускникам стихотворные посвящения, взяв за основу известные произведения и песни,
- их переделать и придумать свои посвящения.
- Пригласить на праздничный урок родителей, коллег, учеников других классов, выпускников.
Участники
1. Обучающиеся выпускного 11 класса физико-математического профиля.
2. Обучающиеся 7 класса "Школы Умных Физиков".
3. Учителя школы.
4. Родители выпускников.
5. Выпускники прошлых лет.
Оригинальная идея
На протяжении многих лет я провожу традиционно в 11 классе физико-математического профиля последний урок физики по расписанию как итоговый урок, на котором мы подводим итоги нашей работы, но нетрадиционным способом. Я пишу выпускникам стихотворные посвящения, причем каждый такой выпуск рождает новые идеи, приемы, за основу могу взять известное произведение и его переделать или придумать свое. Поем песни, читаем стихи, решаем задачи, серьезные или шуточные, дарим подарки друг другу, конечно, плачем. Обязательно приглашаем на такой праздничный урок родителей, чтобы они могли увидеть своих детей в необычной роли. Я очень люблю эти уроки, хотя подготовка к ним идет почти полгода, но эти последние 90 минут того стоят. У меня в запасе много таких сценариев, этот считаю самым наполненным.
Ценностно-смысловое наполнение
Проблема нравственного воспитания ярко выступает в подростковом и юношеском возрасте, когда ребенок наиболее подвержен негативному влиянию окружающей действительности, что может привести к его ориентации на антиценности, подросток начинает ориентироваться на «заменители» подлинных ценностей, предлагаемые массовой культурой.
Решению данной проблемы способствует организация нравственного воспитания в школе с учетом возрастных особенностей подростков и с использованием педагогических средств, имеющих ценностно-смысловой характер.
Мною используемая форма воспитательной деятельности – групповая, практически в виде спектакля. Я часто использую классические литературные произведения для повышения интерса к ним у обучающихся. Так как я учитель физики и астрономии, то включаю обязательно материал научного содержания в свои сценариии.
Направления воспитания на таком итоговом уроке: интеллектуальное (умственное), духовно-нравственное, эстетическое, патриотическое, приобщение к культурному наследию, популяризация научных знаний.
От идеи до результата
Используемый мною подход в проведении данной практики обеспечивает становление школьника как субъекта нравственного поведения, способного к различению добра и зла, добродетели и порока, к выбору ценностей и поступков, к оцениванию результатов такого выбора и к рефлексии его результатов.
Я стараюсь содействать развитию способности школьника, точнее уже выпускника осознавать свое «Я» в связях с другими людьми и миром в его разнообразии, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия, как для других, так и для собственной судьбы.
Я постоянно подчеркиваю, что каждый миг жизни дает человеку шанс сделать выбор в пользу достойной либо недостойной жизни. Думаю, что моя практика может научить школьника производить такой осмысленный выбор.
Результаты
Рефлексия учителя в данной практике основана на процессах взаимоотражения: не просто на понимании мною внутреннего мира учащегося, но и на понимании того, как он понимает меня. Указанная форма проведения практики позволяет считать, что я сотрудничаю верно с моими учениками, мы - единомышленники, сохраняющие дружеские отношения и в дальнейшей жизни. Очень полезным является такой нетрадиционный урок для родителей выпускников, а также для обучающихся младших классов в свете преемственности, сохранения особого духа физико-математического класса, продолжения традиций.
Место в системе воспитания образовательной организации
В моей школе проведение такой воспитательной практики является многолетней традицией, предложенной мною для выпускников физико-математического класса. Никогда не повторяются сценарии проведения таких итоговых уроков по физике, так как выпускники абсолютно разные по своим увлечениям, успеваемости, выбору дальнейшей профессии, талантам. Я так строю проведение этих уроков, чтобы у каждого выпускника показать его "изюминку", показать его самые интересные стороны. Например, были проведены такие итоговые уроки в последние годы: в 2019 году "Смешарики" из 11а", в 2022 году "Пояс Зодиака 11а".
Ссылки на актуальную информацию в сети Интернет
https://nsportal.ru/node/2786251
Сценарий итогового урока в 11 классе физико – математического профиля «Крылатые качели нашей