Основные тезисы
Цели и задачи
Цель: развитие преемственности и укрепление неразрывной связи поколений через глубокое погружение детей и родителей в историю и традиции своей семьи
Задачи:
- Способствовать духовному единению учащихся и их родителей в познании своих истоков и продвижении добрых традиций в семьи учащихся.
- Создавать педагогические условия для творческого сотрудничества учеников и их близких людей в рамках реализации гимназического долгосрочного проекта «Сад нашей семьи».
- Системно развивать и наполнять ценностный уклад жизни гимназии.
Участники
Учителя, ученики Православной гимназии, их родители, бабушки и дедушки
Оригинальная идея
Оригинальность идеи состоит в дорожной карте проекта «Сад нашей семьи», когда дети на каждом возрастном этапе проникаются историей, традициями своей семьи. Они «взращивают» этот «сад» вместе со своими близкими: родителями, бабушками и дедушками. В нем в свое время появляются Родословное дерево, Дерево профессий, Деревья семейных традиций и увлечений, Спортивное дерево семьи, Географическое … Временные рамки проекта позволяют успешно достигать поставленной цели: более глубоко погружаться детям в историю, традиции своей семьи, укреплять неразрывную связь поколений.
Ценностно-смысловое наполнение
Системность в реализации дорожной карты гимназического проекта «Сад нашей семьи» приводит к тому, что у ребенка постепенно формируется внутренняя установка на желание знать и почитать традиции своей семьи, продолжать формирование генеалогического древа своих предков, начатого предыдущими поколениями, владеть сокровенной информацией своего рода и соблюдать его обычаи.
От идеи до результата
Мотивационно-просветительский этап
- Проведение родительских собраний с целью мотивации родителей на активное участие в проекте, как одно из главных условий успешной реализации проекта. На это собрание обязательно приглашаются бабушки и дедушки – носители многих семейных традиций, хранители семейных историй. Ориентир взрослых – на доверительный неторопливый, но в то же время эмоциональный разговор с ребенком, с использованием материалов семейного архива, так как у детей младшего школьного возраста хорошо развита образная и наглядная память (фотографии, видео, семейные реликвии…). Собрание способствует преодолению внутреннего препятствия родителей (поколение 90-х годов): «Мы мало знаем», переход к установке: «Узнаем и сделаем вместе!».
- Стартовая беседа (классный час) с учащимися.
Организационно-методический этап
- Разработка дорожной карты реализации проекта.
Для примера представлен алгоритм реализации дорожной карты в 1-4 классах:
Класс 1-ое полугодие 2-ое полугодие
1 класс "Родословное дерево" "Дерево профессий"
2 класс "Дерево увлечения моих близких" "Книжное дерево"
3 класс "Дерево традиций моей семьи" "Спортивное дерево"
4 класс "Географическое дерево моей семьи" "САД НАШЕЙ СЕМЬИ"
- Разработка комплекта бланков для опроса родных при «высаживании» определенного «дерева». Все вопросники обсуждаются вместе с детьми, они могут предложить дополнительные вопросы исходя из их интересов. Какие-то из предложенных вопросов могут быть исключены классным руководителем, хорошо знающим особенности своего класса.
Примеры:
Фрагмент бланка опроса «Книжное дерево» для родителей, бабушек и прабабушек, дедушек и прадедушек:
- Первая самостоятельно прочитанная книга
- Любимая книга в школьные годы в начальных классах
- Почему именно эта книга? Чему она учит?
Фрагмент бланка опроса «Географическое дерево»:
- Место рождения
- Место проживания в разные периоды жизни
- Основные сведения (где находятся населенные пункты, основные их достопримечательности)
- Время и причина переезда в Калининград
Фрагмент бланка опроса «Дерево увлечений членов моей семьи»
- Ваше увлечение
- Где и как используются плоды Вашего увлечения?
- Что дает человеку это увлечение?
Фрагмент бланка опроса «Дерево традиций семьи»
- Перечислить традиции семьи
- Кто хранитель традиций в семье
- Основные совместные дела в соблюдении этих традиций
Фрагмент бланка опроса «Спортивное дерево»
- Каким видом спорта занимался или занимается?
- Что человеку дает этот вид спорта?
- Делал ли зарядку по утрам?
Фрагмент бланка опроса «Дерево профессий»
- Профессия
- Место работы
- Как и когда выбирал (а) профессию (когда)
- Где учился (лась) после школы
- Какие школьные предметы нужно хорошо изучать для получения этой профессии?
Деятельностный этап
Кратко деятельность ребенка при «высаживании одного дерева» можно представить следующим образом:
- Погружение в проект (классный час: демонстрация мотивационного ролика, беседа с проблемными вопросами, выведение детей на осознание дефицитов знаний о своей семье).
- Ознакомление и обсуждение тематического опросного листа, внесение своих предложений.
- Проведение опроса с максимально возможным количеством членов семьи, запись в «Блокнотик воспоминаний» близких.
- Оформление в гимназии (в отдельных случаях дома) дерева согласно теме.
Авторские рекомендации:
- Важно, чтобы деревья были с душой нарисованы самими детьми, возможно, где-то и помощью родителей, а не созданы на компьютере. Исключением может быть Родословное дерево в 1 классе, где размещаются кроме информации фотографии близких людей, о которых пойдет речь на других деревьях сада семьи.
- На «Дереве традиций семьи» (рисунке):
- нижний ряд (корни): традиции прабабушек, прадедушек, бабушек, дедушек;
- средний ряд (ствол): какие традиции есть сегодня в нашей семье (родительский ряд);
- верхний ряд (веточки): какие традиции появились в нашей семье благодаря детям (детский ряд).
- В опрос желательно включать брата, сестру, тетю, дядю…
- Представление дерева одноклассникам.
- Размещение дерева в свой «Сад семьи» (специальные папки, в которые собирается весь материал).
Временные рамки проекта обеспечивают успешное достижение его цели, дают возможность каждому ученику представить материалы своего исследования.
Ниже представлены несколько примеров.
«Дерево увлечений моей семьи» Никиты. Фрагмент рассказа. «Веточка дедушки Володи, на ней футбольный мяч. Оказывается, дедушка до сих пор играет в футбол со своими друзьями. Хорошо прийти и поболеть за дедушку и самому поучиться играть, когда приезжаешь в гости к деду. Рядом с мячом - удочка. Как здорово остаться ночевать у дедушки с бабушкой. Вечером собирать рюкзак, ведь ничего нельзя забыть, снасти подготовить. Сложить одежду и обувь для рыбалки с вечера, чтобы утром быстро одеться. Подъем в 4 утра. Быстрый завтрак и в 5 утра уже на речке. Лодка к отплытию готова. Солнце уже встало. Птицы поют. И щука идет, да еще какая». Как оказалось, у Никиты есть своя личная удочка, которую подарил дедушка Володя. А дальше идет рассказ о самой рыбалке, о ее правилах.
Авторский комментарий. Слушая Никиту, понимаешь, что это не просто совместная рыбалка с внуком – это ценные моменты общения и сближения, время передачи жизненных ценностей и опыта. Здесь в непринужденной обстановке идет разговор о рыбах, водоемах, о любви к природе и животным, о бережном отношении к окружающей среде. И в то же время здесь есть возможность ребенку почувствовать себя взрослым, самостоятельным: словить рыбу, а потом еще ее на берегу, на костре приготовить. Вот они: и знания, и эмоции, и совместное дело. Для нас же важен рассказ Никиты одноклассникам, который идет в копилку их нравственного взросления. И качество рисунков здесь совсем не оценивается, важно то, о чем он рассказывает. Когда ребята будут приходить домой и рассказывать о Деревьях увлечений семей одноклассников, возможно, и в их семьях станут зарождаться новые семейные увлечения.
«Книжное дерево» семьи Варвары. В семье Вари нашли выход, как охватить больше родственников, которые живут в разных городах: Москве, Сорове. Они создали группу в Сети Интернет, а затем Варя собрала весь этот материал и вместе с родителями разместила на своем Книжном дереве. У Вари вызвало удивление, что ее родственники читали книги по ночам под одеялом с фонариком, на что она сказала, что у нее над кроватью для этого есть лампа. Варя, прослушав рассказы своих близких о любимых произведениях, составила список книг, которые захотела прочитать в ближайшем времени и когда вырастет, станет старше. Особенно важным в общении с близкими здесь был разговор, чему учит та или иная книга. Как видим, «Волшебник изумрудного города» – дружбе и доверию, рассказы о природе Пришвина – любить природу. Благодарность – маме Вари, которая заказывает и покупает ей книги. Отсюда и любовь к чтению.
«Дерево профессий» первоклассницы Марты. Она узнала, где и кем работают ее близкие, когда они определились с выбором профессии, где учились родители, бабушка и дедушка после школы, какие школьные предметы нужно хорошо изучать в школе для получения данной профессии.
«Географическое дерево» семьи Глеба и Полины. Для нашей Калининградской области оно приобретает особое значение. Потому что история области берет свое начало в 1945 году, когда приехали на эту землю первые переселенцы. Вот почему важно знать свои географические родовые корни: кто, когда сюда переехал, на эту землю, где впоследствии и родились наши гимназисты. Здесь изучается история и семьи, и страны в целом. На примере Географического дерева семьи Полины и Глеба видно, как тесно переплетены в семье разные национальности: по линии мамы – корни из России и Украины, по линии папы – корни из России и Литвы. Собирая ответы на вопросник, ребята узнают места рождения и проживания в разные годы своих близких, основные сведения (где находятся населенные пункты, основные их достопримечательности), время и причины переезда в Калининград. Ребята знакомятся с уникальными документами. Так рождается Летопись семьи в истории города, края, и нашей страны.
«Дерево семейных традиций» одной из семей наших гимназистов Софьи, Миши и Вани. На наш взгляд, это одно из основных деревьев в нашем Саду. Семейные традиции делают семью уникальной и неповторимой. Они сближают и объединяют членов семьи, делают ее сплоченной. Через семейные традиции обретается духовная общность поколений, связь времен, которая, к сожалению, в некоторых семьях была прервана. В семье ребят от прабабушек и прадедушек, бабушек и дедушек сложились традиции: семейные обеды по праздникам и в воскресные дни, инсценировка маленьких спектаклей, чтение стихов, застольные песни, поздравительные открытки и письма (однополчанам), летние вечера у костра с гитарой (рассказы прадедушки), возложение цветов на праздник Победы и другие. От родителей: совместное рукоделие и чтение книг, посещение Литургических Богослужений, ежегодное фотографирование в один и тот же день; «Беседы на диване» с воспитательным смыслом; подготовка подарков своими руками на праздники; празднование именин в храме и кругу семьи. Есть уже традиции, которые предложили дети в семье: шествие в Бессмертном полку на 9 мая; благословение детей родителями; украшение окон к празднику Победы; домашнее дежурство; объятия перед сном; несколько дней в месяц жизнь без гаджетов и телевизора.
На деятельностном этапе кроме «высаживания деревьев», о чем речь шла выше, могут создаваться и другие продукты проекта в зависимости от Дерева:
- «Родословное дерево» – герб семьи
- «Книжное дерево» – список интересных книг для одноклассников, библиотека в классе;
- «Географическое дерево» – географический атлас семьи;
- «Спортивное дерево» – семейный спортивный календарь;
- «Дерево профессий» – мультфильм, книжка-малышка о профессиях;
- «Дерево увлечений» – примеры подарков своими руками, презентации, видеоролики с мастер-классами;
- «Дерево традиций» – добрые дела класса.
Рефлексивный этап
На этом этапе ученики совместно с классным руководителем продумывают форму презентации результатов реализации проекта (промежуточных результатов проекта).
Возможные варианты:
- совместное детско-родительское собрание;
- видеоролик «… деревья семей учеников нашего класса»;
- презентация Книжного дерева в библиотеке, Спортивного дерева в спортзале, Географического дерева в кабинете географии (с использованием карты России и нанесения на нее всех географических объектов, которые будут озвучены в ходе презентации учеников) и т.д.
Любой из вариантов будет способствовать семейному единению и зарождению новых семейных традиций.
Долгосрочный проект в среднем звене предполагает свое продолжение. Так, это могут быть:
- «Школьное дерево» (любимые предметы моих близких, занятость во внеурочное время, самое яркое событие, твой школьный друг, песни и фильмы того времени, мода, в какие игры играли и т.д.) – получение этнографических знаний из первых уст;
- «Дерево семейных путешествий» (папы и мамы, бабушек и дедушек…) – расширение представлений о нашей необъятной Родине;
- «Дерево счастья моих близких» (счастье – это…, мечта в жизни, самое важное событие в жизни, мудрый совет от…) – ступени самореализации, стремление быть полезным семье и обществу.
Результаты
Социально-педагогический эффект реализации долгосрочного проекта «Сад нашей семьи» – в его результатах.
Качественные результаты
Для ребенка:
- При «высаживании каждого дерева» ребенок узнает много важной и новой для него информации о своих близких (в зависимости от темы).
- Проект способствует созиданию в ребенке внутренней нравственной чистоты и любви к отчему дому. У него укрепляются патриотические чувства сначала по отношению к своей семье (чувство счастья, что он является частью такой семьи). Затем к городу и краю, к своей стране через осознание того, что история семьи есть отражение истории родного Отечества, где каждый близкий человек делал в свое время или делает сейчас многое во имя его процветания. Таким образом, история страны через судьбы родственников становится ребенку более близкой и понятной.
- На деятельностном этапе ребенок действительно вовлекается в интересную деятельность, приобретая опыт коммуникации при сборе информации, творческий опыт при оформлении своих «деревьев», опыт их презентовать своим одноклассникам и т.д.
Для гимназии и семьи:
- Гимназический долгосрочный проект «Сад нашей семьи» способствует выполнению миссии гимназии: «Создание единого образовательного пространства: семья, школа, церковь».
- Проект способствует созданию и развитию гимназических традиций духовного просвещения.
- Позитивные отзывы родителей, бабушек и дедушек говорят об их высокой оценке практической ценности и важности проекта.
Для педагогического сообщества:
- Проект в силу глубины погружения ребенка в прошлое и настоящее своей семьи, в силу достаточных временных рамок способствует, с одной стороны, неформальному подходу формирования у него чувства сопричастности к родному дому, уважения к старшему поколению. И, с другой стороны, на деле объединяет семью, решая педагогическую проблему активного вовлечения родителей в воспитательный процесс.
- Проект получил поддержку педагогов региона в рамках его презентации на XVIII областных Кирилло-Мефодиевских чтениях и на Августовском педагогическом форуме «Единое образовательное пространство: стратегии, практики, ресурсы».
- Дорожная карта проекта и апробированный алгоритм его реализации могут пополнить портфель воспитательных практик любого классного руководителя, что позволит ему успешно реализовать подобный проект в своем классе.
Количественные результаты
- 100%-ное участие учеников класса в реализации проектов.
- Устойчивый рост числа родителей, а, главное, бабушек и дедушек, вовлеченных в проект.
- Рост детских инициатив в рамках реализации проекта.
Место в системе воспитания образовательной организации
Гимназический долгосрочный проект «Сад нашей семьи» – один из цикла детско-взрослых проектов, реализуемых в Православной гимназии г. Калининграда. Он является одним из основополагающих в укладе жизни нашей гимназии, так как ориентирован на выполнение миссии гимназии: «Создание единого образовательного пространства: семья, школа, церковь».
Проект «Сад нашей семьи» реализуется совместно с проектом «Память», что сегодня как никогда важно и актуально. Ученики, записывая воспоминания об участии их близких в Великой Отечественной войне, учатся бороться с трудностями, быть устойчивыми к невзгодам и бедам, как это делали их прабабушки и прадедушки в трудное военное время. Учатся гордиться своими близкими, героически сражавшимися на войне, чтобы их они, их внуки и правнуки, жили счастливой жизнью.
Ссылки на актуальную информацию в сети Интернет
Проект «Книжное дерево» моей семьи
https://pg-klgd39.ru/blog/proiekt_knizhnoie_dierievo_moiei_siem_i_
В семейном саду – новое дерево
https://pg-klgd.obr39.ru/about/news/2380235
Душевное собрание
https://pg-klgd39.ru/blog/dushievnoie_sobraniie
Открытие XVIII областных Кирилло-Мефодиевских чтений
http://cherneparh.ru/2022/05/04/otkrytie-xviii-oblastnyx-kirillo-mefodievskix-chtenij/
http://kdeparh.ru/otkrytie-xviii-oblastnyx-kirillo-mefodievskix-chtenij/
Августовский педагогический форум «Единое образовательное пространство: стратегии, практики, ресурсы». Региональный проект «Ценностный ориентир».
Участие Православной гимназии г. Калининграда в Августовском педагогическом форуме «Единое образовательное пространство: стратегии, практики, ресурсы»